Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Катрин Ненашева: Об активизме, изоляции и коммуникации в современном мире

Художница Катрин Ненашева в интервью РБК Юг рассказала о целях своих радикальных акциях, взаимодействии с публикой в городском пространстве и реабилитации после арт-перфомансов
Катрин Ненашева: Об активизме, изоляции и коммуникации в современном мире

16-17 сентября в Краснодаре впервые пройдет научно-популярный фестиваль Geek Picnic, который с 2011г. проводится в Санкт-Петербурге и с 2014г. – в Москве. В течение двух дней для гостей мероприятия проведут лекции ученые, врачи-исследователи, художники, писатели и социологи. Одним из лекторов стала художница Катрин Ненашева. Арт-активистка обсудит с аудиторией свою последнюю на данный момент акцию «Между здесь и там».

Катрин Ненашева – художница-акционистка из Краснодара, в настоящее время живет и работает в Москве. Ее первая акция «Не бойся» в 2015 году была посвящена проблеме содержания женщин в российских тюрьмах. Второй перфоманс «На-казание», посвященный жестокому обращению с воспитанниками детских домов, прошел в 2016 году.

Третья акция «Между здесь и там» состоялась летом 2017 года. В течение 23-х дней художница перемещалась по Москве в очках виртуальной реальности. Перфоманс был посвящен условиям содержания в российских психоневрологических интернатах.

Катрин, что происходит сейчас в вашей творческой жизни?

- Через две недели у меня закрывается выставка в галерее «На Солянке», которая была посвящена моему последнему проекту «Между здесь и там: истории городских изоляций», вобравшей в себя документацию моей последней 23-х дневной акции, которая прошла в июне-июле.

Это мой первый опыт работы с институцией. До этого я однажды участвовала в Триеннале, которую устраивал «Гараж». Для меня это был важный опыт, потому что я ставлю перед собой и просветительские задачи. Довольно большое количество людей, попадая на мою выставку, впервые узнали, что такое психоневрологический интернат (ПНИ) и арт-активизм. Были и те, кто не касались современного искусства до прихода в галерею в принципе.

Сейчас аудитория все больше проявляет интерес к арт-перфомансам: последние несколько месяцев меня часто приглашают на различные площадки рассказать о взаимодействии городской средой с искусством.

Ваши художественные акции, скорее, относятся к категории «не для всех». Кто ваш зритель?

- У меня два типа зрителей: те, кто приходят в галерею, и те, кто становятся очевидцами перфомансов на улице. И это люди абсолютно разные: по возрасту, социальному статусу, религиозным и политическим взглядам. Недавно в галерею «На Солянке» приходила группа женщин лет 50. Еще заходили мужчины, похожие на сотрудников больших корпораций.

На днях я показала выставку ребятами из психоневрологического интерната (их удалось «отпросить» из спецучреждения), который смогли пообщаться с посетителями выставки. Это было интересное взаимодействие: в одном зале в рамках небольшой выставки встретились абсолютно разные люди, которые делились жизненным опытом друг с другом. Я считаю, что если активизм становится поводом для коммуникации, то это признак неплохой работы.

Как вам удалось вывести людей из закрытого учреждения?

- Все необходимые документы у большинства ребят, живущих в интернате, есть. Единственное требование, которое предъявляет врач, – наличие сопровождающего. Нужно «живое тело», которое будет взаимодействовать с воспитанником интерната.
Огромное количество дееспособных людей, которые находятся в ПНИ, не могут выйти, несмотря на то, что выход на улицу им разрешен. Им просто не с кем.

Чтобы приблизить воспитанников интерната к социуму, вы решили запустить проект «Межтуризм»?

- Да. Это возможность для сторон, находящихся по разные стороны забора, понять, каково это, жить за стеной. Жители ПНИ узнают, что происходит во внешнем мире, а жители Москвы получают возможность совершенно с другой стороны ощутить себя и город.

Проект вместе со мной делают художник Владимир Колесников и бывший журналист Михаил Левин. Наша задача – показать москвичам город по-новому, другими глазами. В рамках «Межтуризма» люди, живущие в интернате и давно не выходившие за его пределы, составляют список мест, где им хотелось бы оказаться или мест, с которыми связаны определенные воспоминания из жизни на свободе. Недавно мы с «Межтуризмом» поучаствовали в Ширяевской биеннале.

Чему посвящен другой ваш проект – «Психосквош»?

- Это новый вид спорта, который мы придумали. Суть в том, что мы собираемся по разные стороны забора ПНИ: с одной стороны – пациенты, с другой – горожане, и играем в сквош. Мы сравниваем проект с трехсторонним футболом (у нас не настолько все масштабно, правда). Но мы уже утвердили федерацию психосквоша.

Для нас основной сложностью было детально продумать механизм межтуризма и психосквоша и воплотить их в жизнь. Мы не волонтеры и не психологи, мы художники и журналисты и заниматься этими проектами всю жизнь не сможем. Хочется, чтобы подобные практики, работающие на стыке психологии, искусства и социальной работы, перенимались другими людьми. Чтобы тот же психосквош или межтуризм стали инструментом для работы психологов или волонтеров в регионах.

В Краснодарском крае, допустим, проблема в том, что заведения, где живут люди с ментальными особенностями, вынесены за черту города. Вероятность того, что краснодарцы поедут в Елизаветенскую или в Новотитаровскую играть в сквош, невелика. Здесь нужно использовать иные тактики.

Подобные проекты требуют финансовых затрат?

- Все акции, которые запускаю я, реализуются на собственные средства. Единственный гонорар, который я получила, – 10 тыс. рублей за участие в Триеннале современного искусства.

Да, для создания проектов нужны деньги, но я дала себе установку, что госфинансирование и гранты мне не нужны.

Думаете ли вы о глобальной цели, создавая ваши перфомансы? Есть ли она у вас вообще или вы действуете по импульсу?

- Я всегда отношусь к произведению арт-активистского искусства как к целостному литературному или кинопроизведению. Весь сценарий с завязкой, кульминацией и развязкой прорабатывается. Финал же всегда зависит от внешнего мира: от реакции города, людей, государства на мои действия.

Сжигание паспорта по завершении акции «Между здесь и там» связано с историей людей, живших в интернатах в 70-е гг.: их паспорта прятали в железный несгораемый сейф, что лишало пациентов доступа к документам. Это аллегория на избавление от собственной идентификации, поскольку за период акции она у меня поменялась: произошло переосмысление себя как горожанки, как художницы.

Паспорт восстанавливаете?

- Пока нет.

Улучшается ли жизнь людей, о которых вы рассказываете в своих акциях? Видите ли вы вообще изменения? Или после того, как шумиха вокруг перфоманса стихает, о людях, о которых вы рассказываете, забывают?

- У меня было три масштабные акции. Первая – «Не бойся» на тему посттюремной адаптации женщин-бывших заключенных в обществе и предрассудков, связанных с их прошлым. Второй проект – «На-казание», посвященный наказаниям воспитанников детских домов. И последняя на сегодняшний день акция – «Между здесь и там» о судьбе людей, живущих в ПНИ. И целью каждого проекта является взаимодействие внешнего мира с героями, о которых я рассказываю.

В первой акции конкретного героя я не выделяла, он был обобщен. Я предлагала горожанам начать переписку с женщинами-заключенными, которым никто не пишет писем. Для них это единственный способ коммуникации с внешним миром.

В рамках акции «На-казание» у меня был конкретный герой – Дмитрий Жданов, выпускник детского дома, передвигающийся на инвалидной коляске. Моя задача была рассказать о нем через призму общей проблематики детей-сирот, которых за провинности отправляют психбольницы, кормят солью, ставят на горох, об их тотальном одиночестве. Также я хотела помочь Диме начать развивать собственный проект по трудоустройству выпускников детского дома и ребят с умственной отсталостью. Мне это удалось: получилось найти деньги на реализацию задуманного, о Диме стали узнавать, он собирает свою команду.

В течение акции «Между здесь и там» я не только рассказывала прохожим о жизни в психоневрологических интернатах, но и раздавала буклеты с информацией о психосквоше и межтуризме. Я хотела, чтобы обычные люди начали разговор с ребятами из интерната. Для меня это важно. Интернатовцам мало, чем можно помочь в материальном плане, а им не хватает общения и поддержки.

Воспитанники интернатов зачастую обладают синдромом «выученной беспомощности»: они на столько привыкают к стенам, в которых находятся, что выходить из них не хотят или боятся. Поэтому очень важны люди из «внешнего мира», которые будут рассказывать и показывать, как живет человек за стеной, и будут вдохновлять тех выходить во внешний мир.

Можете ли вы создать проект, который не обязательно будет связан с людьми с непростой судьбой? Ведь у тех, кто тесно взаимодействуют с обществом и считается обычным человеком, тоже есть проблемы.

- Три моих проекта – они про абсолютную оторванность мира. Я ставила себе задачу исследовать рамки изоляции тех или иных институтов, существующих в России, отношения людей друг с другом, отношения в рамках этих изоляций, отношения людей с внешним миром.

Но самое парадоксальное, что одной темы мне не хватило. В большом городе очень много людей, которые считают себя изолированными. Это не обязательно человек с тюремным опытом или ментальными особенностями. Обычные прохожие на улицах со своими историями тоже считают себя заключенными или пациентами интерната, отгороженными от мира.

Во время акций я часто встречаю людей, которые при общении рассказывают, что у них был тюремный опыт и они до сих пор во внешнем мире чувствуют себя изолированно. Также много тех, кто подобного опыта не имел, и кто не готов вести диалог на эту тему. Они заключены точно так же: в своих предубеждениях, во взглядах и ракурсах, под которыми готовы рассматривать проблему.

Изоляция и ограничения касаются не только людей, живущих в предназначенных для этого местах, я не разделяю понятия «город» и «спецучреждение».

Как долго вы возвращаетесь в свое обычное эмоциональное состояние после акции?

- Классическое мое эмоциональное состояние спорное. Сроки восстановления разные. Сейчас внешний мир воспринимается полегче, чем месяц назад. Но так или иначе остались сложности.

Как вы восстанавливаетесь? Есть универсальный способ?

- Универсальных методов нет. Обычно я пытаюсь отвлечься или переключиться на что-то другое.

Т.е. сейчас вы находитесь в стадии «отпускания» предыдущего перфоманса и ничего не планируете?

- С одной стороны – да, с другой – нет. Я сейчас участвую в проекте Михаила Левина для жителей одного из районов Москвы. Это не арт-перфоманс, это издание газеты, которая называется «Пчела». В ней ведутся размышления над медиа и роли журналиста в современном мире. Я задействована как художник: занимаюсь визуальной частью.

Это помогает мне органично пережить стадию иного восприятия себя, которая наступила у меня после 23-х дней хождения по Москве в очках виртуальной реальности. Я как раз про это буду рассказывать на Geek Picnic в Краснодаре.

Что вы хотите донести зрителям с площадки Geek Picnic?

- Сам фестиваль посвящен новым технологиям и экспериментальным практикам. Я читаю, важно поговорить, как технологические новшества становятся неким перфомативным объектом. О том, как в большом городе новые технологии являются поводом для живого разговора. Я – пример того, как новые гаджеты перетекают в живой разговор на улице.

Также я хочу не только рассказать об акции «Между здесь и там», и о том, как очки виртуальной реальности влияют на метальное и физическое состояние, но и об изоляции и психоневрологических интернатах, которые также есть на юге. Для меня это важная «полевая работа».

Как считаете, почему в Краснодаре не развит арт-активизм?

- А как же арт-группировка «ЗИП» и «Типография»?

Они все же не настолько на слуху.

- Да. И я сама этому удивляюсь. Наверное, южная аудитория достаточно консервативна. Да и сами ребята из «ЗИПа» не перформеры и не арт-активисты. Их работа развивается в разных направлениях. Хотя в 2012-2013гг. у них было много проектов и акций: та же «Будка гласности» на Театральной площади.

Работа с аудиторией должна быть последовательна. Я сейчас подумываю о взаимодействии с обществом не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в городах поменьше.

Хороший пример акции в Краснодаре – «Бой с тенью Евланова», который в прошлом году на Театральной площади устроил Николай Мороз (предприниматель, представитель «Лиги любителей бокса Краснодара» – прим.ред.). Это выглядело очень здраво: в перфоманс было вовлечено огромное количество людей, которые, во всяком случае на первый взгляд, не являются поклонниками современного искусства, а Николай был «режиссером» ситуации.

В акционизме и арт-активизме для меня это важно: не только делать что-то самому, но и вовлекать людей в процесс. Чтобы граница между странными, непонятными, фриковатыми, и, как многие подумают, бездарными действиями молодого художника и повседневной жизнью людей становилась все меньше и меньше и давала больше пространства для совместных действий.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Все новости Краснодар
«Деловые Линии» расширили географию автоперевозок в Казахстан Пресс-релиз, 18:06
Баку и Ереван предварительно договорились о границах Политика, 18:03
Три продукта, которые нужно есть для густых и блестящих волос РБК и Мистраль, 18:03
G7 заявила о способности России завершить конфликт на Украине «сегодня» Политика, 18:02
Страны НАТО дадут Украине больше систем ПВО⁠ Политика, 18:01
ЦБ заявил о росте ипотеки в марте на треть за счет льготных программ Недвижимость, 18:00
Главы МИД G7 призвали Россию соблюдать мораторий на ядерные испытания Политика, 17:59
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Задержание и допрос подозреваемого в убийстве в Люблино. Видео Общество, 17:56
Депутат Госдумы РФ от Кубани оценил рентабельность производства «молочки» Краснодар, 17:56 
Какими будут последствия ночного удара Израиля по иранской авиабазе Политика, 17:52
Президент ЦАР допустил создание российской военной базы на востоке Политика, 17:46
«Манчестер Сити» отреагировал на информацию об интересе к Пиняеву Спорт, 17:39
Молдавия отказала в почетном карауле для перезахоронения советских солдат Политика, 17:37
Турпоток в игорную зону в Сочи вырастет до 10% на майские праздники Краснодар, 17:25