Илья Дудковский: Интерес к покупке готового бизнеса на Юге будет расти
В Краснодарском крае в 2023 году зарегистрировали 59,6 тыс. новых организаций, что на 14,4% больше, чем годом ранее, приводили данные аналитики «Контур.Фокус». Вместе с этим в регионе наблюдалось повышение спроса на покупку готовых компаний и франшиз. По оценке «Авито», спрос на готовый бизнес в Краснодарском крае на платформе вырос на 18% год к году. Наибольшая динамика прослеживалась в сегменте туризма — рост составил 153%.
О наиболее популярных категориях готового бизнеса и причинах спроса РБК Краснодар рассказал руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» на «Авито» Илья Дудковский.
— Согласно опросу деловой аудитории сайта РБК, который был проведен в конце 2023 года, более половины опрошенных интересовались объявлениями о продаже готового бизнеса или франшиз на сайтах-классифайдах. Какова ситуация в регионах Юга и Северного Кавказа? Есть ли здесь отличия от картины по стране?
— Действительно, большое количество людей использует сейчас площадки объявлений, чтобы искать предложения, связанные с продажей покупок готового бизнеса, франшиз. Это дорогой, сложный продукт, его нельзя положить в корзину и оплатить картой. Сегодня площадки объявлений выполняют те же функции, что объявления в газете: вы размещаете информацию о своем объекте и даете возможность миру ознакомиться, позвонить вам, договориться о каких-то условиях встречи и дальше продолжить сделку потенциально.
Нельзя сказать, что есть какие-то большие отличия южных регионов от России, мы все живем в одних условиях. В топе готового бизнеса по всей стране находятся такие индустрии, как онлайн-торговля, общественное питание, туризм, а также все, что связано с обслуживанием автомобилей. Медицинские услуги тоже входят в топ. Это не означает, что нет никаких сделок или объявлений в других сферах, более специализированных, например, машиностроение. Их физически меньше, поэтому мы их не видим в общей динамике.
От кафе до барбершопов
— По данным «Авито», в Краснодарском крае лидером по темпам роста спроса на покупку готовых компаний и франшиз в 2023 году стала сфера туризма. Какие еще категории возглавили топ? Почему, на ваш взгляд, именно они стали лидерами? Характерна ли такая структура спроса для других южных регионов — Ростовской области, республики Адыгея?
— В Краснодарском крае в топ-3 категории в 2023 году, помимо туризма, вошли пункты выдачи заказов и общественное питание. Популярность пунктов выдачи заказов связана с развитием маркетплейсов и доставкой через онлайн-магазины. В Ростовской области первые два места тоже заняли пункты выдачи заказов, общественное питание, на третьем расположились онлайн-магазины.
Если мы посмотрим на топ-3 категории с наиболее высокими темпами и потенциалами роста, то для Краснодарского края — это туризм, онлайн-торговля и индустрия развлечений. В Ростовской области наблюдали интересный феномен — в 2023 году был наибольший рост спроса на медицинские клиники, стоматологические кабинеты. Но эта статистика может быть следствием низкой базы прошлых лет. В 2023 году мы поработали над тем, чтобы больше категорий бизнеса было представлено на площадке, и среди прочего выделили отдельную медицинскую сферу. Это дало свои результаты, мы увидели рост предложения и спроса по некоторым регионам. С другой стороны, сказалось развитие частной медицины, ДМС, культуры оздоровления. Коммерческое медицинское обслуживание, хоть и сложная, специализированная сфера, но достаточно денежная и востребованная.
Следующими по потенциалу развития в Ростовской области после стоматологии и медицины идут онлайн-магазины и индустрия развлечений.
— Что можно сказать о наиболее востребованных категориях готового бизнеса в регионах Северного Кавказа? Какие направления наиболее привлекательны там?
— На Северном Кавказе на первом месте среди категорий готового бизнеса находится общественное питание, следом идут пункты выдачи заказов. Интересно, что на Северном Кавказе, в отличие от Кубани, на третье место вышла индустрия красоты — барбершопы, студии красоты. Спрос рождает предложение.
— К чему интерес выше — готовому бизнесу, франшизам, аренде бизнеса или, возможно, другим позициям? Есть ли здесь отличия Юга и Северного Кавказа от общероссийских тенденций?
— Мы видим изменения в распределении спроса между разными видами инвестирования, но пока на платформе превалирует готовый бизнес. Доля запросов по нему варьируется от 60 до 70%.
В последние два года растет интерес на поиск партнеров. Иногда, когда не хватает финансирования или каких-то знаний, люди начинают предлагать долю в своем бизнесе на площадке. Это стало особенно актуально в пандемийные годы и продолжает развиваться сегодня. Еще интересный формат, когда люди просто привлекают инвестиции в какие-то проекты, получается некий аналог краудфандинга через платформу. Размещается объявление, описывающее, какой проект и на каких условиях для потенциальных инвесторов планируют реализовать.
Кроме того, в России продолжает набирать популярность развитие бизнеса по модели франчайзинга. Пока в Краснодарском крае, Ростовской области, регионах Северного Кавказа на франшизы приходится 4-5% от общего потока спроса на готовый бизнес. Думаю, что этот показатель будет расти, число предложений уже увеличивается. Предприниматели уже лучше понимают, как эта модель работает, как она может быть им полезна с точки зрения развития бизнеса на уровне региона или даже на федеральном уровне с минимизацией их собственных затрат. Покупатели понимают, в каком случае лучше покупать франшизу, а не готовый бизнес. Особенно это касается начинающих предпринимателей. И так как мы в целом сейчас видим тренд на предпринимательство, на открытие какого-то своего дела, вследствие франшизы тоже будут развиваться.
Сколько стоит готовый бизнес на Юге
— За какой бизнес покупатели из ЮФО и СКФО готовы были платить больше всего в 2023 году? О каком диапазоне инвестиций идет речь? Каков средний чек?
— Когда мы говорим про бизнес, мы должны понимать, что это не обязательно сложная структура, с большим количеством активов, сотрудников. У нас на платформе можно найти много предложений до 1 млн руб. При этом не исключаем, что стоимость итоговой сделки может быть иной.
Самые дорогие предложения, которые мы наблюдаем, это туристические объекты, потому что в первую очередь они представляют собой большие капитальные строения. Их средняя стоимость на платформе находится в диапазоне от 1 до 10 млн руб. Например, в Дагестане такие объекты в среднем стоят 1 млн руб., но надо учитывать, что реальность может отличаться. В Краснодарском крае средняя цена за туробъекты составляет 7,5 млн руб., в Северной Осетии — 4,5-5 млн руб.
Средняя стоимость небольшого кафе варьируется от 400 до 800 тыс. руб. Там остаточная стоимость активов небольшая, основное — налаженная бизнес-модель, клиентская база, узнаваемость бренда и вывески. Цена на покупку пункта выдачи заказов во всех регионах составляет около 400-500 тыс. руб. Здесь стоимость зависит от местоположения объекта, числа заказов через него, стоимости франшизы от маркетплейса. В сегменте автомастерских тоже стоимости небольшие, 500-800 тыс. руб., но опять же, зависит от местоположения. В той же Ростовской области цена на покупку автомастерской в небольшом городе будет ниже, чем в самом Ростове-на-Дону.
— Говоря о предложении: в каких категориях их больше на Юге и Северном Кавказе, а в каких — меньше всего? Чем это можно объяснить?
— Чем больше развивается индустрия, тем активнее растет спрос и предложение в этом сегменте. Условно, в категориях общепита и туризма всегда есть какие-то предложения на платформе. С другой стороны, из-за развития программ внутреннего туризма и переориентации населения на отдых внутри страны, рост спроса в этой категории опережает рост предложения. Даже те владельцы, кто думал продать какие-то объекты, сейчас задумываются над развитием своего бизнеса, привлечь инвестиции, потому что внутренний туризм продолжит развиваться. Это сегодня касается не только южных регионов.
Онлайн-сфера тоже очень динамичная, количество предложений и спрос здесь растут постоянно. Ты можешь продать свой онлайн-магазин жителю другого города, а клиенты могут даже не заметить изменений. Добавляется история, связанная с отрывом от физической привязки к бизнесу, что придает дополнительную динамику этой индустрии.
— Есть ли категории, которые вообще не находят своего покупателя?
— Есть узкие ниши, очень специализированные, например, химическое производство, компании, проводящие сложные лабораторные анализы. Это требует и знаний, и понимания этой индустрии, и образования, сертификатов. И привлекает только специалистов, которых физически мало. Поэтому такие бизнесы можем встречать редко на платформе. Предложения могут висеть определенное время и не пользоваться спросом, просто потому, что здесь очень узкая выборка людей, кому это может быть интересно. Рано или поздно такие объекты находят своих потенциальных новых владельцев.
Спрос продолжит расти
— По вашей оценке, почему сейчас предложения о готовом бизнесе ищут в интернете, и чем сегодня руководствуются предприниматели при выборе вот такого канала?
— Продать бизнес и найти покупателя не так просто. Есть сообщества, бизнес-клубы, где люди друг другу предлагают свои активы, специализированные группы о покупке-продаже бизнеса в социальных сетях. Но в реальности процесс сложный, связан с формированием доверия между людьми, к платформе, с необходимостью каких-то знаний по оценке бизнеса. Онлайн-платформа с именем и репутацией — достаточно безопасная среда, куда можно просто зайти и посмотреть, как на витрину.
«Авито» очень посещаемая площадка по количеству пользователей, не исключено, что некоторые даже не думали о покупке бизнеса, пока не увидели объявления. Функционал платформы позволяет закрыть первые этапы знакомства потенциального инвестора и продавца друг с другом. Сами сделки, конечно, происходят уже за пределами платформы.
— Какой прогноз вы можете сделать по спросу на готовый бизнес на 2024 год? Какие факторы будут оказывать влияние на него?
— Следуя экономическим тенденциям и тенденциям развития вообще бизнеса в стране, мы видим продолжение роста спроса на предпринимательство в целом. Появляется больше новых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Люди, которые раньше работали в корпорациях, например, вышли на рынок труда с накопленными капиталами и, соответственно, рассматривали какие-то объекты либо как основную деятельность, либо в качестве дополнительного заработка.
Инструменты инвестирования немного изменились, и те инструменты, которые казались ранее более-менее понятными, надежными, за последние три года показали определенную волатильность. Это в целом тоже двигает людей на то, чтобы владеть своим активом. Иметь свое дело уже кажется не таким рисковым и непонятным, как инвестировать в какие-то до этого принятые инструменты.
Также будут оказывать влияние определенные тенденции, например, развитие туризма, который тянет за собой общественное питание, индустрии развлечений, развитие частной медицины. Будет востребовано все, что связано с обслуживанием автомобилей, потому что парк потихоньку становится старше, при этом ремонтопригодность автомобилей увеличивается. У нас активен рынок китайских автомобилей, там тоже ремонтопригодность высокая, соответственно, все чаще будут открываться станции техобслуживания, детейлинг-центры.
В категории онлайн-магазины сейчас темпы развития немного замедлятся. Степень конкуренции на онлайн-платформах в продаже товаров тоже достаточно высокая, но, тем не менее, какие-то новые ниши, все более далекие регионы для онлайн будут продолжать развиваться.