Евгения Шумейко: Нельзя говорить, что в Краснодаре нужно меньше строить
Многие эксперты отмечают, что кризис на рынке недвижимости привел к снижению стоимости жилья и увеличению доли эконом-класса. Присутствует ли эта тенденция в регионе? Как изменилась структура предложения в Краснодаре?
- Действительно, за последние три года сокращение реальных доходов граждан привело к значительному изменению структуры рынка. Люди стали чаще выбирать экономичное жилье, а застройщики – больше его строить. Это связано и с тем, что в последнее время начала стираться четкая грань между представлениями о классах жилья.
«Эконом» сегодня сложно отличить от «комфорта». Все застройщики стараются предоставить максимум удобств и обеспечить оптимальную инфраструктуру каждому объекту, а покупатель выбирает то, что дешевле. Кроме того, значительная часть жилья сегодня приобретается в рамках госпрограмм и средств маткапитала, что предполагает покупку недорогих квартир.
Довольно стабильным остается сегмент дорогой недвижимости: и спрос, и предложение здесь изменились незначительно, хотя браться за реализацию проектов VIP-уровня застройщики опасаются. Небольшой рост отмечается в доле сделок на вторичном рынке. Это можно связать с последовательными договорами купли-продажи, когда стараются избавиться от лишних квадратных метров, покупая жилье поменьше с возможностью сразу переехать.
Можно ли говорить о том, что кризис уже пройден? Каким, по вашим прогнозам, будет 2017 год для рынка жилой недвижимости?
- Кризис – это не только его дно, но и период восстановления. Нельзя ждать, что после объявления финансовыми структурами окончания кризиса дела резко пойдут на лад. Особенно это касается рынка жилой недвижимости, который напрямую зависит от доходов населения.
Сегодня сложно предположить, когда восстановится покупательская способность простых людей. Вряд ли спрос на квартиры резко пойдет вверх уже в этом году. Кроме того, рынок замер в ожидании очередных изменений в законодательстве и налогообложении. Оживление наступит лишь тогда, когда новая система работы отрасли будет обозначена, проработана и понятна.
Вполне понятно стремление многих компаний придержать инвестиции. Думаю, что строительство продолжится в нынешних темпах с оглядкой на решения властей в области регулирования и контроля отрасли, а также изменение ключевой ставки.
Отразилось ли состояние строительной отрасли на «Ярмарке жилья»? Наблюдается ли отток посетителей и участников?
- Конечно, не стоит ждать большого роста участников в период кризиса и стагнации рынка, однако и какого-то катастрофического падения интереса застройщиков мы тоже не наблюдаем.
Крупные, стабильные компании, которые не первый год являются нашими партнерам и участниками, на своем опыте могут оценить эффективность выставки, потому уже готовят стенды к открытию новой «Ярмарки жилья».
Что же касается посетителей, мы отмечаем стабильный интерес к нашему мероприятию, многие приходят регулярно, заключают повторные сделки.
Насколько реально «затоваривание» на рынке недвижимости Краснодара? Сколько квартир может быть не реализовано в 2017 году?
- Нужно понимать, что имеется ввиду под «затовариванием». Если мы говорим о спросе и о покупательской способности, то ни для кого не секрет, что сегодня покупать недвижимость стали меньше. Но при этом нынешние объемы рынка недвижимости вполне сопоставимы с потребностью жителей.
В 2016г. в Краснодаре было введено в эксплуатацию 2,1 млн кв. м жилья, это около 50 тыс. квартир. Для города с количеством жителей, приближенным к миллиону, это не чрезмерно.
Нельзя говорить, что нужно меньше строить. Необходимо говорить о том, как поднять покупательскую способность наших граждан, как сделать эти квадратные метры более доступными, как развивать программы субсидирования и что для изменения ситуации могут предпринять власть и бизнес.
На ваш взгляд, вступление в силу поправок в ФЗ-214 приведет к сокращению количества застройщиков, в т.ч. участников выставки «Ярмарка жилья»?
- Нашими участниками всегда были только самые стабильные компании, которые работают исключительно в рамках ФЗ-214. Конечно, новые поправки добавили к игрокам рынка множество новых требований, но не думаю, что для кого-то из наших партнеров они станут критическими.
По сути, основные требования, касающиеся, например, открытости информации, ответственные застройщики выполняли и ранее. Это касается и других новшеств, которые уже учтены большинством игроков рынка.
Сейчас еще рано говорить о конкретном эффекте поправок, они вступили в силу лишь с начала года. Я положительно оцениваю блок по открытию информации о деятельности компаний, участвующих в долевом строительстве. Очень важно, чтобы человек мог видеть, каковы финансовые показатели застройщика, на какие деньги он возводит свои объекты, нет ли долгов по обязательствам.
Основной блок, вызывающий опасения у застройщиков, будет касаться обязательных сумм оплаченного уставного капитала и уточнения системы компенсационных взносов. Он вступит в силу с 1 июля, а говорить об ощутимости этих мер для застройщиков будет справедливо ближе к началу осени.
Конечно, для некоторых небольших компаний новая редакция закона о долевом строительстве будет непосильной, однако вряд ли стоит ждать массового ухода застройщиков с рынка. В первую очередь, новые поправки ударят по фирмам-однодневкам, в этом главная задумка. Такой эффект не может сказаться на количестве участников, так как ненадежные застройщики к участию в «Ярмарке жилья» не допускаются.
Полная версию интервью опубликована на РБК+.