Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Илья Дудковский: Интерес к покупке готового бизнеса на Юге будет расти

Предприниматели в ЮФО и СКФО в 2023 году интересовались покупкой готового бизнеса в интернете в сфере общепита, выдачи заказов и туризма. В дальнейшем прогнозируется рост спроса на стоматологии и автомастерские
Фото: предоставлено пресс-службой платформы «Авито»
Фото: предоставлено пресс-службой платформы «Авито»

В Краснодарском крае в 2023 году зарегистрировали 59,6 тыс. новых организаций, что на 14,4% больше, чем годом ранее, приводили данные аналитики «Контур.Фокус». Вместе с этим в регионе наблюдалось повышение спроса на покупку готовых компаний и франшиз. По оценке «Авито», спрос на готовый бизнес в Краснодарском крае на платформе вырос на 18% год к году. Наибольшая динамика прослеживалась в сегменте туризма — рост составил 153%.

О наиболее популярных категориях готового бизнеса и причинах спроса РБК Краснодар рассказал руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» на «Авито» Илья Дудковский.

— Согласно опросу деловой аудитории сайта РБК, который был проведен в конце 2023 года, более половины опрошенных интересовались объявлениями о продаже готового бизнеса или франшиз на сайтах-классифайдах. Какова ситуация в регионах Юга и Северного Кавказа? Есть ли здесь отличия от картины по стране?

— Действительно, большое количество людей использует сейчас площадки объявлений, чтобы искать предложения, связанные с продажей покупок готового бизнеса, франшиз. Это дорогой, сложный продукт, его нельзя положить в корзину и оплатить картой. Сегодня площадки объявлений выполняют те же функции, что объявления в газете: вы размещаете информацию о своем объекте и даете возможность миру ознакомиться, позвонить вам, договориться о каких-то условиях встречи и дальше продолжить сделку потенциально.

Нельзя сказать, что есть какие-то большие отличия южных регионов от России, мы все живем в одних условиях. В топе готового бизнеса по всей стране находятся такие индустрии, как онлайн-торговля, общественное питание, туризм, а также все, что связано с обслуживанием автомобилей. Медицинские услуги тоже входят в топ. Это не означает, что нет никаких сделок или объявлений в других сферах, более специализированных, например, машиностроение. Их физически меньше, поэтому мы их не видим в общей динамике.

От кафе до барбершопов

— По данным «Авито», в Краснодарском крае лидером по темпам роста спроса на покупку готовых компаний и франшиз в 2023 году стала сфера туризма. Какие еще категории возглавили топ? Почему, на ваш взгляд, именно они стали лидерами? Характерна ли такая структура спроса для других южных регионов — Ростовской области, республики Адыгея?

— В Краснодарском крае в топ-3 категории в 2023 году, помимо туризма, вошли пункты выдачи заказов и общественное питание. Популярность пунктов выдачи заказов связана с развитием маркетплейсов и доставкой через онлайн-магазины. В Ростовской области первые два места тоже заняли пункты выдачи заказов, общественное питание, на третьем расположились онлайн-магазины.

Если мы посмотрим на топ-3 категории с наиболее высокими темпами и потенциалами роста, то для Краснодарского края — это туризм, онлайн-торговля и индустрия развлечений. В Ростовской области наблюдали интересный феномен — в 2023 году был наибольший рост спроса на медицинские клиники, стоматологические кабинеты. Но эта статистика может быть следствием низкой базы прошлых лет. В 2023 году мы поработали над тем, чтобы больше категорий бизнеса было представлено на площадке, и среди прочего выделили отдельную медицинскую сферу. Это дало свои результаты, мы увидели рост предложения и спроса по некоторым регионам. С другой стороны, сказалось развитие частной медицины, ДМС, культуры оздоровления. Коммерческое медицинское обслуживание, хоть и сложная, специализированная сфера, но достаточно денежная и востребованная.

Следующими по потенциалу развития в Ростовской области после стоматологии и медицины идут онлайн-магазины и индустрия развлечений.

— Что можно сказать о наиболее востребованных категориях готового бизнеса в регионах Северного Кавказа? Какие направления наиболее привлекательны там?

— На Северном Кавказе на первом месте среди категорий готового бизнеса находится общественное питание, следом идут пункты выдачи заказов. Интересно, что на Северном Кавказе, в отличие от Кубани, на третье место вышла индустрия красоты — барбершопы, студии красоты. Спрос рождает предложение.

— К чему интерес выше — готовому бизнесу, франшизам, аренде бизнеса или, возможно, другим позициям? Есть ли здесь отличия Юга и Северного Кавказа от общероссийских тенденций?

— Мы видим изменения в распределении спроса между разными видами инвестирования, но пока на платформе превалирует готовый бизнес. Доля запросов по нему варьируется от 60 до 70%.

В последние два года растет интерес на поиск партнеров. Иногда, когда не хватает финансирования или каких-то знаний, люди начинают предлагать долю в своем бизнесе на площадке. Это стало особенно актуально в пандемийные годы и продолжает развиваться сегодня. Еще интересный формат, когда люди просто привлекают инвестиции в какие-то проекты, получается некий аналог краудфандинга через платформу. Размещается объявление, описывающее, какой проект и на каких условиях для потенциальных инвесторов планируют реализовать.

Кроме того, в России продолжает набирать популярность развитие бизнеса по модели франчайзинга. Пока в Краснодарском крае, Ростовской области, регионах Северного Кавказа на франшизы приходится 4-5% от общего потока спроса на готовый бизнес. Думаю, что этот показатель будет расти, число предложений уже увеличивается. Предприниматели уже лучше понимают, как эта модель работает, как она может быть им полезна с точки зрения развития бизнеса на уровне региона или даже на федеральном уровне с минимизацией их собственных затрат. Покупатели понимают, в каком случае лучше покупать франшизу, а не готовый бизнес. Особенно это касается начинающих предпринимателей. И так как мы в целом сейчас видим тренд на предпринимательство, на открытие какого-то своего дела, вследствие франшизы тоже будут развиваться.

Сколько стоит готовый бизнес на Юге

— За какой бизнес покупатели из ЮФО и СКФО готовы были платить больше всего в 2023 году? О каком диапазоне инвестиций идет речь? Каков средний чек?

— Когда мы говорим про бизнес, мы должны понимать, что это не обязательно сложная структура, с большим количеством активов, сотрудников. У нас на платформе можно найти много предложений до 1 млн руб. При этом не исключаем, что стоимость итоговой сделки может быть иной.

Самые дорогие предложения, которые мы наблюдаем, это туристические объекты, потому что в первую очередь они представляют собой большие капитальные строения. Их средняя стоимость на платформе находится в диапазоне от 1 до 10 млн руб. Например, в Дагестане такие объекты в среднем стоят 1 млн руб., но надо учитывать, что реальность может отличаться. В Краснодарском крае средняя цена за туробъекты составляет 7,5 млн руб., в Северной Осетии — 4,5-5 млн руб.

Средняя стоимость небольшого кафе варьируется от 400 до 800 тыс. руб. Там остаточная стоимость активов небольшая, основное — налаженная бизнес-модель, клиентская база, узнаваемость бренда и вывески. Цена на покупку пункта выдачи заказов во всех регионах составляет около 400-500 тыс. руб. Здесь стоимость зависит от местоположения объекта, числа заказов через него, стоимости франшизы от маркетплейса. В сегменте автомастерских тоже стоимости небольшие, 500-800 тыс. руб., но опять же, зависит от местоположения. В той же Ростовской области цена на покупку автомастерской в небольшом городе будет ниже, чем в самом Ростове-на-Дону.

— Говоря о предложении: в каких категориях их больше на Юге и Северном Кавказе, а в каких — меньше всего? Чем это можно объяснить?

— Чем больше развивается индустрия, тем активнее растет спрос и предложение в этом сегменте. Условно, в категориях общепита и туризма всегда есть какие-то предложения на платформе. С другой стороны, из-за развития программ внутреннего туризма и переориентации населения на отдых внутри страны, рост спроса в этой категории опережает рост предложения. Даже те владельцы, кто думал продать какие-то объекты, сейчас задумываются над развитием своего бизнеса, привлечь инвестиции, потому что внутренний туризм продолжит развиваться. Это сегодня касается не только южных регионов.

Онлайн-сфера тоже очень динамичная, количество предложений и спрос здесь растут постоянно. Ты можешь продать свой онлайн-магазин жителю другого города, а клиенты могут даже не заметить изменений. Добавляется история, связанная с отрывом от физической привязки к бизнесу, что придает дополнительную динамику этой индустрии.

— Есть ли категории, которые вообще не находят своего покупателя?

— Есть узкие ниши, очень специализированные, например, химическое производство, компании, проводящие сложные лабораторные анализы. Это требует и знаний, и понимания этой индустрии, и образования, сертификатов. И привлекает только специалистов, которых физически мало. Поэтому такие бизнесы можем встречать редко на платформе. Предложения могут висеть определенное время и не пользоваться спросом, просто потому, что здесь очень узкая выборка людей, кому это может быть интересно. Рано или поздно такие объекты находят своих потенциальных новых владельцев.

Спрос продолжит расти

— По вашей оценке, почему сейчас предложения о готовом бизнесе ищут в интернете, и чем сегодня руководствуются предприниматели при выборе вот такого канала?

— Продать бизнес и найти покупателя не так просто. Есть сообщества, бизнес-клубы, где люди друг другу предлагают свои активы, специализированные группы о покупке-продаже бизнеса в социальных сетях. Но в реальности процесс сложный, связан с формированием доверия между людьми, к платформе, с необходимостью каких-то знаний по оценке бизнеса. Онлайн-платформа с именем и репутацией — достаточно безопасная среда, куда можно просто зайти и посмотреть, как на витрину.

«Авито» очень посещаемая площадка по количеству пользователей, не исключено, что некоторые даже не думали о покупке бизнеса, пока не увидели объявления. Функционал платформы позволяет закрыть первые этапы знакомства потенциального инвестора и продавца друг с другом. Сами сделки, конечно, происходят уже за пределами платформы.

— Какой прогноз вы можете сделать по спросу на готовый бизнес на 2024 год? Какие факторы будут оказывать влияние на него?

— Следуя экономическим тенденциям и тенденциям развития вообще бизнеса в стране, мы видим продолжение роста спроса на предпринимательство в целом. Появляется больше новых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Люди, которые раньше работали в корпорациях, например, вышли на рынок труда с накопленными капиталами и, соответственно, рассматривали какие-то объекты либо как основную деятельность, либо в качестве дополнительного заработка.

Инструменты инвестирования немного изменились, и те инструменты, которые казались ранее более-менее понятными, надежными, за последние три года показали определенную волатильность. Это в целом тоже двигает людей на то, чтобы владеть своим активом. Иметь свое дело уже кажется не таким рисковым и непонятным, как инвестировать в какие-то до этого принятые инструменты.

Также будут оказывать влияние определенные тенденции, например, развитие туризма, который тянет за собой общественное питание, индустрии развлечений, развитие частной медицины. Будет востребовано все, что связано с обслуживанием автомобилей, потому что парк потихоньку становится старше, при этом ремонтопригодность автомобилей увеличивается. У нас активен рынок китайских автомобилей, там тоже ремонтопригодность высокая, соответственно, все чаще будут открываться станции техобслуживания, детейлинг-центры.

В категории онлайн-магазины сейчас темпы развития немного замедлятся. Степень конкуренции на онлайн-платформах в продаже товаров тоже достаточно высокая, но, тем не менее, какие-то новые ниши, все более далекие регионы для онлайн будут продолжать развиваться.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Краснодар
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50