Анатолий Горбунов: «5G и Big Data— это фундамент для всех инноваций»
— Сейчас обсуждается вопрос создания единого инфраструктурного оператора для развития сети 5G в России с использованием отечественных решений. На ваш взгляд, как должны строиться сети пятого поколения — централизовано и постепенно или многими компаниями одновременно?
— Совместное развертывание 5G несколькими операторами связи интересно с точки зрения экономии ресурсов и объединения компетенций. Если развивать этот проект самостоятельно, то затраты могут увеличиться в 5-6 раз.
Кроме того, без поддержки государства не обойтись — в России на сегодня все специфицированные под 5G полосы уже заняты существующими средствами и системами. Соответственно, вопрос высвобождения актуален для всех 5G диапазонов. Для решения этой ситуации необходимо активное участие органов власти, так как масштаб проблемы весьма существенный и в финансовом, и в организационном смыслах.
Совместно с «Ростелекомом» мы уже протестировали технологию сотовой связи пятого поколения (5G) на частотах 26 ГГц и считаем этот диапазон наиболее пригодным для коммерческого использования.
С точки зрения покрытия сетями 5G как можно больших территорий логичнее было бы использовать диапазон 3400-3800 МГц, который «МегаФон» успешно протестировал. Однако потребность в крайне высокой скорости передачи данных, которую обеспечивает технология 5G, как правило, локальная. Теоретически можно начинать создавать инфраструктуру и на высоких частотах в самое ближайшее время.
— Технологии 5G обычно считают более ориентированными на бизнес — например, на развитие беспилотного транспорта. Будут ли они интересны для обычных абонентов?
— Для обычных клиентов 5G может быть интересен, прежде всего, с точки зрения улучшения качества коммуникаций и развития сферы развлечений. 5G позволит использовать самые разнообразные устройства потребительского «интернета вещей» в каждом доме без потери качества и скорости соединения и по оптимальной стоимости. Клиенты смогут оставаться всегда на связи — на больших спортивных мероприятиях и концертах, в местах массового скопления людей.
Возможности использования в сфере развлечений почти безграничны — это могут быть и принципиально новые многопользовательские компьютерные игры, и VR/AR (виртуальная и дополненная реальность) дома и на прогулках, полноценные домашние кинотеатры и стриминг-сессии, по эффекту и включенности соперничающие с обычными кинотеатрами и развлечениями вне дома.
Что касается абонентских устройств, в этом году при содействии Qualcomm и Nokia мы впервые в России продемонстрировали работу готового к коммерческому внедрению абонентского оборудования 5G. Массовую готовность конечных устройств можно ожидать к 2019-2020 году.
— Многие IT-решения уже много лет обсуждаются как перспективные, но пока не получают по-настоящему широкого распространения — например, интернет вещей, умные дома или умные города, беспилотные автомобили, виртуальная реальность. Что мешает их быстрому развитию — стоимость внедрения, технический уровень или психология?
— Здесь вопрос, скорее, в психологических барьерах. Например, далеко не все представители малого и среднего бизнеса понимают саму идею IoT-проектов.
Однако технические моменты тоже пока присутствуют. На рынке уже стали появляться устройства с поддержкой NB-IoT, разработанные и произведенные в России, но их по-прежнему мало. Мы рассчитываем, что к 2019-2020 годам число производителей оборудования с поддержкой NB-IoT значительно вырастет, а в ближайшие 5 лет мобильным операторам и производителям удастся найти баланс между стоимостью и качеством оборудования.
Свои сдерживающие факторы есть и при использовании Big Data. Многие компании пытаются использовать собственные данные, не имея достаточных для этого компетенций внутри. И этот процесс занимает месяцы, если не годы. Ведь помимо сбора и обработки данных, потом требуются значимые инвестиции в их дальнейший сбор, дополнение, хранение, обработку. Также во время реализации проектов на основе BigData возникает большое количество нерешенных этико-правовых вопросов, в т.ч. связанных с использованием персональных данных.
Как раз для решения всех этих вопросов «МегаФон» совместно Mail.Ru Group, oneFactor, Тинькофф Банком, «Яндексом» и «Сбербанком» учредили Ассоциацию участников рынка больших данных. Члены Ассоциации займутся созданием единых принципов и стандартов обработки, хранения, передачи и использования больших данных. Приоритетные задачи организации — выработка бизнес-ориентированной стратегии развития рынка больших данных, повышение технической и операционной эффективности взаимодействия участников отрасли, а также формирование кодекса этики для защиты интересов пользователей.
Но для того, чтобы цифровая экономика получила возможность полноценного развития, бизнесу и власти необходимо также решить регуляторные вопросы. Это подразумевает устранение административных барьеров, в результате которых гражданин сможет проходить идентификацию без паспорта, дистанционно взаимодействовать с медучреждениями и судебными органами, оплачивать платные дороги без очередей и т.д.
— Телеком — одна из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей экономики. Сохранится ли этот тренд в ближайшем будущем или рынок начнет стагнировать?
— Россия держит курс на цифровизацию, оставаться в стороне от этого процесса невозможно. Операторам связи отведена одна из главных ролей в цифровой экономике, поскольку фундамент цифровизации — телеком-инфраструктура.
Стагнация не коснется тех компаний, которые идут в ногу со временем, участвуют в разработке решений для современной урбанистики и управления регионами, органично вписываются в новые ниши, используя для этого современные ИТ-разработки, перестраивают собственные бизнес-процессы и проводят глубокую трансформацию своей инфраструктуры. Продолжит развиваться тот, кто перестанет быть традиционным сотовым оператором и «трубой» для перекачки все возрастающего трафика.
Одним из таких решений в сфере государственного управления является «Ситуационный центр для руководителей регионов». Он создан на базе разработки компании — информационно-аналитической платформы «Центр управления регионом». Решение предполагает создание единого информационного пространства ведомств, помогает отслеживать расписание и выполнение поручений управленца, объединяет в себе документооборот, защищенную конференц-связь и даже аналитику соцсетей.
На уровне решения бытовых вопросов мы предлагаем решение «Цифровая управляющая компания». Платформа для ЖКХ включает целый комплекс возможностей: автоматический сбор и передача данных со счетчиков воды, газа, тепла и электричества; актуальные новости о событиях дома; онлайн-голосования с участием жильцов, оплата коммунальных услуг, заявка на сантехнические, электротехнические работы.
— Все крупные игроки в телекоме ранее объявили о строительстве собственных экосистем. Действительно ли это перспективное направление развития или просто маркетинговая уловка?
— Создание собственной экосистемы — это тренд сегодняшнего дня, вектор развития телекоммуникационной отрасли. Повсеместная цифровизация жизни — не дань моде, для продвинутых, цифровых клиентов это уже необходимость. Отсюда и наша основная цель — создавать возможности для решения сотни самых разных вопросов лишь с помощью смартфона.
Наши B2B-клиенты с помощью простых IT-решений могут полностью оцифровать производство: снизить расходы на содержании офиса, удаленно контролировать маршруты и расход топлива транспорта, наладить коммуникацию в офисе и с клиентами «без проводов», создавать эффективные и недорогостоящие рекламные кампании и подписывать важные документы он-лайн, используя мобильную электронную подпись (МЭП).
В массовом сегменте выручку «МегаФона» драйвят продукты, которые создают «цифровую ценность» для абонентов. Эта цифровая среда строится вокруг основных составляющих жизни — семьи, общения, финансов, безопасности, развлечений и здоровья.
Более того, мы делаем наши сервисы доступными не только абонентам «МегаФона». Получить онлайн-консультацию врачей с помощью видеосвязи, аудиосвязи и в чате через мобильное приложение «МегаФона» теперь могут абоненты всех операторов связи.
Важную роль в цифровой экосистеме играют и финансовые сервисы. Удачным примером мы считаем банковскую карту «МегаФона», привязанную к абонентскому счету. С ее помощью можно расплачиваться в любом магазине мира, получать до 8% годовых на остаток по счету, а также скидки, кэшбэки и прочие бонусы от наших партнеров.
— Какие инновационные технологии могут стать популярны в ближайшем будущем? Как это может поменять рынок?
— В первую очередь, отмечу технологию 5G, потенциал которой сейчас только прорабатывается. Согласно прогнозам экспертов GSMA, к 2025 году две трети мобильных подключений по всему миру будет осуществляться с помощью высокоскоростных сетей, при этом на долю 4G будет приходиться 53%, а на долю 5G — 14% общего количества сим-карт.
С моей точки зрения, 5G и Big Data — это фундамент для всех инноваций и для цифровой экономики России, ведь изменение технологий приводит к необходимости совершенствования оборудования, а также к запуску продуктов, ориентированных на возможности новых стандартов.
Без анализа больших данных невозможно развитие «умных городов» и решение давно назревших проблем мегаполисов. Использование Big Data позволит повысить управляемость городов на административном уровне и оптимизирует затраты, а также даст возможность для более эффективного использования городской инфраструктуры, выведет на новый уровень планирование развития территорий.
«МегаФон» первым среди операторов 4 года назад запустил сервис геопространственного анализа, в основе которого лежит анализ обезличенных данных — динамики нагрузки на базовые станции. Эту аналитику можно использовать в различных областях, например, при планировании городской среды или для развития всех категорий ритейла.
Интернет вещей массово проникнет во все сферы, в результате вырастет экономический эффект от его внедрения. Будет расти спрос на IoT-решения для транспорта, ЖКХ, недвижимости, медицины и сельского хозяйства.
Через 10-15 лет такие вещи, как беспилотные автомобили, роботы-хирурги, умные дома, VR/AR станут привычными. И пусть сейчас многим это представляется чем-то футуристическим, но работа над продуктами уже активно ведется.