Елена Куркова: «Культура винопития появится на Юге России через 10 лет»
— Осенью прошлого года «Шато де Талю» приобрела 228 га виноградарских земель «Крымского винного завода». Планируете ли еще расширение?
— Планы есть, и в ближайшее время мы будем их реализовывать. В этом году мы закладываем 21 га виноградников, в следующем закладываем 36 га и так далее. Порядка 20 га ежегодно будем вводить в оборот до 2027 года — это около 70 тыс. лоз винограда каждый год.
— В 2022 году отрасль столкнулась со сложностями, вызванными санкционной политикой иностранных государств. Это сказалось на доступности многих импортных составляющих в производстве вина (дрожжи, пробки, бочки, детали, саженцы). Расскажите, как и за счет каких ресурсов вы решили для себя эту задачу?
— Все нашли. Все привезли. Вопрос цены. Самые большие сложности у нас были с сельскохозяйственной техникой. Высокая плотность посадки и узкое междурядье требуют особого ухода, и на наших виноградниках мы работали всегда с итальянской техникой. Время вносит свои коррективы, поэтому ищем альтернативу. Мы начали тестировать технику из Китая, выводы делать пока рано. По итогам прошлого года рост себестоимости по разным статьям составил от 20 до 40%. И это требует другого подхода к ведению бизнеса.
— В 2022 году производство игристых вин категории брют выросло на 40%, что привело к сокращению доли полусладких игристых вин на российском рынке. Какие у вас планы по производству разных категорий игристых?
— Рынок растет. Уже в этом году рост игристых в продаже показал 4,9%, согласно данным Росстата. Что касается сахара, паритет еще не достигнут, но потребитель все чаще смотрит в сторону полусухих и брюта.
Гостеприимное пространство
— Елена, вы также являетесь директором ресторанного комплекса «Шато де Талю». Насколько за год изменилась ситуация в ресторанной индустрии?
— Здесь очень интересная ситуация. В прошлом году, когда все рестораторы были обеспокоены падением показателей и прогнозировали снижение трафика, к нам, наоборот, был повышенный интерес со стороны потребителей. У нас регулярно была двойная посадка. Можно сказать, что мы вытягивали весь поток гостей даже с некоторым напряжением. По нашим данным, спрос в 2022 году вырос на 33%.
- «Шато де Талю» — пример проекта винодельни с яркой туристической инфраструктурой. Насколько законопроект о строительстве объектов инфраструктуры на сельхозземлях позволит увеличить потенциал компании?
— Один из частых вопросов — когда у вас будет отель? Это один из глобальных долгосрочных проектов. Прорабатываем несколько вариантов этого направления. Предполагаем, что СПА-отель будет примерно на 60 номеров.
Создание объекта размещения логично ложится в концепцию развития компании, которую мы уже начали реализовывать. Хочется двигаться дальше в этом направлении. Есть идея развивать концертные площадки и проводить фестивали, музыкальные вечера и создавать мероприятия, которые в целом связаны с искусством и эстетикой, приятными эмоциями.
— В 2022 году спрос на винный туризм увеличился. Какие перспективы у данного направления в 2023 году? Какое число гостей ожидает «Шато де Талю» в 2023 году?
— Однозначно, интерес к винному туризму будет расти. Сегодня есть ряд законодательных ограничений в части рекламы нашего продукта, поэтому именно на винодельне гости становятся истинными амбассадорами бренда «российское вино». Мы объединяемся с коллегами из соседних виноделен. Сегодня есть уже несколько проектов с «Шато Пино», «Абрау-Дюрсо». Делаем совместные акции, создаем единые билеты и маршруты и будем продолжать это делать, поскольку такие мероприятия дают эффект. В прошлом году в «Шато де Талю» побывали 25 тыс. гостей. В этом году цели более амбициозные. Надеемся, что сможем принять более 30 тыс. туристов.
— Вы знакомы с винами Франции. Насколько отличается культура потребления вина в России и во Франции?
— Если с этой позиции, то мы пока очень далеки от Франции, поскольку там многовековая, не побоюсь этого слова, история. У нас все-таки серьезный рост произошел только в последние десятилетия. До сих пор люди имеют определенные стереотипы относительно российского виноделия. Конечно, все эти стереотипы уже не соответствуют действительности.
Я была во Франции в 2013 году, и меня поразил подход к отрасли — здесь и кухня, и вино. Для французов вино — это напиток, который обязательно должен быть на столе. Бокал легкого вина за ужином — это обычная практика. Если это праздник, то открывается что-то значимое. Таких традиций в России пока нет.
— Какое количество времени, на ваш взгляд, потребуется для того, чтобы привить в России культуру винопития?
— Я думаю, лет семь-десять.
— Давайте поговорим о развитии винодельческой отрасли на Кубани. Насколько сегодня реализован потенциал региона в этом сегменте?
— Краснодарский край — один из драйверов винодельческой отрасли, и сегодня это направление очень хорошо развивается в совокупности с энотуризмом и гастротуризмом. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в этот процесс. С одной стороны, закрылись границы, с другой стороны, люди стали путешествовать внутри страны. Действительно, есть очень много достойных конкурентов. Есть разные стили вина, разные терруары, архитектурные стили виноделен — здоровая конкуренция всегда на пользу.
Искусство жить
— На сайте компании указано, что вы сами характеризуете свой стиль управления как l’art de vivre (искусство жить). Что это значит? Как этот стиль влияет на ваши решения и управление командой?
- «Искусство жить» — это прежде всего платформа нашего бренда. Сегодня в России очень быстрыми темпами развиваются разные отрасли, в том числе и наша. В этом «достигаторстве» очень важно иногда замедлиться, насладиться моментом. Если этого не происходит, мы часто видим выгорание, излишние эмоции и стресс. Когда к нам приезжают гости, мы советуем остановиться, не спешить и наполниться всем тем, что создала природа и человек. Это про «искусство жить», если мы говорим о платформе нашего бренда.
Если мы говорим об управлении, то как директор я прекрасно понимаю, что нужно создавать такую атмосферу, в которой люди чувствуют себя комфортно. Но комфортно не значит спокойно. У нас у всех есть амбициозные цели, нужно быть гибким, быстрым и энергичным. Мы с вами обсуждали, что сегодня нужно быстро реагировать на разные изменения, но понимать, что ты работаешь в кругу единомышленников, с людьми, которые тебя поддержат, являются профессионалами, каждый отвечает за определенный участок и несет ответственность за результат. Нужна атмосфера успеха и постоянного роста. Компания может расти только тогда, когда растут сотрудники.
— Как бы вы описали свою миссию как руководителя в команде?
— Моя миссия — вдохновлять. Это можно применить, с одной стороны, к команде, с которой я работаю, потому что без вдохновения и энергии, каким бы ты ни был профессионалом, вряд ли добьешься успеха. С другой стороны, конечно, вдохновлять гостей. Это такая философия win-win, благодаря которой выигрывают все.
— Что в профессиональной деятельности давалось или дается вам сложнее всего?
— Я не могу сказать, что какие-то вещи для меня являются сложными. Наверное, быстрый темп, быстрый ритм, в котором нужно максимально быстро принимать решения. Но глобально я для себя не вижу сложностей. Есть задачи, их надо решать.
— А как вы справляетесь с этим быстрым потоком?
— Вливаюсь в него.