Александр Полиди: «Креативные индустрии станут драйвером роста Кубани»
Правительство России утвердило концепцию развития творческих индустрий до 2030 года в крупных городских агломерациях. Согласно концепции, доля творческого бизнеса в экономике должна увеличиться почти в три раза, а количество занятых — с неполных 4,5% до 15%.
В 2020 году Кубань заняла 7 место в РФ по экспорту креативных индустрий. Пока вклад отрасли в ВРП региона крайне низок, но в перспективе она может стать драйвером экономического роста края.
— В Краснодарском крае введены новые ограничительные мероприятия. О локдауне пока говорить не приходится, но в случае его введения, что будет происходить с экономикой региона? Как сейчас ощущает себя бизнес, и переживет ли он новый виток ограничительных мероприятий?
— Меня успокаивает заявление правительства о том, что локдаун и закрытие границ — это крайняя мера, и применима только в случае неконтролируемого развития ситуации. Если это произойдет, то это станет очередным сокрушительным ударом по бизнесу, который только оправился от ситуации прошлого года. Экономика в 2021-м начала показывать признаки восстановительного роста фактически только к третьему кварталу.
Вообще мы отработали прошлогоднее падение, восстановительные экономические процессы происходят достаточно быстро. В то же время благодаря локдауну государство наконец-то озаботилось регулятивной средой, реальной поддержкой бизнеса и наиболее незащищенных слоев населения. На быстрые темпы восстановления, в том числе, повлиял и локдаун.
— Все ли отрасли экономики восстановились?
— Есть не столько отрасли, сколько конкретные компании, которые еще не оправились. Экономика России вообще крайне неоднородна, уровень дифференциации регионов по социально-экономическому развитию просто колоссальный. Если мы даже возьмем два субъекта, которые расположены через мост — Краснодарский край и Адыгея — увидим, что уровень социально-экономического развития отличается в разы. То же самое с отраслями. Внутри отрасли, будь то строительная или индустрии развлечений, есть компании-аутсайдеры и компании, которые или уже ушли, или вынуждены уходить с рынка.
— Краснодарский край традиционно считается регионом с повышенными инвестициями в АПК, промышленность, санаторно-курортную отрасль. Но по итогам 2020 года регион занял 7 место в экспорте креативных услуг. Насколько это перспективное направление для региона?
— Крайне перспективное. Это направление осознанно было включено и в стратегию социально-экономического развития края, которая разрабатывалась в 2017 году, и в стратегию города Краснодара в 2018-2019 годы. В принципе, это новый вид деятельности для нас. Мы называем креативными индустриями достаточно большой сектор экономики. Это производство услуг и продуктов, например, архитектура, дизайн, IT, веб-дизайн — все, что связано с интерактивным развлечением. Это, собственно, индустрия развлечений, новые иммерсивные спектакли — где-то на грани театральной деятельности и IT.
— Каков вклад креативных индустрий в ВРП Кубани сегодня?
— Сегодня это зарождающаяся отрасль в крае, поэтому ее вклад в ВРП крайне невелик. Должно пройти время, чтобы отрасль оформилась и стала предметом и объектом статистического изучения. Для наглядности приведу пример Португалии. До недавнего времени мы считали, что это тихая европейская провинция, далеко не флагман в социально-экономическом, в промышленном, инвестиционном развитии. Сегодня Португалия — житница, здравница, имеет шесть компаний-единорогов с капитализацией более миллиарда долларов, которые выросли на пустом месте. Сегодня эти компании стоят несколько миллиардов долларов и формируют в значительной степени лидерские позиции Португалии как раз в креативных индустриях.
Что касается перспектив креативных индустрий в регионе, то, на мой взгляд, это следующий драйвер экономического роста Кубани после АПК, курортно-рекреационного комплекса и промышленности. Собственники, топ-менеджеры, компании, занимающиеся креативными индустриями — это люди с высокими требованиями к уровню и стандартам жизни, качеству городской среды. Им часто не нужны такие серьезные инфраструктурные объекты, как заводы, фабрики, железные дороги. Основной их капитал в голове. Им достаточно хорошего интернета и компьютерного оборудования, чтобы зарабатывать и развиваться. Поэтому роль креативных индустрий будет увеличиваться кратно. Думаю, что лет через пять мы увидим темпы прироста вклада этого комплекса в ВРП.
— С какими основными стоп-факторами сталкивается данный вид бизнеса, и какие существуют проблемы?
— Есть две проблемы. Первая — это кадровый голод. Система высшего образования в крае не готовит специалистов, которые сегодня были бы адекватны сложившимся условиям и требованиям креативных индустрий к качеству и спектру подготовки специалистов.
Вторая — должны быть решены вопросы развития городской среды. Если человек, работающий в IT-индустрии, креативной индустрии, вынужден по несколько часов в день добираться до работы, у него не решены бытовые вопросы в плане доступности социальной инфраструктуры, рекреационной инфраструктуры и так далее, то это не будет способствовать росту и развитию этого комплекса.
— На Петербургском международном экономическом форуме власти подписали соглашение о создании IT-парка. Каковы ваши оценки перспективности этого направления, и сколько это потребует инвестиций?
— IT-индустрия и креативная индустрия вообще требуют какой-то локализации, понимаемого оформления в пространстве, с инфраструктурой, с городской средой. Но это не главное. Нельзя говорить о том, что мы построим 70-этажный офисный центр и назовем его «Центр креативных индустрий края», и завтра здесь будет рассвет этих самых креативных индустрий. Проект нужен однозначно. Без локального обустройства территории не может быть нормальной среды для общения участников этого рынка. Но с другой стороны, мы должны понимать, что это и школы, это и определенные форумы, это качество городской среды, которое у нас очень сильно страдает.
— Какие отрасли креативных индустрий наиболее сейчас перспективны на Кубани? На что, возможно, требуется обратить особенное внимание?
— У нас есть уникальная структура экономики в Краснодарском крае. Это и АПК. Но для развития колонизированного умного АПК необходимы умные индустрии, в том числе, креативные. Это и маркетинговая поддержка, и IT-поддержка на всех этапах, и умная логистика. Если мы говорим о логистике, как о колесах, то это традиционный сектор. Но организация логистических цепочек, их оптимизация, равно, как и маркетинг — как раз и есть предмет для креативных индустрий.
Курортно-рекреационный комплекс дает шикарные возможности для развития событийного делового туризма. Он тоже сильно заточен под креативную индустрию. Например, глобальные формы организации выставок, ярмарок, симпозиумов. Из выставочного бизнеса нашего края вырос стартап, который сегодня продвигается в России и Германии.
Александр Полиди — доктор экономических наук, профессор, консультант, бизнес-консультант. Является соразработчиком стратегий социально-экономического развития Краснодарского края, Краснодара, 9 муниципальных образований Краснодарского края, ряда федеральных и региональных компаний. Заместитель председателя Общественной палаты Краснодарского края.