Юрий Поляков: «Тот, кто махнет рукой, завтра останется без туристов»
— Сейчас у курортов Краснодарского края обострилась конкуренция не только с Турцией, но и с Крымом. Какие меры предпринимает Анапа, чтобы удержать и привлечь отдыхающих?
— Анапа — уникальный курорт, один из брендов Краснодарского края — что называется, так исторически сложилось. У нас самые большие пляжные территории на Черноморском побережье России, благоприятные климатические факторы, мощнейший санаторно-курортный комплекс — все это делает Анапу популярной и востребованной на протяжении многих лет.
Но в курортной сфере свои правила: конкуренция настолько высокая, что тот, кто остановится и махнет рукой — и так, мол, хорошо — завтра останется без туристов. Поэтому мы стараемся каждый день делать Анапу лучше, чем вчера.
В 2018 году мы разработали брендбук, который демонстрирует, какие преимущества есть у Анапы, чем она может быть интересна.
Готовясь к высокому сезону в этом году, мы уделили максимальное внимание наведению порядка на пляжах: люди ведь приезжают не для того, чтобы сидеть в номере, все приезжают на море. Поэтому мы сделали больше пляжей доступными для маломобильных туристов, в разы сократили количество «кричащих» торговых точек, убрали нелегальные конструкции, которые уродовали пейзаж. Вся инфраструктура теперь выдержана в едином белом цвете, появились новые спасательные посты и раздевалки. Благодаря новой уборочной технике, просеивающей песок, пляжи стали еще комфортнее и эстетичные.
Свою работу проделали и средства размещения — наши здравницы направили на подготовку только к этому сезону больше 2,75 млрд рублей.
Не буду лукавить, накануне открытия Крымского моста были опасения, что поток отдыхающих переориентируется на Крым — и это заставило нас еще интенсивнее бороться с недостатками и до блеска «полировать» наши сильные стороны. Сейчас два месяца позади, и оттока туристов нет: туда едут свои отдыхающие, к нам — свои.
— Анапа большинству россиян известна как детский курорт. Работаете ли вы как-то над корректировкой такого позиционирования, чтобы привлечь и другие категории отдыхающих?
— Я уже говорил, что на месте стоять нельзя, любой курорт должен себя позиционировать. Но что касается исключительно детского отдыха, это давно не так.
Сегодня мы предлагаем отдых буквально для всех категорий туристов. Считайте сами: Анапа — семейный курорт, куда приезжают родители с детьми, и для них создана вся необходимая инфраструктура, в том числе — развлекательная.
Есть «спокойная» зона для отдыха людей старшего поколения. Есть предложения для гостей, предпочитающих премиум-отдых, и их количество растет: сейчас у нас строится еще два пятизвездочных отеля.
В последние годы хорошо развивается агротуризм и эногастрономия — это фишка нашего курорта, и мы каждый год предлагаем в этой сфере что-то новое. Конечно, это большая совместная работа: нашего управления сельского хозяйства, управления санаторно-курортного комплекса, торговли, на краевом уровне помогают минкурортов и минсельхоз.
Как это работает? Отдыхающим интересно, как, например, делают знаменитое кубанское вино или сыр, как выращивают виноград или арбузы — мы готовы показать это. Три года назад у нас было пять объектов агротуризма, сейчас — более 15. «Винное подворье старого грека» в Витязево, хозяйство Яниса Каракезиди, винодельня «Кантина» в Гайкодзорском округе, Семейная винодельня Антоненко, «Владимирская усадьба»… Их количество растет, они становятся настоящими точками притяжения для широкого круга любознательных туристов.
Ну и, конечно, Анапа притягивает молодежь. У нас на Бугазской косе собираются любители водных видов спорта со всей России и из зарубежья. Есть Утриш, который уже стал синонимом эко-туризма, «дикого» отдыха наедине с природой. Есть современный водно-развлекательный комплекс на Пионерском проспекте, где всё лето выступают топовые молодежные звезды.
— Кстати, о Бугазской косе. Сейчас к популярному месту отдыха серфингистов и кайтеров на автомобиле не подъехать. Не кажется ли вам, что это снижает ее привлекательность?
— Благовещенская входит в тройку лучших мест Анапы, но давайте признаем — с годами она стала превращаться в парковку. Каждый норовит приехать на своем джипе и покататься по барханам, не понимая, что это наносит невосполнимый ущерб природе. Так нельзя.
Есть приказ министерства природных ресурсов о том, что это особо охраняемая природная территория. Значит, машинам здесь не место. Есть парковки — пожалуйста, оставляйте авто на них, это экологично и безопасно.
Еще одна из кричащих проблем косы — мусор. Печально, но почти никто из туристов не убирает за собой. Я когда-то работал главой Благовещенского сельского округа, и после каждого сезона мы вывозили по 75-80 КамАЗов мусора! И это кто-то должен оплачивать…
Мы с уважением относимся к нашим гостям. Пожалуйста, приезжайте, отдыхайте, занимайтесь спортом, но такого же уважения мы просим в ответ. К нашей природе — в первую очередь. Уверен, люди, которые по-настоящему влюблены в пляжи и волны, со мной согласятся.
— Отдыхающие на наших курортах периодически сетуют на уровень сервиса, который не дотягивает до заграничного. Как вы работаете с предприятиями санаторно-курортной отрасли для улучшения ситуации?
— Здесь во многом проблема кадров. Такие случаи происходят, когда владельцы бизнеса ориентированы исключительно на сезон и не смотрят в будущее: «сарафанное радио» никто не отменял, довольный турист вернется еще раз, и порекомендует приехать своим друзьям и знакомым. Это долгосрочные имиджевые инвестиции, и над ними нужно работать каждый день, с каждым клиентом. Мы максимально стараемся донести это до всей потребительской сферы.
В ведущих здравницах, принимающих туристов круглый год, уровень сервиса на первом месте. Для тех, кто «держит марку», кто хочет быть конкурентоспособными на рынке, мы проводим семинары, обучение по сервисному обслуживанию, конкурс «Лучший по профессии». Анапские специалисты санаторно-курортного комплекса каждый год участвуют в престижном конкурсе «Курортный Олимп» в различных номинациях и регулярно завоевывают призовые места.
— Несколько лет назад Черноморские курорты ассоциировались с дешевым вином, которое продается на розлив, часто «из-под полы». С другой стороны, есть гаражное виноделие, активно развивающееся в последние годы. Как мэрия Анапы борется с одним и продвигает другое?
— Решение этой проблемы идет по двум направлениям: юридическому и, скажем, социальному. С одной стороны, существует федеральный закон, четко закрепляющий, кто, где и как может торговать спиртными напитками. Если это не стационарный объект и не общепит, продавать вино там нельзя.
С другой стороны, мы много сделали для формирования именно культуры пития, и отдыхающие стали понимать, что непонятно где и у кого, без документов и лицензии за копейки невозможно приобрести что-то качественное. Да и просто небезопасно, в конце концов.
С нелегальными «разливайками» мы активно боремся вместе с полицией, только за прошлый год изъяли 600 тонн продукции. Одновременно помогаем популяризировать небольшие винодельни, которые работают открыто и на совесть — например, включаем их в винные туры.
Наши виноделы — обязательные участники крупнейших городских мероприятий: Открытия сезона, Дня города и т.д. На прогулочной улице Горького мы устанавливаем небольшую стилизованную винную деревню, где лучшие местные производители представляют свою продукцию, проводят дегустации, рассказывают про уникальные особенности своих вин.
— На ваш взгляд, нужно ли разрешить на курортах круглосуточную торговлю алкоголем?
— Я не считаю, что вином или другими спиртными напитками нужно торговать круглосуточно. Есть российское законодательство, его нужно соблюдать. В то же время можно говорить о том, что курортным городам по некоторым направлениям нужны особые правила и требования.
Например, эффективно было бы увеличить на курортах штрафы за несанкционированную торговлю — штраф в 500 рублей никого не отпугнет. Есть и вопросы с НДФЛ: далеко не все предприниматели берут в штат временных сотрудников, работающих 2-3 месяца, а в результате по курорту получается серьезный налоговый недобор.
— К слову о налогах — должна ли экономика курортных территорий быть диверсифицированной? И делается ли что-то в Анапе, чтобы уменьшить сезонную зависимость от туриндустрии?
— Если говорить языком цифр, в общем бюджете города на курортную составляющую приходится 37-40%, еще 25-27% — на торговлю. Вместе это около 70%. Но проблема в том, что все налоговые платежи приходятся на период высокого сезона, это III квартал, а I и IV кварталы практически не отрабатывают. Выход — привлекать инвестиции и развивать межсезонье, курорт должен быть круглогодичным, такую задачу перед нами ставит и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
Поэтому мы форсируем санаторно-курортное и лечебное направление — это позволит принимать больше отдыхающих в период осень-весна. Делаем ставку на грязелечение и минеральные воды. В конечном счете, чем шире границы сезона, тем для курорта лучше.
Отдельно продвигаем событийный туризм — у нас в год проходит более 600 спортивных мероприятий и около 300 культурных. В июне, кстати, впервые в нашей стране был проведен фестиваль «Античное наследие России».
— Если говорить про привлечение инвестиций — какие крупные проекты будут реализованы в Анапе в ближайшие годы?
— Я уже упоминал два отеля категории пять звезд, оба должны быть сданы к концу 2020 — началу 2021 гг. Это грандиозный проект, стоимостью свыше миллиарда рублей. Благодаря его реализации на курорте появится новый спортивно-оздоровительный комплекс, центр развлечений, спортплощадки, прогулочные зоны, пляжные территории… Открытие комплекса сможет привлечь в Анапу гостей премиум-класса, которые раньше предпочитали отдых за границей и — что очень важно — даст городу 240 новых рабочих мест.
В поселке Виноградном в прошлом году состоялось историческое для всего края событие — закладка первого камня Центра энологии и туризма и нового завода винной группы компаний «Ариант». Объем инвестиций в проект — 4 миллиарда рублей. Будет посажено 2,5 тысячи гектаров винограда, построен завод на 20 миллионов бутылок в год. И все это также будет вплетено в концепцию агротуризма, поэтому можно сказать, что к 2020 году у нас появится новый масштабный туристический и энологический комплекс.
— В Анапе готовится к открытию инновационный технополис Минобороны «Эра», указ о создании которого подписан президентом России. Что этот проект даст муниципалитету?
— Действительно, у нас будет реализовываться федеральный проект, значимый для всей страны. Развернуты современные лаборатории и инжиниринговые центры, центры технологической компетенции... В Анапу приедут профессионалы высокого класса, в научных ротах будут служить самые одаренные студенты — конечно, это очень важно для города.
Из инфраструктурных плюсов — уйдут долгострои, которые 5 лет простаивали на территории бывшего санатория «Десантник» и бывшего лагеря «Алые паруса» — именно здесь расположится технополис. Сейчас здания «заработают», и уже 1 сентября мы ожидаем открытие комплекса.