Валерий Кулагин, СПИД-центр: «Тест на ВИЧ раз в год должны сдавать все»
— В России наблюдается рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией: за последние 5 лет в стране выявили почти полмиллиона новых случаев, за 6 месяцев 2017 года темп прироста составил 3,3%. Какая ситуация складывается в Краснодарском крае, сколько в регионе зарегистрировано ВИЧ-инфицированных граждан?
— Многие знают, что один из первых в Советском Союзе случаев ВИЧ-инфекции был выявлен как раз в Краснодарском крае в 1987 году. С тех пор на Кубани зарегистрировали более 19 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан России, включая умерших и переехавших в другие регионы.
Какое-то время край был второй территорией в СССР по количеству ВИЧ-положительных, уступая только Калининградской области. Но благодаря усилиям и Роспотребнадзора, и министерства здравоохранения, и краевой администрации нам удалось сдержать бурный рост. Тот прогноз, который давали специалисты федерального центра СПИД, не сбылся.
Сейчас в регионе распространение ВИЧ-инфекции идет, но не такими темпами, как предполагалось, и не такими, как в других регионах России. В год мы регистрируем порядка 2 тыс. новых случаев. По сравнению, например, со Свердловской областью или Иркутском, это небольшие цифры.
По количеству зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции Краснодарский край сегодня занимает 22 место среди регионов России. Всего на территории Кубани проживают 14,6 тыс. ВИЧ-инфицированных.
— Какие районы Краснодарского края в зоне особого риска, где зарегистрировано больше всего ВИЧ-инфицированных?
— Исторически так сложилось, что это побережье Черного моря: Новороссийск, Туапсинский район и Сочи. Раньше это было связано с наркотрафиком из Турции и Абхазии.
Большая вспышка ВИЧ-инфекции в этих муниципалитетах была зарегистрирована в 1996 году. Если с 1987 по 1995 год во всем крае было выявлено 56 случаев ВИЧ-инфекции, то в 1996 году только в одном Новороссийске зарегистрировали более 300 случаев. Были ситуации, когда мы выявляли несколько ВИЧ-инфицированных в одном подъезде многоквартирного дома. Все это было связано с внутривенным употреблением наркотиков.
— Какой путь распространения ВИЧ-инфекции преобладает в Краснодарском крае сейчас?
— На протяжении последнего десятка лет в Краснодарском крае распространение этого заболевания идет в основном путем гетеросексуальных половых контактов. Если раньше ВИЧ-инфекция считалась болезнью наркоманов и людей нетрадиционной сексуальной ориентации, то сегодня большая часть наших пациентов — социально сохранные граждане. Это люди, которые имеют семьи, работают или учатся, просто не были осторожны в своих половых связях.
— Кто сегодня находится в основной группе риска?
— Молодежь в возрасте от 20 до 39 лет. Но от ВИЧ-инфекции на 100% не может быть защищен никто. Даже люди, которые не ведут половую жизнь и не употребляют наркотики. Заразиться ВИЧ-инфекцией можно и у мастеров маникюра, тату и пирсинга, если они халатно относятся к стерилизации инструментов. Поэтому мы рекомендуем сдавать анализ на ВИЧ раз в год людям всех возрастов.
ВИЧ-инфекция коварна тем, что в течение 3-5 лет зараженный субъективно может ощущать себя совершенно здоровым, в этот период нет никаких клинических проявлений болезни. И все это время человек ведет прежний образ жизни, заражая других. При этом за счет терапии можно было бы снизить количество вируса в крови до такой степени, когда опасность заражения другого человека сводится к минимуму.
Своевременное лечение позволяет ВИЧ-инфицированному иметь семью, любимую работу, свободных от ВИЧ детей. Сегодня у нас из 100 родов ВИЧ-положительных женщин 98,2% детей рождаются свободными от вируса.
— Сколько человек с диагнозом ВИЧ-инфекции в Краснодарском крае получают антиретровирусную терапию?
— Около 6 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан находятся у нас на лечении. Объясню, почему не 100%. Как правило, на ранней стадии болезни у человека сохраняется собственный иммунитет, а количество вируса в крови находится на низком уровне. Таким пациентам терапия не нужна, их организм справляется самостоятельно. Лечение, согласно стандартам, начинают при содержании отвечающих за реагирование иммунной системы клеток CD4-лимфоцитов ниже 350 в мкл.
Поэтому важно всем ВИЧ-инфицированным регулярно проходить обследование, чтобы в случае необходимости своевременно начать терапию. Это раньше ВИЧ-инфекция была приговором, люди погибали в течение 7 или 10 лет после заражения. Сегодня, если человек вовремя узнал о заболевании и вовремя начал лечение, ВИЧ-инфекция превращается в хроническую, вялотекущую болезнь. Если пациент выполняет назначения врача и принимает лекарственные препараты, то имеет все шансы прожить до старости. При этом для пациентов все лечение бесплатное.
— Во сколько государству обходится лечение одного ВИЧ-инфицированного в год?
— Раньше затраты на антиретровирусную терапию одного пациента составляли около 10 тыс. долларов в год. Сегодня лечение больного обходится в сумму от 45 до 65 тыс. рублей в год в зависимости от схемы приема препаратов.
Лекарства централизованно закупает Минздрав РФ, с начала 2017 года Краснодарский край получил антиретровирусных средств на сумму порядка 370 млн рублей, но это еще не окончательная цифра, препараты будут поступать до конца года. Проблем с поставками нет, у нас сегодня 100% пациентов, нуждающихся в антиретровирусной терапии, получают лечение.
— Как антиретровирусная терапия изменилась за последние годы?
— Значительно изменилась. Первые препараты для лечения ВИЧ-инфицированных были очень токсичными, вспомнить хотя бы Азидотимидин. Его пациенты принимали в течение трех месяцев, а потом делали перерыв, так называемые лекарственные каникулы, чтобы дать организму восстановиться.
Используемые сегодня лекарственные средства — препараты 4-5 поколения. Больные их гораздо легче переносят, нет таких побочных действий. Если раньше ВИЧ-инфицированные принимали лекарства буквально горстями, то сегодня достаточно 2-3 капсул в день. Более того, сейчас испытывают препараты для так называемой помповой терапии. В этом случае лекарство дозировано само будет впрыскиваться в кровь.
— В сентябре СМИ писали о жителе Туапсе, которого якобы 13 лет лечили от ВИЧ-инфекции, а он оказался здоров. Что там произошло?
— Действительно, диагноз ВИЧ-инфекция этому мужчине был поставлен, когда он проходил лечение в специализированном учреждении. Тогда привезли на анализ только одну порцию крови, и тест дал положительный результат.
Сейчас правоохранительные органы выясняют, как это могло произойти. Мы не исключаем, что кровь могли подменить по просьбе самого пациента. В тот момент его должны были отправить в места лишения свободы, а для ВИЧ-инфицированных существовала отдельная колония. Когда запросили вторую порцию сыворотки крови, пациент из лечебного учреждения сбежал, какое-то время он скрывался, потом появлялся.
За эти 13 лет он несколько раз был в местах лишения свободы, его супруга регулярно приходила к нам за справками для судебных органов. Похоже, что все это время статус ВИЧ-инфицированного его устраивал. Отмечу, что лечение он не получал, поскольку состояние его иммунной системы этого не требовало.
Как мы считаем, он пользовался диагнозом до тех пор, пока в Двубратском не закрыли отдельную колонию для ВИЧ-инфицированных. Он понял, что преференций не будет, решил получить деньги от лечебного учреждения. После публикаций в СМИ пришел в Туапсинский центр СПИДа с предложением досудебного решения вопроса, в котором фигурировала сумма в 1 млн рублей. Мы отказались. Повторюсь, сейчас всем этим занимаются правоохранительные органы.
— Какие меры профилактики принимаются в Краснодарском крае, чтобы остановить распространение ВИЧ-инфекции?
— Краснодарский край — единственная территория на юге России, где не было ни одного случая внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией. Этого не случилось потому, что изначально, еще в 1987 году, когда выявили первого больного, сразу стали принимать меры профилактики. Была создана лабораторная сеть. Сразу Роспотребнадзор и наши лечебные учреждения стали отслеживать использование многоразового инструментария.
Вся донорская кровь сегодня на полгода помещается в так называемые депозитные ячейки в холодильник. Она используется только после того, как донор дважды сдает анализ на ВИЧ, через три и через шесть месяцев после забора крови.
Также мы обучаем мерам безопасности врачей, особенно акушеров, и хирургов. Проводим курсы по гемоконтактным инфекциям, все это, чтобы предупредить случаи внутрибольничного заражения самих медработников и других пациентов.
— Какая профилактическая работа ведется с жителями Краснодарского края?
— Одно из направлений профилактической работы с населением — массовое тестирование граждан на ВИЧ-инфекцию. Для этих целей мы приобрели передвижной лабораторный комплекс. Так, например, в этом году во время акции в одном из парков Краснодара благодаря этому комплексу мы за день обследовали 300 человек, из них выявили троих ВИЧ-положительных, которые даже не догадывались о своем диагнозе. Этот комплекс у нас выезжает и в вузы, и на предприятия.
Работаем с ВИЧ-диссидентами, пытаемся их убеждать в необходимости лечения. К сожалению, сегодня еще остаются люди, которые уверены, что ВИЧ и СПИД – это выдумки фармацевтов, желающих заработать деньги. Они сами не принимают лекарства и не дают их своим детям. Сейчас мы судимся с одной такой матерью. По закону, ее мы насильно лечить не можем, но добиться того, чтобы антиретровирусную терапию начали получать дети, имеет право.
Основные силы у нас направлены на работу с молодежью. Поскольку молодые люди сейчас в основном черпают информацию из интернета, мы планируем размещение баннеров и видеороликов на различных сайтах. Всеми силами пытаемся донести до молодых людей, что важно заботиться о своем здоровье, использовать средства индивидуальной защиты во время половых контактов.
В последнее время мы выявляем все больше ВИЧ-инфицированных с тяжелейшими поражениями иммунной системы, легких, сердца, головного мозга. Это люди, которые заболели около 10 лет назад, когда ВИЧ-инфекция считалась «грязной» болезнью. Они скрывали свое заболевание от всех, боясь потерять семью и работу. Все это следствие того, что информирование населения много лет назад велось не на должном уровне. Сейчас таким больным, у которых ВИЧ-инфекция перешла в стадию СПИДа, помочь довольно сложно.
Результат профилактической работы, которая проводится сегодня, мы увидим через 5-10 лет. Тогда, надеюсь, резко упадет количество смертей от ВИЧ, а все пациенты будут находиться в латентной стадии заболевания.