Глава "Выбор-С" - РБК-Юг: "Власти забыли про поддержку промышленности"
ГК «Выбор» объединяет заводы по производству тротуарной плитки в Новороссийске, Краснодаре (п. Афипский), Курганинске Краснодарского края и в Московской области. По собственным данным компании, «Выбор» является крупнейшим производителем тротуарной плитки в Восточной Европе. Ежегодный объем выпуска составляет более 2,5 млн кв. м. По данным СПАРК, выручка ООО «Выбор-С» в 2014г. составила 1,224 млрд руб., чистая прибыль — 91,127 млн руб.
Евгений, как для вашей компании прошел 2014г. и удалось ли реализовать свои планы на 2015г.? Сделали ли вы в них корректировку на кризис?
2014г. прошел примерно так же как 2013г. Тот объем, который в 2013г. шел на Олимпиаду, а это было порядка 20% от нашего оборота, мы заместили. Если в цифрах, то выручка составила 1,5 млрд руб. Про итоги 2015г. еще говорить рано. У нашего бизнеса ярко выраженная сезонность, как правило, самый хлебный - это четвертый квартал. Тем не менее тенденции уже ясны, мы имеем прирост по выручке к 2014 году 25%. Ожидаем получить годовую динамику прироста именно такую.
Кризис нас побеспокоил в том ключе, что мы как в 2009-2010гг. потратили определенные усилия на рекламу и привлечение новых партнеров. Для того, чтобы сохранить объем реализации, нам приходится работать с большим количеством подрядчиков. Но пока со всеми обстоятельствами мы успешно справляемся.
Компания в 2014 году планировала запустить завод по производству тротуарной плитки и элементов благоустройства в Московской области. Удалось ли запустить проект, каковы его параметры и были ли у вас проблемы с запуском из-за скачков курса валют?
Сейчас завод работает формально в режиме пуска и наладки, уже продает некоторый объем продукции. Все наши инвестиции в завод, а это около 800 млн руб., прошли еще до курсовых скачков, так что это на нас не повлияло. Срок окупаемости по первой очереди порядка 5-6 лет. Здесь, конечно, получается не так как задумывалось. Это первая очередь, а мы сразу за ней хотели запустить вторую и третью. Но кризис скорректировал наши планы. Вообще в центральном регионе кризис ощущается гораздо больше, чем в ЮФО. И здесь мы немного отстаем от наших ожиданий.
Каковы на сегодня рынки сбыта продукции компании и планируете ли вы расширяться, увеличивать вашу долю на российском рынке?
Диапазон оценок очень велик. Итого по России мы оцениваем долю рынка от 10 до 20%. По ЮФО, порядка 50%, ну а в Центральной России не больше 5%, потому что сейчас в центральной России самый насыщенный и конкурентный рынок. А планировать что-то на 2016 год крайне сложно. Но мы хотим расти, и мы работаем над этим. Сейчас вводим принципиально новые позиции, расширяем географию, идет расширение дилерской сети по всей стране. Сейчас мы представлены в европейской части страны практически во всех регионах, в 50-ти субъектах.
Ваши попытки построить еще один завод в Воронеже пока не увенчались успехом. Намерена ли компания дальше продолжить «пробиваться» на рынок Воронежской области несмотря на непонимание со стороны местных властей?
Этой областью все, конечно, не ограничивается. В пределах 100 км от Воронежской области есть инвестиционно привлекательный город Липецк. Тем не менее мы попытаемся еще некоторое время пробиться в Воронежскую область. На то есть множество аргументов. Мы там уже понесли некоторые затраты на изучение рынка, у нас там находится один из наших хороших дилеров. Кроме того, это еще и моя родина. Этот аргумент в деньгах не посчитаешь, конечно. Но если ничего не изменится в ближайшее время, то, конечно, есть альтернативы. Самая ближайшая - это Липецк.
На ваше производство сильно повлияло повышение курса валют и ослабление рубля?
С курсом для нас главная проблема в том, что мы покупаем большинство запчастей за евро. Соответственно издержки на содержание производства возросли. Вообще на оборудование в новом производстве приходится 70% инвестиций. Так что основная корректировка наших планов в связи с ростом курсов, это, конечно, инвестиционная политика. Но от запланированных проектов мы не отказались. Мы, скажем так, замедлились. Сейчас изучаем Хабаровскую, Иркутскую области, Северо-Западный округ для расширения.
Пришлось ли повышать цены?
Стоимость продукции мы изменили несильно. За все время кризиса с конца 2014г. мы подняли ценник на 10%. Мы компенсировали только сырьевую себестоимость.
Использует ли каким-либо образом компания возникший в стране тренд на импортозамещение? Вообще вы сами сильно зависите от иностранного сырья?
Импортозамещением мы занимаемся, но не в плане сырья. У нас есть небольшое металлообрабатывающее производство, мы стараемся какие-то элементы запчастей выпускать в основном для себя. Проекты по импортозамещению есть и более глобальные, но они пока не на столько конкретные, чтобы их озвучивать. Ну а что касается сырья, запчастей, расходных материалов для завода, тут есть над чем поработать.
Если вы присматриваетесь к новым регионам, значит вы планируете запускать и новые заводы?
В условиях современных реалий тяжело объективно планировать на будущее, это все переходит в разряд мечты. Но 1-2 производства точно планируем открыть в ближайшие 3-5 лет. Условно говоря, это Центральный регион и Черноземье. И рассматриваем варианты, как я сказал, Северо-Западного и Дальне-Восточного округов. Там тоже очень интересные регионы, и мы сейчас занимаемся их плотным изучением.
Вы ждете каких-то шагов от государства для поддержки промышленности? Или как говорят некоторые бизнесмены, важно просто не мешать работать?
Мы надеемся, что наше государство все таки какие-то предметные шаги будет делать для помощи бизнесу, согласно озвученному лозунгу по импортозамещению. Пока этих шагов крайне мало, есть только лозунги, за которыми не идут действия. Мы видим, что поддерживается АПК в сфере сельского хозяйства. Но крупной промышленности помощи никто не оказывает. И в то же время, я могу согласиться с приведенным вами мнением про «не мешать». Самая лучшая поддержка, из разряда мечты, сокращение бюрократических процедур. Но если говорить про реальность в обозримом будущем, то конечно хотелось бы видеть какие-то госгарантии и поддержку в кредитовании.