Волков: «На Кубани промсектор для инвестора – альтернатива АПК и туризму»
— Как вы оцениваете итоги Российского инвестиционного форума—2018? В этом году регион почти удвоил показатели по объемам заключенных инвестсоглашений. С чем это связано?
— Да, действительно, в 2017 году объем заключенных инвестиционных соглашений составлял порядка 149 млрд руб., по итогам этого форума мы получили 242 млрд рублей. И на это есть объективные причины. Времени на подготовку к форуму 2017 года было гораздо меньше, в прошлом году форум перенесли с сентября на февраль. Полгода – недостаточный срок для подготовки масштабного мероприятия — отсюда и такой результат.
С другой стороны, мы продолжаем активную работу по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае. Например, не так давно мы внесли важные изменения в краевое законодательство, позволившие усовершенствовать систему государственной поддержки инвесторов, сделать ее более привлекательной. Сейчас мы также уделяем большое внимание сопровождению инвестпроектов и стараемся сделать работу максимально эффективной. Кроме того, проводится множество презентаций нашего региона, как для представителей российского, так и иностранного бизнес—сообществ.
Все это, несомненно, повышает инвестиционную привлекательность края и положительно сказалось на итогах Форума—2018. В общей сложности в нынешнем году в рамках форума край заключил 212 соглашений.
Мы тщательно отслеживаем все проекты стоимостью выше 100 млн рублей. Проекты занесены в единую базу, для каждого составлена дорожная карта, в которой прописаны основные этапы реализации и основные сроки. Ведется очень жесткий контроль. Мы сразу обращаем внимание, как только замечаем переносы сроков, заминки, сокращение запланированных объемов инвестиций, после чего принимаем меры.
В департаменте мы ввели практику проведения видеоконференций с районами, на которых детально обсуждаем каждый инвестпроект и возможные проблемы, смотрим, чем можем помочь. Также стараемся один раз в неделю выезжать в тот или иной район, на месте смотреть инвестиционные площадки.
С апреля 2018 года раз в месяц все районы будут присутствовать на так называемых инвестпланерках в формате видеоконференции. Совместно с муниципальными образованиями будут обсуждаться вопросы и проблемные моменты, связанные с реализацией инвестпроектов.
— Есть ли какие—то еще нововведения, связанные с сопровождением инвестпроектов?
— Да, планерками нововведения не ограничатся. Так, на последней сессии Законодательное собрание края утвердило изменения в программе поддержки малого и среднего предпринимательства. Создается Центр сопровождения инвестиционных проектов инициаторами которых являются субъекты малого и среднего бизнеса.
Наша ключевая задача в этом направлении – вывести механизм сопровождения инвестпроектов в регионе на качественно новый уровень, сделав его максимально прозрачным и эффективным для инвесторов. Вице—губернатор Василий Александрович Швец держит этот вопрос на особом контроле.
Также мы планируем выстраивать механизм работы на принципах проектного управления, проводить мониторинг достижения целей, так называемых «контрольных точек» проектов, чтобы ни в коем случае не допустить отставания по срокам.
— Как много инвеспроектов в регионе реализуется представителями малого и среднего бизнеса?
— В настоящий момент в общей сложности в Краснодарском крае насчитывается 614 действующих инвестиционных соглашений, заключенных на различных форумах и выставках, из них 60 % — это проекты субъектов МСП.
—Если говорить о проектах, находящихся на активной стадии реализации, то есть по которым уже идет освоение инвестиций, то в настоящее время в крае таких насчитывается 320, на общую сумму порядка 1,5 трлн. рублей со сроком реализации до 2030 года. Обращаю внимание, что это крупные инвестиционные проекты стоимостью свыше 100 млн. рублей, их мониторинг осуществляется департаментом. Из общего числа крупных инвестиционных проектов, находящихся в активной стадии реализации – порядка 40% инициирована представителями малого и среднего бизнеса.
— Если говорить о тех инвестсоглашениях, которые были заключены в этом году на РИФе, какие являются наиболее интересными и значимыми?
— Последние три года мы внимательно следим за качеством проектов, которые везем на РИФ. Если раньше после проведения сочинского инвестфорума в первые месяцы расторгался большой процент проектов, то теперь мы тщательнее их отбираем и не допускаем проекты, какими бы привлекательными они не казались, если есть сомнения в инвесторе, земельном участке, площадке и т.д.
Эта практика позволила повысить эффективность реализации заключаемых с инвесторами соглашений. 85% соглашений, заключенных за последние 3 года, успешно реализуются, либо уже реализованы.
На форуме этого года из самых крупных и значимых проектов можно отметить модернизацию Ильского НПЗ, Афипского НПЗ и развитие ветроэнергетики дочерней компанией корпорации «Росатом» — «ВетроОГК».
— Уже на протяжении многих лет заявляются проекты по развитию альтернативных источников энергии. В частности, о ветропарках на Тамани говорится уже почти десять лет. Почему при таком интересе инвесторы до сих пор не приступили к их реализации?
— Первоначально были объективные сложности с точки зрения разработки федерального законодательства по предоставлению земельных участков под инфраструктуру. Сейчас вопросы уже решены с помощью нормативно—правовых актов. Мы планируем, что по заключенным на форуме соглашениям первые проекты будут реализованы до 2020 года.
Мы постараемся сделать все, чтобы ветрогенерирующие установки появились в Темрюке и Ейском районе. Но это не быстрый процесс – так, до начала строительства в течение года проводятся ветроизмерения и ветроизыскания. «Росатом» только приступает к исследованиям.
Есть инвесторы из Испании, которые уже завершили все измерения и заинтересованы в реализации проекта. В настоящее время мы ведем с ними переговоры, смотрим, где выделить площадку под ветропарк.
— По данным администрации Краснодарского края, в 2017 году объем инвестиций в экономику региона вырос на 6%. Какие прогнозы вы можете сделать на 2018 год?
— Это по оперативным данным. Уточненные показатели по прошлому году появятся к сентябрю. Думаю, они будут больше. И ожидается, что в соответствии с индикативным планом в 2018 году край получит порядка 500 млрд руб. инвестиций.
Также стоит отметить, что Кубань в 2017 году пользовалась рекордным вниманием со стороны иностранных инвесторов. Также в прошлом году число иностранных делегаций с официальными и деловыми визитами выросло примерно на 30%. И эта тенденция, я думаю, сохранится.
Начало 2018 года уже показало большую активность со стороны иностранных делегаций, хотя обычно в первом полугодии их практически нет, а пик визитов выпадает на второе полугодие. В России не так много регионов, которые могут похвастаться таким же высоким интересом со стороны зарубежного бизнеса. Поэтому мы обязаны использовать этот потенциал в максимальной степени.
— Согласно оптимистичному сценарию Стратегии развития Кубани—2030, за последующие 13 лет в экономику региона вложат в общей сложности 15 трлн руб., а ежегодные инвестиции к концу срока увеличатся втрое и достигнут 1,5 трлн рублей. По вашему мнению, это реальные показатели?
— Инвестиции в размере 15 трлн рублей — это очень амбициозная цифра. Мы будем максимально прилагать усилия, чтобы этого достичь. Но я думаю, что при использовании современных методик, механизмов управления и работы, к которым мы стремимся, в том числе и по сопровождению инвестпроектов, вполне реально в перспективе добиться таких показателей.
— Как в целом меняется инвестиционная среда? Какие последние тренды есть в этой сфере? В какие отрасли сейчас стали активнее идти инвесторы?
— Традиционно популярностью пользуется туристический и агропромышленный комплексы. Кроме того, одной из перспективных точек роста для бизнеса становится промышленный сектор. Мы ожидаем, что в ближайшие годы данная отрасль продолжит динамичное развитие. По итогам прошедшего года объем инвестиций в промышленные проекты составил порядка 18 % от общего объема инвестиций в экономику Кубани.
Я уверен, что импульс придаст и увеличение мер господдержки. Так, с апреля начнет работать региональный Фонд развития промышленности, который будет предоставлять займы от 10 млн рублей под 5% годовых. В ближайшее время также увеличится сумма займа по линии Фонда микрофинансирования Краснодарского края. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, согласно которому максимальная сумма займа вырастет с 3 до 5 млн рублей. В настоящее время мы привлекаем субсидии для докапитализации фонда, так как спрос очень большой.
Что касается трендов, то если мы посмотрим на распределение объема инвестиций в основной капитал в 2017 году уже сейчас мы увидим, что основная доля приходится на транспортную сферу – 133 млрд. рублей, что составило 36,9% от общей доли. Это связано с усилением развития транспортной логистики на территории края.
— Растет ли спрос на льготные кредиты? И как в целом меняется господдержка малого и среднего бизнеса?
— С прошлого года направление господдержки в МСП значительно изменилось. Мы перешли на возвратные инструменты поддержки, микрозаймы и поручительства, а также развитие инфраструктуры поддержки. Перед нами встал вопрос приоритетов. Мы считаем, что новые меры эффективнее, чем субсидии. Минэкономразвития РФ с каждым годом выделяет регионам, в том числе Краснодарскому краю, все меньше средств на поддержку бизнеса. По Федеральной программе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в 2016 году край получил 370 млн руб., в 2017 — 250 млн руб., а в 2018 году сумма уменьшилась до 90 млн рублей.
Поэтому приоритетными мы выбрали развитие рыночных и возвратных механизмов. За время существования Фонда микрофинансирования компании получили более 1,5 млрд с «просрочкой» 0,4 %. С точки зрения кредитной сферы это очень серьезная цифра, которая показывает, что фонд качественно работает с клиентами.
— В Стратегии—2030 выделено целое направление в составе флагманского проекта, которое касается изменения системы госуправления. Какие изменения ждут Кубань? Что уже было сделано — на примере департамента инвестиций Краснодарского края?
— Стратегией Кубань—2030 перед нами поставлены амбициозные цели, достижение которых построено на принципах проектного управления и невозможно без формирования команды нацеленной на результат.
В сентябре 2017 года в структуре департамента создан отдел проектного управления, который осуществляет внедрение и развитие проектной деятельности в системе органов исполнительной власти края.
При реализации Стратегии—2030 мы должны прийти к повышению эффективности работы госсектора в целом. Проектное управление предполагает четкую регламентацию процесса, а также ориентированность на конечный результат, использование современных автоматизированных систем управления, конкретную постановку целей, задач, контрольных точек и ответственных.
Но, как показывает практика в других регионах, при внедрении проектного управления возникают определенные сложности, которые в большей степени связаны с изменением подхода госслужащих к процессу организации работы. Мы предварительно уже начали работать с органами власти края. В марте завершился первый цикл обучающих семинаров для госслужащих на базе первого государственного коворкинга «Место действия». В каждом органе власти закреплены ответственные за внедрение проектного управления, которые проходят обучение. Мы будем делать акцент на повышение знаний и навыков на постоянной основе сотрудников администрации и различных ведомств.
Для качественного выполнения поставленных перед нами задач в установленные сроки не обойтись без новых сотрудников. Мы активно занимается поиском новых кадров, привлекаем мотивированных молодых людей, которые неравнодушны к судьбе Кубани, нам требуется новое поколение госслужащих, ориентированных на результат. Например, в департаменте инвестиций за последние 5 месяцев примерно на 25% обновился кадровый состав.
В департаменте систематически проводятся конкурсы на включение в кадровый резерв, в которых мы приглашаем принять участие компетентных специалистов, умеющих работать в команде. В частности сегодня стартовал новый конкурс для включения в кадровый резерв департамента. Мы приглашаем целеустремленных, активных специалистов, профессионалов в своей сфере проявить себя. Самых достойных мы примем на работу.
Юрий Волков родился в Краснодаре в 1985 году. В 2007 году закончил Кубанский государственный университет по специальности «Антикризисное управление». Работал преподавателем кафедры мировой экономики в КубГУ в 2009 – 2014 годах, затем занимал должность генерального директора ООО «Инвест Лайн».
Кроме того, согласно данным СПАРК, Юрий Волков ранее был одним из учредителей и главой краснодарского регионального отделения Интернет-партии Российской Федерации. В настоящий момент политическое объединение ликвидировано.
Помимо этого, в 2004 – 2009 годах Волков также являлся совладельцем и гендиректором ЗАО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж». В настоящее время компания также ликвидирована.
В 2016 году Волков назначен заместителем руководителя департамента инвестиций и развития МСП Краснодарского края. С конца сентября 2017 года занимал должность врио главы ведомства.