«ПроГород»: Туристическую стратегию для регионов СКФО разработают в 2023г
Будущее городов Северного Кавказа
— Сегодня в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» разрабатываются мастер-планы для целых макротерриторий, куда входит сразу несколько регионов. Эту работу ведет проектный офис «ПроГород» (Группа ВЭБ). Так, в 2022 году завершилась разработка трех макротерриториальных туристических мастер-планов «Большое Золотое кольцо», «Западный Юг России», «Дальний Восток», а сейчас продолжается разработка мастер-плана «Из Москвы в Санкт-Петербург». Рассматриваете ли вы регионы ЮФО или СКФО как территории для создания макрорегиональных туристических мастер-планов?
— В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и государственной программы «Развитие туризма» выделены 12 приоритетных макротерриторий, которые представляют наибольший туристический потенциал. Они объединяют 52 субъекта федерации, мы работаем по всем 12 макротеррриториям. Проект этот рассчитан на период с 2022 по 2024 год. В 2023 году кроме схемы «Из Москвы в Санкт-Петербург», в разработке также «Байкал» и «Большой Кавказ». В эту макротерриторию входят все семь субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Также, если говорить о южных территориях, на Крымском полуострове мы сдали один из трех пилотных проектов в 2022 году. На перспективу 2024 года планируется разработка проекта «Восточный Юг России», в который входят Краснодарский край, Ростовская область и Республика Адыгея.
— Какие сроки разработки и реализации стратегии для макротерритории «Большой Кавказ»?
— Срок разработки — до конца 2023 года. В декабре мы планируем завершить процедуру согласования с регионами, с каждым из которых уже начали плотную работу. Состоялись первые выезды проектной команды вместе с консорциумом разработчиков для натурных исследований территории, изучения определенных площадок, проведения стратегических сессий с участием бизнеса и представителей региональных органов власти.
С точки зрения реализации мы закладываем среднесрочную перспективу — это 2030 год, с промежутком 2027-2030. Срок обусловлен в первую очередь национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», поскольку наши проекты — это инструменты достижения его целевых показателей. Но также возможна проработка каких-то предложений на период до 2035 года.
— Что конкретно предполагают эти мастер-планы?
— Мастер-планы или схемы туристического развития макротерриторий, как мы их называем — это первая с советского периода попытка рассмотреть развитие туризма с точки зрения пространственного развития. Турист едет смотреть «что-то» на территории, он едет за определенным туристическим продуктом, рассматривать туризм только как целевые показатели в отрыве от его пространственного развития невозможно. Поэтому родилась федеральная инициатива разработать подобные схемы развития туризма для групп субъектов, которые презентуют единый туристический продукт. Например, бальнеология или горнолыжный комплекс, активный отдых, пляжный отдых, культурно-познавательный отдых, разные варианты по всей стране.
В рамках туристических схем ведется анализ ресурсной базы туризма, то есть то, какой инфраструктурной базой представлен туризм в регионе. И под инфраструктурой я имею в виду все — начиная от точек притяжения, туристических аттракций, туристических маршрутов, завершая как официальными средствами размещения, так и серым рынком или индивидуальными средствами размещения.
На втором этапе мы прорабатываем саму стратегию развития туризма макротерритории. Мы делаем прогноз на перспективу до 2030 года с учетом объема и типологии средств размещения, прорабатываем вопросы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, развитие аттракций и приоритетных проектов, то есть новых локаций под ТРК
Туризм как индикатор облика регионов
— В 2022 году «ПроГород» по инициативе Минэкономразвития РФ разработал туристический мастер-план всей страны. Как в этот план интегрированы регионы Юга и Северного Кавказа? И как эта стратеги сопоставляется с собственными мастер-планами регионов?
— Федеральная схема развития туризма охватывает все субъекты РФ, в том числе Южный и Северокавказский округа. Базово мы проводили аналитику по каждому региону, которая включала исследования туристического потока, оценку видов туризма — текущих и перспективных. По каждому региону мы давали предложения по туристическому потоку, по мероприятиям развития туристической инфраструктуры в регионе по нескольким типам. Там были и ключевые мероприятия по транспортной связности макротерриторий с источниками спроса и предложения с точки зрения номерного фонда.
В рамках развития туризма всей страны есть отдельная карта, на которую нанесены текущие инвестиционные проекты на территории, мы в курсе всех инициаторов, кто сегодня занимается разработкой крупных инвест-лотов, такие как «Туризм.РФ», «Кавказ.РФ», «Дом.РФ» и другие частные инициативы крупных владельцев гостиничных сетей. Наша задача — учесть все инициативы на территории. Мы должны синхронизироваться по ключевым технико-экономическим параметрам, таким как прогнозный и фактический турпоток, фактический номерной фонд, чтобы эти цифры логично встраивались друг в друга для формирования единой концепции. Мы анализируем мероприятия, заложенные в федеральных и региональных программах относительно инфраструктурного развития регионов, и закладываем их в наши прогнозные планы. На основании этих планов также выбираем локации под развитие, ориентируясь на принцип бюджетной эффективности, который предполагает развитие туристических дестинаций при условии минимизации затрат на инфраструктуру — то есть в приоритете локации, обеспеченные хотя бы базовой транспортной и инженерной инфраструктурой.
— Вы озвучили, что разрабатываете прогнозные данные по турпотоку. Можете сейчас поделиться вашими оценками, каким будет турпоток на Юге и Северном Кавказе в перспективе ближайших 5-10 лет, и как будет выглядеть структура турпотока?
— Нам еще предстоит рассчитать прогнозный турпоток на СКФО, к концу года будет свежая аналитика. В целом по России более 50% туристических поездок совершается на расстояние до 500 км. Это один бак бензина. Логично, что такие поездки совершаются на наиболее транспортносвязанные территории страны — это европейская и южная части РФ, которые представлены наиболее плотной системой расселения, сеткой дорог с возможностью совершать путешествия на комфортное для туристов расстояние. Поэтому южный коридор очень активно используется.
Территории Северного Кавказа, Черноморского побережья Краснодарского края и Крыма в сезон серьезно перегружены и требуют развития, новых точек притяжения, чтобы разгрузить уже популярные сегодня туристско-рекреационные кластеры.
Изменение геополитической ситуации повлияло на источники въездного турпотока, но уже сегодня мы видим всплеск интереса со стороны Китая. Это в первую очередь столичные города и восток страны, но в целом потенциал развития турпотока из Китая в южные регионы есть. И мы возлагаем большие надежды на развитие туризма со странами Ближнего востока, Африки, Латинской Америки.
Бизнес при деле
— Насколько бизнес и креативные индустрии вовлечены в процесс развития городского пространства на Юге и Северном Кавказе? По вашим наблюдениям, готовы ли инвесторы вкладывать средства в это, и какова активность бизнес-сообщества в развитии городской среды?
— Бизнес-сообщество в наших макрорегиональных схемах вовлекается уже на этапе социологических исследований. Мы выбираем местные бизнесы, реже это субъекты малого и среднего предпринимательства. Работаем с компаниями, которые предоставляют рынок средств размещения, с локальными туроператорами, которые возят туристов на эти территории и как никто понимают, какие аттракции востребованы в этом регионе.
В нашей практике были кейсы, когда регион выбирает развивать участки, уже находящиеся в частной собственности. Это оптимальный вариант, который позволяет эффективнее структурировать проект всесезонного курорта, где уже есть заинтересованный собственник (иногда он же — соинвестор) и готовый его поддержать регион. В такие проекты проще привлекать дополнительные источники финансирования. В любом случае, независимо от формы собственности и наличия инвестора, мы формируем полноценный инвестлот с укрупненной финмоделью, считаем объем инвестиций, срок окупаемости, норму доходности и другие базовые параметры, исходя из которых мы можем понять бюджетную эффективность проекта, срок его реализации и необходимый объем инвестиций.
В целом туризм — это довольно венчурная отрасль, которая предполагает высокие риски входа. Сложно обеспечивать гарантии, стабильность дохода, поэтому так важно участие государства, обеспечение содействия в развитии инфраструктуры, каких-то инфраструктурных составляющих проектов. Например, подводящая инженерная инфраструктура к земельному участку, на котором реализуется проект. Транспортная инфраструктура за счет региона или какой-то отдельной субсидии. Это важный трек, с которым мы столкнулись, поэтому закладываем механизмы государственно-частного партнерства возможные для реализации наших проектов.