Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Александр Чулков: «Негативный прогноз бюджета Краснодара не оправдался»

Руководитель департамента финансов администрации Краснодара Александр Чулков — о состоянии местного бюджета, муниципальном долге и облигационных займах

— Какие предварительные итоги за первое полугодие 2021 года по доходным, расходным статьям в бюджете Краснодара вы можете подвести? Что изменилось по сравнению с первоначальной редакцией документа?

— Исполнение бюджета в первом полугодии сложилось как по учебнику — за полгода исполнено ровно 50% от наших планов по доходам и расходным обязательствам. Разумеется, бюджет изменился. Необходимо понимать, что бюджетный процесс — это живой процесс. Нельзя запланировать параметры казны на следующий год и не вносить в них коррективов.

Даже федеральный бюджет правится 2-3 раза в течение финансового года, региональный бюджет — 4-5 раз. Наш местный бюджет в силу максимальной приближенности к населению правится каждый месяц в ходе заседаний гордумы. Поэтому бюджет, который был принят депутатами в декабре 2020 года, по состоянию на 1 июля увеличился примерно на 6,5 млрд рублей по расходам. Были скорректированы и показатели доходов. Также внесены изменения в источники финансирования и данные по дефициту.

— Во время принятия бюджета на 2021 год планировалось, что его параметры сократятся по сравнению с прошлым годом на 12%. По какой причине закладывалось такое снижение, ведь, казалось бы, самый тяжелый год для экономики закончился, и 2021 год должен был стать годом роста?

— Чуть забегу вперед и скажу, что «год роста» действительно получился. Есть увеличение доходов и расходных обязательств. Дело в том, что работа над бюджетом на новый финансовый год начинается всегда в мае-июле. Вспомните, что переживала экономика год назад. В это время только открылись летние веранды ресторанов, прибыли поступало мало. Все это цепной процесс: мало прибыли, мало зарплат работникам, мало поступлений от налога на доходы физлиц. В мае, апреле ни рубля бюджетных средств не поступало в местный бюджет. Исходя из осторожных и прагматичных подходов, мы планировали бюджет на 2021 год в пессимистичном сценарии. К счастью, наши опасения не оправдались.

— Есть ли рост доходной части бюджета по сравнению с первым полугодием 2020 года?

— Рост, конечно, есть. В апреле 2020 года местный бюджет недополучил 1,3 млрд рублей, в мае — порядка 700 млн рублей. В текущем году у нас перевыполнение плана по собственным доходам приблизительно на 1,3 млрд рублей.

— Какими будут итоги этого года? Удастся ли выйти на уровень 2020 года, или прогнозы более оптимистичны?

— Я часто говорю, что бюджетное планирование — это равномерное распределение разочарований. Нужно жить реальным сценарием, не стоит ждать каких-то сверхпоступлений, если они не обусловлены изменениями налогового, бюджетного законодательства. Пока я буду в оценках осторожен. Очень надеюсь, что хуже 2020 года результаты не будут. В противном случае, если мы не соберем планируемые доходы, возникнет кредиторская задолженность.

— Почти половину доходных поступлений составляет НДФЛ. Какие точки роста вы видите в этом виде налога? Есть ли альтернативные варианты?

— Точки роста лежат на поверхности — это, в первую очередь, увеличение ставки налога. Нужно понимать, что это сценарий на далекую перспективу, когда не будет других возможностей роста доходов. При этом самым оптимальным вариантом будет повышение качества администрирования доходов, минимизация затрат на сборы. Налоговая инспекция сейчас идет по цифровым рельсам. Сейчас заплатить налоги можно без визита в ведомство, стать самозанятым — элементарно скачав приложение. Дальнейшая работа в сфере позволит оптимизировать процедуру взимания налогов.

— Сейчас вы говорите об административных резервах самого муниципалитета. А в каких отраслях и видах налога возможен прирост? Где, на ваш взгляд, существует потенциал в 2021 году?

— Ряд изменений в российское законодательство внесен. Повышена ставка по доходу физлиц для тех, кто зарабатывает в течение года более 5 млн рублей. Думаю, без преувеличения можно гордиться тем, что в Краснодаре много таких людей. НДФЛ на них выше, это один из источников тех резервов и сверхдоходов, которые мы с начала года получали.

Приятные поступления идут от упрощенной системы налогообложения. Так как ЕВНД перестал существовать с 1 января текущего года, большинство предпринимателей перешли на «упрощенку». Есть прирост по налогу на прибыль, что говорит о том, что в экономике дела идут нормально. Кроме того, есть неналоговые поступления — от аренды земли, муниципального имущества. Это все те источники, позволяющие получать доходы и брать на себя больше расходных обязательств.

— На одном из последних заседаний гордумы Краснодара вы определили размер дефицита местного бюджета — 4,8 млрд рублей. Это актуальная цифра?

— Бюджет на текущий год действительно сверстан с дефицитом в 4,8 млрд рублей. Эта цифра не должна пугать. В связи со спецификой бюджетной классификации те остатки бюджетных средств, которые поступили в виде доходов в прошлом году и не были потрачены, переходят на этот год. Когда мы направляем эти средства на расходы текущего года, мы отражаем их как источники финансирования дефицита бюджета.

На самом деле, из этой суммы реальный прогнозируемый дефицит составляет 1,7 млрд рублей. Это коммерческий кредит, который мы планируем привлечь, если возникнет ситуация кассового разрыва. Пока такой ситуации я не прогнозирую. Остальные 3,1 млрд рублей — это остатки от облигационного займа.

— В 2016 году Краснодар имел внушительную долговую нагрузку, из которой с трудом выходил. На каком уровне сейчас находится этот показатель, и планируется ли его наращивать?

— Еще пять лет назад долговая нагрузка на городской бюджет составляла порядка 67%. На 1 июля 2021 года эта цифра составляет 40%. В абсолютных цифрах тогда муниципальный долг составлял 9,5 млрд рублей и был полностью коммерческим. Помимо основного долга расходы на обслуживание кредита в 2016 году составляли порядка 1 млрд рублей. То есть типовая школа на 1100 мест каждый год уходила на выплату процентов по обслуживанию муниципального долга.

Теперь же долг снизился на 27% и составляет 7,46 млрд рублей. Самое главное, что в нем лишь порядка 2 млрд рублей — это коммерческие кредиты. Все остальное — это бюджетные кредиты. Они по сути для нас бесплатные — 0,1% годовых. Бюджетными займами в размере 3,77 млрд рублей, которые мы взяли в 2019 году у Краснодарского края, мы смогли погасить коммерческие кредиты. То есть мы экономим на обслуживании.

Опять же мы занимались перекредитованием — брали новые дешевые кредиты, чтобы закрыть старые дорогие. Поэтому с 1 млрд рублей на обслуживание процентов мы пришли к 280 млн в год.

— Краснодар использовал достаточно необычный долговой инструмент — муниципальные облигации. Был ли этот опыт успешным?

— Действительно, для Краснодара это хорошо забытый инструмент. Последний раз мы использовали облигационный займ в 2011 году, в 2014 году окончательно по нему рассчитались. В декабре 2020 года мы снова выпустили муниципальные облигации. Критерием их качества, критерием доверия инвесторов послужило то, что они в первый же день своего выпуска разлетелись как горячие пирожки. В итоге мы привлекли 1,6 млрд рублей, и по решению главы города вся сумма направлена в дорожный фонд.

Инструмент эффективный, потому что есть диверсификация риска. Мы не зависим полностью от бюджетных и коммерческих кредитов. Еще одним достижением является то, что мы смогли привлечь этот облигационный займ по ставке 6,7% годовых. Сейчас, когда ключевая ставка пошла вверх, далеко не каждый банк предложит такие льготные условия. А мы по сути зафиксировали 1,6 млрд рублей на пять лет вперед. Я считаю, это действенный инструмент, который надо использовать и дальше.

— Если этот инструмент будет использован в будущем, останутся ли целевым назначением инфраструктура и дороги? Есть ли уже примерный список проектов, которые хотелось бы финансировать таким способом?

— Брать облигации, например, на ремонт детского сада — не тот масштаб. Учитывая, что все школы и детские сады строятся сейчас с привлечением федеральных, краевых средств, то закладывать в местный бюджет их строительство, как мне кажется, не имеет смысла. Другое дело модернизация коммунальной инфраструктуры, которая строилась десятилетия назад или строительство дорог, без которых город задыхается в пробках. На эти направления можно использовать облигации.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Краснодар
Президент Абхазии попросил у России гуманитарные поставки электроэнергииПолитика, 15:42
Гашек раскритиковал поездку представителей «Монреаля» в РоссиюСпорт, 15:35
Цемент, песок и щебень: как сэкономить компании 20 лет развитияРБК и Альфа-Лизинг, 15:28
Орбан предложил сохранить транзит через Украину, сменив собственника газаПолитика, 15:21
В Вологде открыли памятник Иосифу СталинуОбщество, 15:15
В Татарстане ввели режим ЧС после атаки дронов на КазаньПолитика, 15:13
В Тобольске 17 человек попали в больницу после купания в бассейнеОбщество, 15:07
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как получить максимальный эффект от долгосрочных сбережений. ТестРБК и ВТБ, 14:59
Премьер Финляндии заявил о невозможности открыть границу с РоссиейПолитика, 14:54
В Шереметьево произошла потасовка на фоне долгой задержки рейса в ЕгипетОбщество, 14:48
Guardian узнала об отправке в пехоту ВСУ бойцов ПВО из-за нехватки людейПолитика, 14:46
Фигуристка Петросян второй год подряд выиграла чемпионат РоссииСпорт, 14:44
Третьяк исключил скорое возвращение сборной России на турниры IIHFСпорт, 14:29
Больницы Казани перевели в режим повышенной готовностиОбщество, 14:27