Перейти к основному контенту
PROСтройка ,  
0 

Бурцева: Зеленые стандарты повышают привлекательность туробъектов на Юге

Директор «НИИ устойчивого развития в строительстве» Вера Бурцева рассказала в интервью РБК ТВ Юг о том, как девелоперы соблюдают «зеленые» стандарты строительства в туристской индустрии Юга России
Фото: Вера Бурцева
Фото: Вера Бурцева

— В 2022 году институт представил первый стандарт по устойчивому развитию объектов туристической отрасли. Как указано на сайте НИИ, стандарт разрабатывается после анализа единственного в России корпоративного стандарта «Зеленый код» компании «Роза Хутор». Расскажите, подробнее как создавался стандарт и как планируется его применять?

— НИИ специализируется на теме устойчивого развития в строительстве уже на протяжении 9 лет. Мы разрабатываем практические рекомендации для девелоперов и застройщиков, которые направлены на создание наиболее энерго- и водоэффективных проектов, экологичных, эргономичных и комфортных проектов. Мы разработали уже 8 таких стандартов, это и стандарты гражданско-промышленного строительства, и устойчивого развития территории, и стандарт по обработке данных, но именно для туриндустрии стандарта не было. И, конечно, мы с коллегами задумывались о том, чтобы такой стандарт разработать.

С такой задачей «Роза Хутор» обратилась к нам в августе 2021 года. У них был уже разработан корпоративный стандарт «Зеленый код» и, видимо, они, наблюдая за тем, что рынок туристических объектов будет развиваться, решили поделиться с профессиональным сообществом своим опытом и практиками, которые они внедряют на своем курорте. НИИ они предложили выступить организатором этой дискуссии. Мы эту работу начали в августе и за полгода провели ее через серию профессиональных встреч с коллегами. В 2022 году мы представили первую редакцию документа.

Строительные тренды в туристической отрасли ЮФО и СКФО || Вера Бурцева

— Чем данный стандарт для застройщиков курортной зоны отличается от аналогичного стандарта для девелоперов в сфере обычного городского строительства?

— Отличий здесь достаточно много. Сейчас мы чаще всего застраиваем урбанизированные территории, — это территории городские или окологородские, это территории, ко которым подведены коммуникации, там где сложилось понимание застройки. Когда мы говорим об объектах туристской индустрии, это все таки природный ландшафт, в который нужно грамотно вписывать застройку. Это означает использование скорее природных, возобновляемых материалов. В городе их, конечно, тоже желательно использовать, но не всегда возможно.

Специфика в том, что приходится работать с другого рода природной территорией. К ним нужно относится еще более бережно и не забывать, что мы в гостях у природы.

— Какие в этом случае НИИ предлагает архитектурные и инженерные решения?

— Знаете, мы очень аккуратно подходим к рекомендациям для архитекторов. Чаще всего мы рекомендуем использовать в работе с природными ландшафтами локальные природные материалы, находящиеся в радиусе 700 км. Рекомендуем быстровозводимые и модульные конструкции. Очевидно, что на таких объектах мы не можем разводить стройку на несколько лет и понятно почему. Поэтому нужно учитывать технологию строительства. Рекомендации скорее будут интересны инженерам и специалистам, которые работают с благоустройством.

— При создании концепции вы проводили экспертизу территорий нацпарков и заповедников, в том числе нацпарка «Приэльбрусье». Проводилось ли аналогичное исследование Кавказского биосферного заповедника? Что здесь интересного можно отметить и какие точки роста вы можете обозначить для территорий ЮФО и СКФО в контексте устойчивого развития?

— Это было скорее не исследование, а экскурсия с целью знакомства с территориями и понимания их. Мы осуществили ряд поездок по территориям ООПТ. Здесь вот, что важно. Наш стандарт — это как раз тот путь, который может пройти любой застройщик, который собирается строить рядом с территориями ООПТ или просто на природной территории. В этом случае, используя стандарт, он сразу же поймет, как лучше организовать конкретные практические мероприятия применить в данном строительстве. Стандарт — это комплекс решений, который позволяет повысить интегральное качество объекта и тем самым повысить привлекательность туробъекта для гостей.

— Яркие объекты недвижимости в области устойчивого развития в ЮФО и СКФО. Какие они?

— Я не могу сказать, что таких объектов мало. Объектов становится все больше с каждым годом. Я помню, когда 10 лет назад обсуждала эту тему с застройщиками, с девелоперами, то «зеленые технологии» воспринимались как то очень абстрактно. На сегодняшний день многое изменилось. Сегодня «зеленое» строительство уже не означает нечто нишевое или дорогое. Это, прежде всего, — комфортное для человека строительство со здоровой и качественной средой и, что важно, экономное для владельца этого объекта. Речь идет о позиционировании. Уже недостаточно просто проставить коробку на берегу моря и раскрасить ее яркими цветами. Человек хочет комфорта, комфорт состоит из мелочей. Говоря простым языком — «зеленое строительство» — это некоторая продуманность для человека, который приехал сюда отдыхать. Вот к этой теме интерес девелоперов есть. Но мы, институт, можем доподлинно говорить о таком интересе, когда видим сертификат, подтверждающий использование таких технологий специалистами. Вот таких объектов (сертифицированных), к сожалению, пока нет.

— Как часто сегодня девелоперы обращаются к вам за стандартом?

— Сейчас намного чаще обращаются. Стандарт находится в свободном доступе, его можно бесплатно сказать и использовать в работе. К девелоперам сегодня пришло понимание, что нужно строить современно. Раньше современно — значило непременно, с приглашением архитектора, желательно иностранного. Сейчас пришло осознание, что это не так и что нужно что-то еще. Сегодняшняя строительная нормативная база — если ее сравнивать с аналогами — это некая минимальная потребительская корзина или МРОТ. Возникает вопрос, сможем ли мы с вами на МРОТ прожить. Наверное, да, но речь не идет о комфортной жизни, скорее о возможности существования.

Собственно, наша нормативная база - это как раз про это. Поэтому мы с вами и видим такое количество «человейников», которые являются ярким примером того, как компания соблюдает исключительно нормативку. Хотят ли современные девелоперы, которые занимаются развитием туристской индустрии, строить «человейники»? Наверное, нет. Туристы едут за комфортом и ощущением отдыха. Современный турист хочет аутентичный отдых, но с полным комфортом, например русскую избу, но чтобы обязательно была USB-зарядка. Вообщем, зеленый стандарт — это пока единственный в стране документ, который позволяет создать объекты более высокого интегрального качества.

— Поток гостей в 2022 году был выше обычного ввиду закрытых границ. В 2023 году, по оценкам экспертов, этот тренд сохранится. А в условиях еще и закрытых аэропортов возникает необходимость в обеспечении новых транспортных коридоров и стоянок для автотранспорта. Как это вяжется с критериями устойчивого развития природных территорий и какие решения предлагают лучшие международные практики?

— Это очень интересный вопрос — наш стандарт работает с территориями туристических объектов. То, что находится за пределами территории объекта, мы безусловно, анализируем, и делаем опреденные выводы, например если у нас не хватает сервисной инфраструктуры или она скудная и малоразнообразная, то ее нужно улучшить и модернизировать, если это труднодоступный объект, то мы рассматриваем, как предложить решение, чтобы люди добирались наиболее экологичным способом. Но все, что касается территории за пределами наших объектов, это и за границами наших компетенций.

— Что говорит об этом международная практика?

— Непростой вопрос, как организовать транспортную инфраструктуру для курортных зон. На сегодняшний день нет стандартов, отвечающих четко на вопрос, как это сделать, в том числе и международных. Почему? Здесь всегда нужно индивидуальное решение. Всегда нужно анализировать территорию, регион и перспективы его развития. Здесь даже скорее не вопрос, чем доставить человека из точки А в точку В, а как это сделать с учетом большего количества макропоказателей, которые интересны для данного региона. Таких стандартов, конечно же, не существует. Есть подходы, которых можно придерживаться, но как правило они спорят с экономическими составляющими объекта, но на которые обращает внимание регион. В этом случае субъект самостоятельно решает, что ему выгоднее. Поэтому таких стандартов нет и вряд ли они будут разработаны.

— Если следовать вашему стандарту, каким будет строительство в ближайшие 50 лет?

— Конечно, это строительство, ориентированное на человека. Мы очень любим людей и не хотим, чтобы они жили в «человейниках». Нельзя жить в «человейниках». Мы делаем все, чтобы это предотвратить. Возможно, это звучит романтизировано и пафосно, но вектор именно такой — это комфортная среда, дружественная по отношению к человеку, в которой он сможет не просто жить, отдыхать, но и развиваться.

— На ваш взгляд, на какой стадии развития сейчас находится в России бизнес ESG-сектора? Насколько эффективно применяются критерии устойчивого развития при строительстве южных курортов?

— Если говорить про устойчивое развитие, то у него есть формула. Она поможет ответить на ваш вопрос. Первое, — это решения и мероприятия, — это то, что необходимо сделать. Второе, — это инструменты, которые используются в разработке объектов строительства. Чаще всего это большое количество цифровых инструментов, финтехнологии, химтехнологии, цифровое моделирование комфорта, моделирование пешеходных потоков, и множество других. Третье, — это материалы, которые должны быть экологичными, энерго- и водоэффективными. Сюда же можно отнести и технологии.

В последние годы мы занимаемся в основном решениями, связанными с применениями цифровых технологий. Конечно, сегодня очень сложно оценить насколько экологичны материалы, используемые в строительстве. Если, например, международная практика подразумевает множество сертифицированных центров, там это целая индустрия. Я не говорю, что это хорошо и не считаю, что это нам нужно, но при этом сертифицированное оборудование и соответствующая маркировка об этом дает понимание. У нас такой сертификации именно на предмет экологичности нет. Поэтому здесь стоит большой вопрос. И это пока то направление, с которым нам предстоит в отрасли поработать. С остальными решениям и инструментами все достаточно понятно. Именно решения и инструменты дают порядка 80% устойчивого развития. В первую очередь, нужно думать о самих решениях и проверить их еще до того, как объект будет построен.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 105,1 (-1,2)
Инвестиции, 09 дек, 18:08
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 99,38 (-0,05)
Инвестиции, 09 дек, 18:08
Все новости Краснодар
Аршавин объяснил, как форвард «Спартака» стал лучшим бомбардиром РПЛСпорт, 12:28
В Кремле назвали два пути для достижения целей спецоперацииПолитика, 12:28
Спрос на жилье Москвы почти вернулся к уровню до отмены льготной ипотекиНедвижимость, 12:24
Суд вернул дело экс-судьи Темрюкского района Кубани в первую инстанциюКраснодар, 12:17 
Кремль назвал отставку Асада его личным решениемПолитика, 12:15
Израильские танки после свержения Асада двинулись на Дамаск. ГлавноеПолитика, 12:11
Глобальная реформа в госзакупках: готовимся к изменениям с 2025 годаPro, 12:06
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Нарышкин заявил о провалах США на постсоветском пространствеПолитика, 11:58
«Индид» — о том, что такое безопасность айдентитиОтрасли, 11:56
Президенту Бразилии провели трепанацию черепаПолитика, 11:52
Москалькова предложила переселить в Россию всех желающихПолитика, 11:45
Бразильский защитник «Зенита» назвал себя на 50% русскимСпорт, 11:41
В США впервые подали в суд за копирование вайба фото в InstagramТехнологии и медиа, 11:40
Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательногоРБК и Сбер Первый, 11:37