Перейти к основному контенту
PROТуризм ,  
0 

Сангаджи Тарбаев: на Юге есть перспективы развития круизного туризма

Турпоток в регионы Юга увеличился в 2023 году. Но для дальнейшего развития отрасли нужно наращивать предложение на рынке и господдержку, рассказал председатель комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев
Фото: личный архив Сангаджи Тарбаева
Фото: личный архив Сангаджи Тарбаева

По итогам 2023 года регионы Юга России показали значительный рост туристического потока, который превзошел даже допандемийные показатели. Так, Краснодарский край за отчетный период принял 18,5 млн человек. Позитивным стал год и для северокавказских республик, отмечают аналитики и эксперты. По данным СберАналитики, регионы Северного Кавказа стали лидерами по росту турпотока в России в 2023 году. Председатель Комитета по туризму и развитию туринфраструктуры Государственной Думы РФ Сангаджи Тарбаев рассказал РБК ТВ Юг, о ситуации в туристической отрасли ЮФО и СКФО, проблемах и перспективах развития данного направления.

— Каким, на ваш взгляд, был 2023 год для туристической отрасли страны и, в частности, для регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов?

— Для туризма год был хорошим, потому что общие показатели в данном направлении выросли на 19% по всей стране. Только в Краснодарском крае за десять месяцев турпоток составил 18,5 млн человек. Это рекорд для региона. Поэтому с точки зрения туристического потока, безусловно, мы видим большой прирост.

Уже за предыдущие годы доля туризма в ВВП в южных регионах страны стала довольно существенной. Если говорить про Северный Кавказ, то это порядка 4,9%, в ЮФО — это около 4,5%, и в этом году показатели могут быть еще выше, в то время как общероссийский туризм вносит порядка 2,6%. Мировые цифры находятся в районе 10-11%, если мы говорим про лидеров в этом направлении, например, Китай или европейские страны. Поэтому в целом, конечно, есть куда расти. Но ЮФО и СКФО опережают всю Россию порядка в 2–2,5 раза.

— Как турпоток в данных регионах изменился в сравнении с допандемийными годами?

— Бум внутреннего туризма в России случился как раз-таки в пандемийное и постпандемийное время. До этого мы были больше ориентированы на выездной туризм. А те, кто не мог выехать в Таиланд, Египет, Турцию, Дубай, ехали в Краснодарский край, Сочи, частично в Крым. Соответственно, когда появились ограничения, экономические сложности у населения, многие переориентировались на Юг России.

— Какие тренды наблюдались в туристической отрасли на Юге страны в 2023 году?

— У нас в этом году сформировались такие направления развития, как Абрау-Дюрсо, Архыз, Лагонаки. Обсуждали Новую Анапу, которая будет строиться под Геленджиком. Это большие инфраструктурные проекты, которые в будущем еще больше увеличат предложение на Юге России.

— Вы не раз отмечали, что развитие туризма на юге сдерживает недостаточно развитая инфраструктура, которая могла бы стать локомотивом экономики. Как вы сейчас оцениваете инвестпривлекательность туристической инфраструктуры на Юге для бизнеса?

— Именно экономика развития в этом году сделала, на мой взгляд, очень яркий и акцентированный сигнал для всех, что они инвестируют в предложения, то есть в строительство модулей и капитальных гостиниц. Было выделено порядка 20 млрд руб. на всю страну в 2023 году.

Что касается инвестиций бизнеса, то здесь при показателях маржинальности 5% в год и окупаемости в 10-15 лет для инвесторов — это не очень выгодное предложение. И тут без каких-то государственных мер поддержки: таких, как льготная кредитная ставка или, например, нулевой НДС для гостиниц или для туроператорской деятельности — развитие невозможно.

— Какие перспективы у туристической отрасли регионов Юга России в 2024 году?

— В 2024 году мы будем формировать новый нацпроект, под него будет создаваться новая государственная программа по развитию туризма. И уже эта госпрограмма, и этот нацпроект будут учитывать те меры поддержки, которые будут признаны самыми эффективными по итогу нацпроекта 2023 года.

Я думаю, что продлится поддержка строительства коллективных мест размещения. Будут поддерживаться также проекты, связанные со строительством тяжелой инфраструктуры.

— С какими проблемами столкнулась туристическая отрасль Юга в 2023 году?

— В 2022 и 2023 годах еще отягчающим фактором было закрытие аэропорта. По сути сейчас у нас один хаб на Юге — это Сочи, который через Север пропускает огромные потоки людей. Также у туристов есть возможность попасть на Юг по автодорогам. Соответственно, и то, и другое просто работает нон-стопом.

— Эксперты отрасли неоднократно заявляли о неравномерности развития курортных дестинаций. На ваш взгляд, какие территории юга России и Северного Кавказа сегодня являются недооцененными?

— У нас Юг воспринимается в основном как место отдыха у воды — да, но регион может предложить другие виды туризма: экологический, винный, сельскохозяйственный. Я считаю, что есть большая перспектива с точки зрения развития круизного туризма. Пока как такового круизного туризма ни на Каспийском, ни на Черном море нет. Потому что нет такого класса судов, поэтому отсутствуют и предложения. Почему бы для поддержки данного направления не ввести нулевой налог, чтобы люди туда шли с большим желанием.

Считаю, что Кавказ имеет очень большой потенциал. И уже неоднократно с коллегами из этого региона был разговор на тему создания единого туроператора, который будет предлагать определенный турпродукт.

— Как вы оцените будущий летний туристический сезон в России? С какими новыми трудностями, новыми вызовами придется столкнуться участникам рынка?

— Я думаю, что спрос останется таким же высоким в любом случае. Если будут открываться аэропорты на юге, то это поддержит этот тренд.

Что касается новых точек притяжения, они будут дальше развиваться. В случае с Дагестаном и с Кавказом здесь вопрос встает следующим образом. Когда была нулевая база, расти было очень легко. Там можно было показывать и 20%, и 30% прироста, и 100%. Но когда уже сформировался определенный уровень турпотока, необходимо качественно наращивать предложение. Потому что в первый раз люди поехали для того, чтобы увидеть Дагестан своими глазами, природу, посмотреть на культуру, оценить местную гастрономию. Но чтобы люди поехали туда во второй раз, нужно создать комфортные условия. Неподготовленная инфраструктура сразу бьет по двум сторонам: на впечатление тех, кто приехал, и на местный бюджет, который ничего не получает.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Краснодар
В Петербурге умерла балерина Ирена БаженоваОбщество, 20:38
Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктовРБК и Альфа-Лизинг, 20:29
Тарасова подвела итоги чемпионата России по фигурному катаниюСпорт, 20:28
Премьер Швеции начал рождественскую речь со слов о помощи УкраинеПолитика, 20:15
В Кремле пообещали ответить на запрос Абхазии о поставке электроэнергииПолитика, 20:05
Депутат Рады заявил о трех новых требованиях МВФ к УкраинеПолитика, 20:00
В Польше сочли провокацией размещение флага УПА на переданных Киеву БТРахПолитика, 19:53
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Беглов показал проект будущего мемориала в честь битвы за ЛенинградПолитика, 19:50
Сколько стоит взломать ваш бизнес. ТестРБК и Кибериспытание, 19:45
Песков отреагировал на допуск российских фигуристов к отбору на ОлимпиадуСпорт, 19:41
В Москве задержали бывшего замминистра просвещения по делу о хищенииОбщество, 19:39
СКА в овертайме обыграл «Адмирал» в матче КХЛСпорт, 19:34
На Кубани от нефтепродуктов очистили свыше 34 км береговой линииКраснодар, 19:27 
Хинштейн решил организовать проверку курской Корпорации развитияПолитика, 19:20