Подводное импортозамещение: «Куршавель» утроил производство устриц
ООО «Куршавель» занимается производством мидий и устриц. По данным СПАРК, компания зарегистрирована в 2005г. в Сочи, вид деятельности — рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях. Основным владельцем ООО «Куршавель» является Анжелика Батова, которой принадлежит 99,01%.
Выручка компании за 2013г. (более свежие данные недоступны) составила 839 тыс. руб., снизившись на 38% к уровню 2012г. Чистый убыток в 2013г. — почти 4,5 млн руб. (против убытка в 2,6 млн руб. годом ранее).
– Ограничения на поставку морепродуктов из ряда зарубежных стран действуют на территории РФ уже на протяжении двух лет. Как это отразилось на деятельности вашей компании? Увеличились ли ваши продажи в 2016г?
– Уже можно подвести предварительные итоги, так как конец года не за горами. По нашим оценкам, производство мидий вырастет в 2016г. примерно в 1,5 раза, устриц – в 2-3 раза. Думаю, что до конца года мы продадим около 40 тонн мидий и 150 тыс. штук устриц.
– Успешной ли оказалась политика импортозамещения?
– Отрасль в настоящее время развивается очень успешно. Санкции – это шанс для наших производителей, и не только в отношении морепродуктов, но и других сегментов сельского хозяйства.
Главное, чтобы продуктовое эмбарго не сняли в ближайшее время. Сельское хозяйство – капиталоемкий вид бизнеса, срок оборота денег здесь в разы дольше, чем в случае с торгово-закупочными операциями. Речь идет не о трех месяцах, и даже не о трех годах. Поэтому, конечно, мы приветствуем меры правительства, и надеемся, что мы успеем за это время окрепнуть и развить свой бизнес.
– Что было сделано за 2016г.? В начале года вы говорили о планах по увеличению площади под выращивание устриц, были ли они реализованы? Какова общая сумма инвестиций за 9 месяцев 2016г.?
– Ориентировочно, прямые инвестиции в увеличение производства в 2016г. составили примерно 20 млн рублей. За эти деньги был куплен и оборудован специальный корабль, сформированы дополнительные бригады, расширены плантаций производства.
Если ранее емкость нашей плантации составляла ориентировочно 40 тонн мидий и 100-150 тыс. устриц, то за этот год мы ее увеличили. Теперь мы максимально сможем производить 100 тонн мидий и 500 тыс. устриц.
– Каковы ваши планы по развитию на 2017г.? Планируете ли вы запускать новые направления?
– Нет, другие направления, к сожалению, мы не планируем развивать. А на 2017г. в планах закрепление результатов и интенсивное расширение бизнеса.
– В 2015г. сообщалось, что компания собирается инвестировать в производство по выращиванию креветок. Как обстоит дело с этими планами?
– Мы провели коммерческие испытания и пришли к выводу, что это нецелесообразно, и решили закрыть проект. Именно тот вид креветок, которым мы занимались (гигантская королевская креветка), отлично здесь себя чувствует. Но поблизости нет уже готовых подходящих прудов и водоемов, а их создание очень затратно.
– Многие потребители утверждают, что отечественные заменители зачастую не так хороши, как импортные товары. Удалось ли качественно заместить импортные устрицы?
– Недавно я купил сыр «Камамбер» в «Магните», и он оказался хорошего качества. Если бы этикетка была французская, то я, наверное, и не отличил бы. Да, попадаются и некачественные продукты. Наверное, требуется время, чтобы внедрить технологии, научиться производить достойный продукт.
Нам, как производителям морепродуктов, повезло больше. Наши морепродукты априори значительно вкуснее любых импортных. И тут нашей заслуги нет. Просто условия проживания – то есть вода Черного моря – позволяют выращивать моллюсков, которые лучше по вкусу.
– Росрыболовство в 2016г. разыграло ряд участков на Черноморском побережье, увеличилось количество предприятий, работающих в отрасли. Боитесь ли вы конкуренции? Насколько близко насыщение рынка морепродуктов?
– Конкуренция будет обязательно. У нас уже появились серьезные конкуренты. Но пока мы не успеваем производить и удовлетворять потребности рынка, которые существуют на сегодняшний день. При большем обороте мы бы все продавали.
– Есть ли какие-то оценки емкости рынка морепродуктов?
– Все зависит от благосостояния населения и цены продуктов. Средняя стоимость 1 кг мидий в розницу в Европе составляет 1 евро – около 70 руб. Если у нас когда-нибудь станут продаваться мидии по 70 рублей, то продукт окажется доступным для населения и объем потребления вырастет в разы. Конечно, пока цена превышает 1 тыс. руб. за 1 кг, для среднестатистического жителя края это слишком дорого, и мидии не являются продуктом ежедневного спроса. Понятно, что вкусный и экологически чистый продукт при доступной цене будет пользоваться колоссальным спросом.
– Что тормозит импортозамещение на Кубани в области морепродуктов? Что бы подтолкнуло развитие отрасли?
– Прежде всего, есть нерешенные вопросы с землепользованием. В частности, вся береговая полоса является особо охраняемой курортно санитарной зоной. Соответственно, если строго следовать законодательству, то там нельзя находиться и производить какую-либо деятельность, строить какие-либо сооружения, обрабатывать продукцию. Это серьезная проблема. Я думаю, государство должно ее так или иначе решить: ввести особый режим или выделить определенные места.
Проблемы развития российского АПК будут обсуждаться на пленарном заседании в рамках Международной выставки сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки сельхозпродукции «ЮГАГРО» «Эволюция импортозамещения: от количества к качеству». Выставка пройдет в ВКК «Экспоград Юг» (Краснодар) с 22 по 25 ноября 2016г. ИА РБК Юг выступает официальным информационным интернет-партнером мероприятия.