Алена Владимирская: «На любые вакансии вокруг Сочи повышенный отклик»
— В прошлом году эксперты прогнозировали массовый уход компаний, банкротства и сокращение сотрудников, уменьшение доходов. Эти прогнозы не сбылись, уровень безработицы сократился, чем вы это объясняете?
— Мне кажется, что это говорили псевдоэксперты, которые недооценили емкость и возможности нашей экономики. Дело в том, что данные по безработице правильные и при этом неправильные. В прошлом году ушло очень большое количество международных компаний, многие уходили очень этично, выплачивая людям от 3 до 12 окладов. В результате довольно большое количество людей до сих пор очень внимательно присматриваются к рынку и нигде не работают, но при этом у них есть деньги и на пособие по безработице они не претендуют.
В целом ситуация не такая печальная, а в некоторых отраслях, наоборот, идут в рост зарплаты и количество вакансий для «белых воротничков». Сказать, что для топ-менеджеров нет безработицы, тоже неправильно. Она выражена в том, что большое количество навыков, которые были нужны для сотрудников, всю жизнь строивших карьеру в международных компаниях, оказались не нужны российскому рынку. Также уровень вознаграждения в российских компаниях ниже.
Кроме того, в 2022 году вещи, связанные с мобилизацией, внезапно решили проблемы, которые мы не могли решить на протяжении 15–20 лет. Это минусование женского опыта и опыта людей, которые старше 50–55 лет. От собственников стало чаще звучать, что «нам бы предпочтительнее женщину или мужчину постарше».
— Эксперты говорят, что в России дефицит кадров колоссальный. В каких отраслях он наибольший? Как обстоит ситуация по Югу России?
— Больше всего не хватает «синих воротничков», т.е. рабочих, строителей, грузчиков, водителей. Очень не хватает рук в АПК по всему Югу России. Не хватает как профессиональных сотрудников: ветеринаров, агрономов, инженеров сельскохозяйственной техники, так и просто рабочих рук. В России нет престижа рабочих специальностей.
Также очень нужны менеджеры по продажам, потому что все стало продаваться гораздо сложнее, есть дефицит инженеров. На самом деле на рынке труда происходят тотальные изменения. Это переход от диджитально-гуманитарного рынка к рынку рабочих и инженерных специальностей, для того чтобы разбираться с текущим состоянием российской экономики.
— Прогнозируете ли вы рост уровня зарплаты по «дефицитным» отраслям и насколько?
— Тектонический сдвиг меняет и зарплаты. Чем профессия дефицитней, тем получают больше. Хорошие рабочие 5–4 разряда получают больше, чем «воротнички». Если такой специалист работает в крупном промышленном городе, он может получать 200 тысяч рублей, не у каждого маркетолога в Москве такая зарплата. Диджитальные профессии будут по-прежнему востребованы, но зарплаты перестанут расти, а где-то вовсе начнут падать. Кстати, в ближайшие годы профессия программиста будет дефицитной, но зарплаты расти перестанут.
— Как за последнее время изменился показатель уровня зарплаты топ-менеджеров, есть ли отличия по регионам?
— Если говорить о зарплатах топ-менеджеров, то следует понимать, что это совокупное вознаграждение. В целом оно перестало расти. По Югу России закономерности такие же, с тем отличием, что там было много международных компаний, связанных с АПК. Когда они закрывались, то у них были большие зарплаты. Российские компании, которые подхватили бизнес, такой уровень вознаграждения не платят.
— Как изменились требования у работодателей к топ-менеджерам?
— Собственники увольняют тех топ-менеджеров, которые работают в рост и капитализацию — сейчас в это мало верят. В текущей ситуации нужны специалисты, которые работают в парадигме «деньги про сейчас».
Значительно повышается роль коммерческого руководителя и финансового директора, особенно если он умеет работать с кредитами и дебиторскими задолженностями. Операционного директора стараются брать из коммерческого отдела. Сейчас большое количество компаний отложили долгосрочную стратегию на 3–5 лет и сосредоточились на краткосрочном горизонте.
— В прошлом году в «Лаборатории Карьеры» было опубликовано несколько вакансий в крупные винодельческие хозяйства, среди которых «Абрау-Дюрсо» и «Массандра». С чем связана такая тенденция?
— Это было связано с бурным развитием отрасли в этих компаниях и получением больших кредитных линий. Искали топ-менеджеров с большей компетенцией и опытом, чтобы вывести на те показатели, которых хочет собственник. Отклик был очень большой. Это был популярный кластер вакансий, собеседования проходили очень активно. Сейчас это все приостановилось.
— За прошлый год было опубликовано несколько вакансий от «Сириуса». Много ли желающих на эти должности, какая конкуренция, какой конкурсный отбор?
— На любую вакансию в «Сириус» претендует огромное количество людей. Это крупнейшая образовательная площадка, берут только лучших в отрасли. Чтобы получить работу, человек очень должен хотеть работать в «Сириусе», поэтому речи о том, что «приду в 9:00 и уйду в 18:00», там нет. У соискателя должны быть очень хорошие профессиональные компетенции, нужно этим «гореть» и очень много работать.
Вообще, на любые вакансии вокруг Сочи всегда повышенный отклик. Причин несколько, в том числе из-за комфортного климата. Ведь очень приятно работать там, где море и горы. Я бы и сама, если бы работала в найме, стремилась в Сочи.
— По вашему мнению, насколько лучше на Кубани ситуация с кадрами, с учетом миграционного прироста? Насколько перспективны ЮФО и СКФО для карьерного роста?
— На самом деле, ситуация обстоит хуже, чем во многих регионах. Дело в том, что едут люди старше 40–45 лет и те, кто за свою работу не очень держатся. Это не всегда лучшие профессионалы. Суть в том, что есть большой перекос: люди хотят работать в Сочи и на Кубани в отелях и образовательных учреждениях с хорошей зарплатой, а региону нужны аграрии и рабочие. Не могу сказать, что в регионе ситуация по кадрам хорошая, скорее плохая.
— Какие специалисты будут наиболее востребованы в 2023 году?
— Это рабочие, инженеры, любого уровня менеджеры по продажам и финансисты, умеющие работать с кредитными историями оставшихся банков. Также нужны будут операционные менеджеры и директора, которые могут работать быстро в прибыль и выводить компанию из непростой ситуации.