Сергей Селютин: «У банков – новый виток конкуренции за клиентов»
— Как за последние три месяца изменилось поведение частных клиентов банков? И что больше сейчас влияет на их финансовые планы — эмоции или рациональные стратегии?
— Естественно, любые серьезные перемены, в том числе политического характера, влияют на повседневную жизнь: и сами изменения, и слухи, которые тут же возникают. Поток клиентов в первые дни таких событий, конечно, значительно увеличивается. Так было и в начале пандемии, и в конце февраля текущего года.
Например, в самом начале мы видели ажиотаж, связанный с массовым снятием денежных средств со счетов. Затем, с марта, в офисах наблюдался беспрецедентный приток новых и действующих клиентов, переоформляющих и открывающих новые вклады. Количество новых вкладов увеличилось на 30%.
Конечно, в первую очередь мы старались успокоить клиентов. Ведь в панике человек совершает много необдуманных поступков. Свежий пример — покупка валюты по очень невыгодному курсу всего лишь пару месяцев назад. Сегодня картина изменилась, и курс стал совсем другим.
— Что изменилось и продолжает меняться на банковском рынке региона в целом?
— Сегодня мы видим очередной виток усиления конкуренции за клиента. Банки придумывают все новые опции и возможности: это специальные ставки по кредитам, кешбэки, программы лояльности на выбор и другие.
Конечно, внешнее воздействие присутствует, и сегодня многие банки меняют программы лояльности для своих клиентов. На такие шаги приходится идти из-за ограничения Банком России эквайринговой комиссии для некоторых категорий предприятий, которые продают в розницу определенные товары и услуги. Например, продукты питания, топливо, медикаменты и другие.
Именно из этой эквайринговой комиссии банки раньше начисляли клиентам кешбэк и мили, а теперь источник доходов сократился. Из-за этого приходится пересматривать и программы лояльности.
— Как на работе банков отразились санкции со стороны других стран?
— Ограничения Газпромбанка в части привлечения средств на американском рынке капиталов сроком свыше 14 дней не являются блокирующими и не влияют на текущую операционную деятельность банка.
Все карты, в том числе Visa и Mastercard, продолжают работать на территории России без ограничений. Оплата с помощью сервисов Apple Pay и Google Pay сейчас недоступна, а Samsung Pay работает только для карт «Мир». Так что Газпромбанк продолжает выпускать карты платежных систем «МИР», Visa и Mastercard новым клиентам.
— В сфере кредитования в Краснодарском крае особое значение всегда имела ипотека, от которой напрямую зависит развитие строительного сектора. По вашим оценкам, что произойдет на этом рынке в 2022 году?
— В последние два года мы наблюдали рост выдачи ипотечных кредитов. Конечно, по большей части за счет программ льготного кредитования на первичном рынке. Хотя и вторичный рынок тоже показал рост по ипотеке: около 60-70% договоров были именно в этом сегменте недвижимости.
Но в этом году мы видим изменения: по «вторичке» всего лишь 20% всех выдаваемых ипотечных кредитов. Это связано с ростом процентных ставок. Поэтому клиенты стараются все же воспользоваться льготной и семейной ипотекой, на стандартные условия решаются реже. Так что каких-либо явных негативных трендов на этом рынке в Краснодарском крае мы не отмечаем.
— Многие крупные проекты в регионе реализовывались не только за счет бюджета, но и с привлечением средств банков. Эта практика сохраняется?
— Да, конечно, банк находится в активном диалоге с органами исполнительной государственной власти в целях реализации инфраструктурных проектов на принципах ГЧП. Например, в южном регионе среди значимых проектов можно отметить такие проекты транспортной инфраструктуры, как Западная хорда Ростова, Дальний западный обход Краснодара, трамвайная сеть Краснодара. Также мы рассматриваем возможность участия в финансировании образовательных проектов по строительству школ, университетского кампуса в Волгограде.