Вице-губернатор Кубани Алтухов: «Экономику нельзя менять щелчком пальцев»
Как вы оцениваете результаты прошедшего Петербургского международного экономического форума? Что позволило Краснодарскому краю увеличить количество заключенных соглашений?
– Если говорить о ПМЭФ-2017, то заключенные соглашения стали результатом достигнутых в прошлые годы договоренностей. Как правило, подписанию договоров предшествует ряд встреч. Мы работаем практически на всех инвестиционных площадках России – Санкт-Петербург, Москва, Ялта, Красноярск, кроме, пожалуй, Дальнего Востока. Посещаем и зарубежные мероприятия – стараемся быть везде, где есть возможность лично пообщаться с различными инвесторами и делегациями. В этом плане форумы в Санкт-Петербурге и Сочи очень выгодны и интересны, так как в них участвуют реальные инвесторы, которые заинтересованы в построении и развитии бизнеса в субъектах Российской Федерации.
Если говорить о количестве соглашений, то это тоже результат постоянной работы, проводимой в Краснодарском крае. В этом году регион посетило порядка десятка делегаций из самых разных стран Европы и Азии. Мы показывали наши возможности, причем не на бумаге или в электронных презентациях, а на примере реально работающих предприятий. Инвесторы общались с менеджментом компаний и получали понимание всех нюансов работы в регионе не от власти, которая, безусловно, заинтересована в привлечении капитала в край, а от бизнеса.
Вот эти встречи и контакты – самое ценное во время таких бизнес-миссий. На основе полученной информации инвесторы в дальнейшем принимают решении об организации своего бизнеса у нас.
На ПМЭФ-2017 кубанская делегация заключила соглашение по Восточной промышленной зоне в Краснодаре. Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте в его нынешней стадии. Что планируется сделать в ближайшее время?
– Я думаю, что в июне мы закончим процесс технико-экономического обоснования и будем выходить на сессию ЗСК с корректировкой программы развития индустриальных парков и запросом бюджетных инвестиций в инфраструктуру. Наша задача – минимизировать вложения из казны. Но даже эти инвестиции должны максимально быстро вернуться, причем с прибылью, в виде налогов тех предприятий, которые будут работать в ВПЗ.
Часть расходов по развитию инфраструктуры взяли на себя естественные монополии. В частности, в соответствии с программой развития «Федеральная сетевая компания» начала строительство подстанции; ведем переговоры по строительству газо- и водопроводных сетей.
Организация государственного промпарка – непростой проект. Ограниченность бюджета накладывает определенные рамки. Мы, повторю, конечно же, стараемся минимизировать расходы. По разным оценкам, совокупный размер инвестиций в инфраструктуру ВПЗ может составить порядка 1 млрд рублей.
Какие компании уже готовы зайти на площадку, какие проекты будут ключевыми?
– Пул резидентов уже сформирован. Я думаю, будет правильным, если инвесторы сами заявят о своем участии. Могу сказать, что это компании машиностроительного и металлообрабатывающего секторов, производство строительных материалов и мебели.
Но важно понимать и еще один момент: сейчас мы говорим о «якорных» производствах. Практика показывает, что вокруг таких больших компаний сразу возникают сателлиты – поставщики и производители, которые работают с этими компаниями и для сокращения логистических затрат размещают свои площадки в непосредственной близости к клиенту. Поэтому мы уверены, что фактически работающих в промпарке компаний будет больше. А это значит, что будет больше инвестиций и рабочих мест, увеличится налогооблагаемая база.
Почему в качестве застройщика ВПЗ была выбрана компания «Дега Девелопмент»?
– «Дега Девелопмент» – крупный международный игрок с большим опытом создания индустриальных парков как в России, так и в других странах. Компания известна западным инвесторам, которым непросто при сегодняшней внешней конъектуре принимать решения об инвестировании в Россию. Поэтому ее участие в развитии ВПЗ, конечно, имеет положительное влияние. Кроме того, «Дега Девелопмент» и сама становится резидентом этого пром.парка и инвестирует, а значит на собственном примере демонстрирует уверенность в реализации этого проекта.
Что происходит с другими промышленными парками на территории Краснодарского края? Какие площадки сейчас находятся в стадии реализации?
– Сейчас мы ведем переговоры с инвесторами о формировании нескольких таких площадок. Самое главное, что у бизнеса есть реальный интерес к ним. Например, индустриальные парки могут возникнуть на базе компании «Тегас» в станице Динской, Краснодарского компрессорного завода и агроходинга «Кубань» в Усть-Лабинске. Кроме того, «ЕвроХим» на последней встрече подтвердил намерение профинансировать первый этап строительства промпарка в Белореченске.
Подчеркну, что после оформления всей необходимой документации и присвоения статуса пром.парка, мы готовы предоставить весь пакет налоговых и иных льгот, который предусмотрен федеральным и краевым законодательством. И еще один немаловажный момент – эти преференции предоставляются только на новые производства, созданные с нуля.
Это что касается пром.парков, которые пока в стадии переговоров. Из того, что уже реализуется – в 2015г. на Российском инвестиционном форуме в Сочи мы подписали соглашение с компанией «Тандер» о строительстве индустриального парка в станице Васюринской. Возможно, мы увидим запуск первого предприятия там уже в этом году. На площадке запланировано строительство производств широкого спектра товаров – от продуктов питания до косметики и парфюмерии.
Ранее отмечалось, что часть заключенных соглашений так и остается на бумаге. Меняется ли как-то сама система работы с проектами?
– Мы кардинально изменили подход к реализации соглашений – теперь мы используем методы проектного управления. Что это значит? По каждому подписанному соглашению создается дорожная карта – диаграмма Гантта, это график, на котором каждый проект разбивается на задачи.
Каждая задача имеет свой срок исполнения и ответственного. Это делает процесс максимально прозрачным – мы видим, что и в какие сроки делает конкретный муниципалитет, министерство, сотрудник, инвестор, где допущено отставание от графика. Анализ полученной информации позволяет оперативно реагировать на возникающие отклонения.
Кроме того, в крае запущен и успешно работает институт инвеступолномоченных. Мы поддерживаем с ними постоянный контакт, поэтому в любой момент времени понимаем, что происходит на территории, какие возникают проблемы и как мы их можем решить.
Эта система хорошо зарекомендовала себя в бизнесе – такой инструмент применяют многие крупные компании. Конечно, мы адаптировали его для использования в органах власти.
На ПМЭФ-2017 один из проектов предполагает восстановление обанкротившейся птицефабрики. Есть ли интерес инвесторов к подобным площадкам?
– На Российском инвестиционном форуме в Сочи в этом году мы действительно впервые представили инвесторам банкротные краевые предприятия, а также площадки, на которые можно зайти в качестве соинвестора и развивать производство на уже имеющихся площадях. Могу сказать, что это положительный опыт и мы будем его применять в дальнейшем.
Один из таких проектов – это птицефабрика Раевская под Новороссийском. Сейчас это предприятие признано банкротом. Мы представили его в Сочи, инвестор ознакомился с имеющимся имущественным комплексом, проанализировал объем требуемых инвестиций, потенциал рынка и принял решение о вхождении в этот проект. На ПМЭФ мы подписали с ним соответствующее соглашение. Теперь в течение 2,5 лет в птицефабрику будет вложено порядка полумиллиарда рублей, там создадут 400 новых рабочих мест.
Одним из крупнейших и известных банкротов является завод им. Седина. Найдены ли пути восстановления предприятия? Что сейчас делается в этом отношении?
– На данный момент имущественный комплекс завода выставлен на торги. Но уже имеются инвесторы, которые готовы выкупить это имущество и приступить к модернизации. Нужно провести еще ряд процедур, которые займут от шести месяцев до года. Мы находимся на постоянном контакте с инвесторами и внимательно следим за ситуацией. Следующим шагом будет решение вопроса в министерстве промышленности по поводу станка «Макроцентр» – мы не можем допустить, чтобы этот проект остался нереализованным.
По договоренности с министерством, эта площадка будет максимально загружена, и никаких других производств, кроме как станкостроительных там не будет. Очень важно восстановить тот «Седин», который был.
Недавно давался обновленный прогноз по росту промпроизводства на Кубани по итогам 2017г. на уровне 5%. По вашему мнению, реально ли достичь таких показателей?
– Эти цифры амбициозные, но реалистичные. В зависимости от факторов, они могут корректироваться, но я думаю, что эту планку мы выдержим. Как вы понимаете, такой прогноз мы делаем, опираясь на имеющиеся показатели - результаты 2016г. доказали, что промышленность на Кубани может развиваться темпами, которые сильно опережают общероссийские. В прошлом году региональный индекс промпроизводства составил 4,1, в то время как в среднем по стране – лишь 1,1.
Эксперты часто отмечают, что Кубань, как и в целом Россия, остается сырьевым регионом, где высокотехнологичное производство находится в упадке. Согласны ли вы с этим мнением? Меняется ли положение дел в регионе, появляются ли высокотехнологичные инвестиционные проекты?
– Конечно же, такие проекты есть. Но не надо питать иллюзий – Краснодарский край пока продолжает оставаться сырьевым. Экономику нельзя изменить щелчком пальцев. Это сложная, многофакторная система. Но определенные изменения уже начались. Мы видим, насколько выросла у нас переработка в области сельского хозяйства.
Кроме того, увеличиваются инвестиции в перерабатывающую и легкую промышленность. Например, в Крымске недавно начали строительство нового консервного комбината. Новороссийский производитель обуви компания «Брис-Босфор» получило льготное финансирование от федерального фонда развития промышленности и теперь реализует свой проект по модернизации производства и скоро будет выпускать уже не только тапочки, но и кожаную обувь.
Легкая промышленность уже давно не была ведущей в Краснодарском крае, но сейчас такие предприятия как «Александрия» и «Брис-Босфор» растут на 20-30% в год – это выше уровня роста промышленности по краю. И они уже начинают экспортировать продукцию в другие страны. Это важный и ключевой индикатор - мы становимся регионом, который производит продукцию с высокой добавленной стоимостью. Пусть темпами, которые пока не до конца нас устраивают. Но мы над этим работаем.
Вы намерены баллотироваться на выборах депутатов Законодательного собрания Кубани в сентябре 2017г. Чем объясняется намерение сменить исполнительную власть на законодательную?
– Кубань в данный момент показывает достойный результат. Как я уже сказал, темпы роста промышленности в 4 раза превышают среднероссийские. С точки зрения инвестиционной привлекательности Краснодарский край уже несколько лет подряд входит в ТОП российских регионов. Отчасти и поэтому число инвест.проектов, стоимостью свыше 100 миллионов рублей у нас возросло в полтора раза, теперь их около 300.
Мы задаем новые стандарты в сфере информационных технологий – Кубань один из немногих регионов России, где операторы связи предоставляют возможность использования мобильного интернета на максимально доступных скоростях.
Но сейчас все это происходит в режиме ручного управления. Мы понимаем, что очень серьезно выросла конкуренция между регионами. Активно развивается Татарстан, Московская область, Белгород. В этой конкуренции нам требуется создать лучшие законодательную базу и институты, которые будут системно выигрывать в этой конкурентной борьбе. Именно поэтому я и иду в ЗСК – чтобы качественным образом усилить и развить институты поддержки бизнеса.
Несколько раз в месяц к нам приезжают иностранные делегации, которых мы приглашаем к нам. А нужно создать такую законодательную базу, чтобы инвестор, который желает реализовать тот или иной проект в России, по умолчанию выбирал бы Краснодарский край. Чтобы он руководствовался тем, что на Кубани самые лучшие условия, законы, институты поддержки бизнеса.
Мы понимаем, что нам необходимо искать и поддерживать новые точки роста. Создавать такие инструменты, которые дадут возможность их выявлять. Поэтому нам необходимо вместе – и законодательной, и исполнительной ветвям власти – решить этот вопрос и перейти от ручного управления к системному.