Спорт не для всех, но для каждого: как развивают триатлон в Сочи
Триатлон – молодой и сравнительно новый вид спорта. Мультиспортивная гонка, включающая плавание, велогонку и бег, впервые дебютировала в программе Олимпийских игр в 2000 году. С этого времени триатлон начал быстро набирать популярность – количество его поклонников растет с каждым годом. При этом подавляющее число участников приезжают на соревнования не столько за победой, сколько для того, чтобы проверить себя и свои силы.
В России самыми престижными соревнованиями по триатлону, участие в которых могут принять как профессионалы, так и любители, являются старты, организованные компанией IRONSTAR. В сезоне-2017 IRONSTAR запланировала пять стартов для профессионалов и любителей, два из которых пройдут в Сочи. Первый старт сезона также состоится 3 июня в столице Олимпиады-2014.
Старты IRONSTAR проводятся на различных дистанциях от спринта (750 м плавание, 20 км велогонка, 5 км бег) до полной «железной» (3,86 км плавание, 180 км велогонка, 42,195 км бег). В этом году компания впервые проведет домашний старт в Завидово (100 км от Москвы), где будут три совершенно новые дистанции: 1/8 и ¼ от полной «железной», а также микс-гонка из двух этапов 1/8 + ¼ с небольшим перерывом.
Генеральный директор и партнер IRONSTAR Андрей Кавун в интервью РБК Юг рассказал о принципах организации соревнований по триатлону в России, экономической привлекательности подобных стартов и планах компании на нынешний год.
– Что ждать зрителям от предстоящих соревнованиях IRONSTAR в Сочи? На что настраиваются участники?
– Первым событием, которое пройдет в Сочи в этом году, станет IRONSTAR SPRINT & 113 SOCHI 2017 (так называемая «полужелезная»дистанция). Этой гонкой мы открываем серию стартов IRONSTAR сезона 2017.
Соревнования пройдут 3 июня в на курорте «Имеретинский». Заплыв будет осуществляться в Имеретинской бухте, далее спортсмены сядут на велосипеды и поедут вдоль олимпийских объектов, заезжая на трассу «Формулы-1», а затем поднимутся в горы до Красной поляны. Впервые по этой горной трассе проедут и участники спринта, хотя и не так высоко, как атлеты, выступающие на «полужелезной» дистанции. Затем они вернутся обратно в Имеретинский квартал, где оставят свои байки и побегут по мысу бухты Имеретинской и финишируют прямо у входа в отель «Имеретинский».
В этом году количество участников будет в два раза больше, чем в прошлом. В июне 2016-го на двух дистанциях вышло порядка 600 участников, сейчас будет порядка 1 300 человек. Каждый участник по статистике приводит с собой в среднем четверых болельщиков. В основном это члены семьи, друзья. Таким образом, можно прогнозировать число болельщиков от 5 до 7 тысяч. Поэтому уже сейчас можно предположить, что предстоящий старт в Сочи станет одним из крупнейших стартов с точки зрения трафика за всю историю российского триатлона.
– Какое количество соревнований серии IRONSTAR запланировано на текущий год?
– Серия международных стартов IRONSTAR предполагает несколько локаций. Первая – это город-курорт Сочи. Также в этом году мы открыли уникальные соревнования на курорте Завидово, в двух часах езды от Москвы. Там будут необычные форматы для мира триатлона: одна восьмая «железной» дистанции, одна четвертая «железной» дистанции и так называемый супермикс, в котором спортсмены за один день преодолеют обе дистанции.
В конце июля пройдет партнерский старт IRONSTAR в городе Кирове – на олимпийской дистанции. В Казани в последний уик-энд августа пройдут соревнования IRONSTAR SPRINT & 113 KAZAN 2017.
И в конце сентября мы закроем сезон триатлона стартами на олимпийской и полной «железной» дистанции, где спортсмены проплывут почти 4 км, проедут 180 км на велосипеде и завершат свое выступление марафоном. Общий лимит времени составит 16 часов.
– В сезоне-2015 количество участников стартов IRONSTAR составило 1000 человек. В минувшем сезоне этот показатель возрос до 3 700. В нынешнем вы прогнозируете дальнейший рост – до 5 500 участников. По количеству заявок на участие в первом старте сезона в Сочи можно ли говорить о том, что ваши прогнозы осуществятся?
– Сейчас перед Сочи мы уже во второй раз за всю историю наших стартов закрываем регистрацию досрочно. Ажиотаж огромный, мы закрыли регистрацию за месяц до ее фактического окончания. Все планы по привлечению участников на IRONSTAR реализованы.
Такая локация, как Сочи, очень интересна для наших участников, потому как только там соревнования проходят на море.
Наша статистика говорит о том, что почти 100% участников, которые были в прошлом году, в этом снова приезжают к нам на старт. Столько же новых участников нам удалось привлечь. Это очень круто и очень хороший знак, говорящий о том, что триатлон в стране набирает популярность. Уверен, что в ближайшие годы темп роста числа участников в сезонах не будет снижаться.
– Насколько старты IRONSTAR в России привлекательны для атлетов из ближнего и дальнего зарубежья?
– Расширение географии участников – это одна из целей, которую мы ставим перед собой. С каждым новым сезоном она расширяется. В этом году заявки уже подали представители европейских и азиатских стран, будут даже представители из-за океана и, конечно, все наши друзья из ближнего зарубежья и Прибалтики. Очень надеемся, что наши китайские друзья тоже «попробуют» Черное море на вкус.
– Что касается географии самих гонок IRONSTAR, есть ли в планах новые места, которые вы хотите задействовать в обозримом будущем?
– На текущий момент времени IRONSTAR проводит соревнования в уникальных местах на территории России. Кроме того, мы ведем переговоры с партнерами из стран Прибалтики. Пока никаких договоренностей не достигнуто, но не исключено, что IRONSTAR в ближайшее время будет проводиться не только в России, но и за рубежом. Бренд IRONSTAR уже набрал определенную популярность на территории России, поэтому есть основания испытать его за пределами страны.
– Насколько у вас налажен диалог с властями Краснодарского края и города Сочи? Они как-то помогают вам при подготовке к старту или хотя бы не мешают?
– Я очень благодарен администрации Краснодарского края, включая губернатора Вениамина Кондратьева, и, конечно же, администрации Сочи.
Когда в 2015 году IRONSTAR только приходил в Сочи, достаточно непросто было вести переговоры о проведении соревнований в городе. Перекрытие инфраструктуры для проведения триатлона – это очень масштабное событие, которое требует вовлечения всех специальных служб: сотрудников МЧС, ГИБДД, ФСБ, ФСО и прочих. Конечно, глава города, его заместители и наши партнеры активно помогают нам в этом.
С каждым годом согласование проходит все проще и быстрее. И этому есть несколько объяснений. Триатлон действительно в тренде. Подавляющее большинство участников и зрителей старта IRONSTAR в Сочи – это представители других регионов России и стран зарубежья. Мы все прекрасно понимаем, что это влияет на развитие региона.
Атлеты из других регионов России должны получать в Сочи качественный сервис. Отельеры, рестораторы и власти города, предоставляющие сервис должного уровня, в свою очередь должны видеть для себя от пребывания спортсменов из других регионов экономический эффект. Пока по опыту прошлых лет могу отметить, что все это соблюдается и каждая из сторон находит свои плюсы в соревнованиях IRONSTAR.
– Каковы перспективы роста экономического эффекта гонки в Сочи?
– Согласно статистике 2016 года, на соревнования в Сочи приезжает от 5 до 7 тысяч человек (участники и болельщики). Они остаются там в среднем на 4 дня. Средний чек за эти дни с проживанием и питанием составляет порядка 40 тысяч рублей на человека. Нетрудно посчитать, сколько тратят 5-7 тысяч человек.
Часть доходов всех компаний и сервисов, которые вовлечены в проведение стартов IRONSTAR в Сочи, предоставление услуг по проживанию и питанию, потом в виде налогов возвращается в бюджет региона. Мы надеемся, что в ближайшее время с ростом трафика экономический эффект будет только расти.
– Во сколько обходится проведение одного соревнования в календаре IRONSTAR? И за счет чего удается покрыть эти затраты?
– Бюджет мероприятия может составлять от 7 до 25 млн рублей. И это не предел. Итоговые цифры, в первую очередь, зависят от самой гонки, количества участников и от ее статуса. Если соревнованию присваивается статус чемпионата Европы, например, то старт будет дороже, так как в нем появляется призовой фонд. Но и это не предел. К примеру, проведений соревнований за рубежом могут обходиться в сумму, превышающую 1,5 млн долларов.
Бюджет соревнований зависит от затрат на инфраструктуру в конкретный момент времени, числа подрядчиков и партнеров. На текущий момент времени мы привлекаем свои инвестиции.
– Какова сумма призового фонда на соревнованиях IRONSTAR?
– На любительских стартах по триатлону мы не используем такое понятие, как призовой фонд в денежном эквиваленте. Но все победители получают подарки и призы от наших спонсоров и партнеров. Помимо абсолютных победителей среди мужчин и женщин, награждаются «серебряные» и «бронзовые» призеры. Кроме того, отмечаются победители и призеры в каждой возрастной категории, а их около 10.
В наших стартах принимают участие атлеты от 18 до 80 лет, поэтому достаточно большое число спортсменов оказывается на пьедестале почета. Для любителя участие в соревнованиях IRONSTAR – это вопрос даже не призового фонда, а его рейтинга относительно других спортсменов, это внутренняя победа над собой. Триатлон требует самоотдачи и дисциплины, поэтому любительские соревнования проходят именно в таком формате.
– За последние годы вы добились значительного роста числа участников. Прослеживается ли подобная тенденция в процессе привлечения партнеров и спонсоров соревнований? Насколько возрастает интерес к IRONSTAR со стороны новых партнеров и инвесторов?
– Индустрия специфических видов спорта на выносливость только начала развиваться. Темпы роста популярности просто сумасшедшие. Но, несмотря на это, среди всех любителей циклических видов доля триатлетов пока достаточно мала. Поэтому переговоры, которые сейчас ведутся с потенциальными спонсорами, это, по существу, работа с нуля.
У нас, естественно, есть пул партнеров. В основном, это спортивные ретейл-компании, не так давно мы заключили спонсорский контракт с крупным автомобильным брендом. Естественно, наша компания работает достаточно серьезно над тем, чтобы число спонсоров и партнеров увеличивалось. Сейчас их участие в бюджете соревнований составляет 10-15%. Чтобы бизнес существовал в здоровом режиме, участие спонсоров и партнеров должно быть на уровне 30-40% от бюджета.
– Возможно ли достигнуть этого показателя уже в нынешнем году?
– Очень сложно загадать на будущее, получится или нет. Мы заложили положительный бюджет на 2017 год. Поэтому будем надеяться, что те финансовые результаты, которые мы определили для себя, будут достигнуты.