Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Валерий Димоев: «Детским лагерям сложно выживать в рыночных условиях»

Руководитель детского оздоровительного комплекса «Жемчужина России» (Анапа) Валерий Димоев рассказал РБК Краснодар о том, что может помочь развитию детского отдыха
Валерий Димоев: «Детским лагерям сложно выживать в рыночных условиях»

— Курорты Краснодарского края активно развиваются в последние годы. А насколько сильно изменилась сфера детского отдыха?

— Сфера детского отдыха сильно трансформировалась за последние 15 лет. И, к сожалению, во многом в худшую сторону. Анапа — крупнейшая российская детская здравница. Тем не менее, число детских лагерей здесь существенно сократилось, из года в год их становится все меньше.

Как бизнес-модель детские лагеря не особо выгодны — это не очень маржинальный вид деятельности. Взрослый же отдых относится к высокомаржинальным: по отдельным объектам и направлениям доходность может достигать 30%. А в случае с детским отдыхом хорошо получать даже 10%.

С другой стороны, каждый год ужесточаются требования к организации отдыха несовершеннолетних. Основным заказчиком является государство, поэтому и оказываемые услуги запрашиваются высокого качества. Внимание со стороны надзорных органов очень большое. Наверное, нет такого учреждения, которое бы не контролировало детские лагеря. При низкой маржинальности у лагерей нет свободных средств для модернизации, они не инвестируют в развитие. В итоге многие не проходят проверку и закрываются.

Если до 2003 года было много льгот (например, детским лагерям не надо было платить земельные и имущественные налоги), то сейчас все изменилось. Нет ничего, что мотивировало бы бизнесменов заниматься детским отдыхом. Санаториям и лагерям очень сложно выживать в текущих рыночных условиях, не говоря уже о развитии и инвестировании.

— Какие меры могли поддержать детский отдых и помочь его развитию?

— Если бы государство разрешило отыгрывать торги на три года, то это позволило бы поддержать детский отдых. Бюджетное законодательство такое допускает. Но все наши заказчики из государственной сферы почему-то рассматривают только краткосрочные контракты.

Зная, что у нас есть загрузка на следующие три года, мы бы смогли спокойно работать и стабильно вкладываться в развитие. Но бизнес сейчас существует в условиях неопределенности: нет будущего, никто не знает, что случится завтра. Допустим, я возьму кредит, вложусь в расширение или модернизацию. А если завтра не выиграю торги? Нет гарантий и стабильности.

Более того, банки очень неохотно работают с детскими лагерями, так как видят, что маржинальность в этом сегменте очень низкая. При наличии контракта с государством на несколько лет было бы намного проще получить заемные средства.

— Увеличивается ли активность государства как заказчика детского отдыха? 

— Последние годы государство выступало основным заказчиком в сфере детского отдыха. Также есть запрос от крупных компаний. Например, у РЖД или «Газпрома» хорошо налажена работа в социальном направлении.

Но с каждым годом все меняется. Так, правительство Москвы ранее выделяло путевки семьям. Теперь на уровне субъекта они приняли новый закон и выплачивают льготу деньгами, трата которых никак не контролируется. Куда средства идут, не известно. В результате многие социально незащищенные дети не получают ни отдыха, ни лечения, ни профилактики.

На мой взгляд, должно быть четко определено, что оздоровление детей — это государственная функция. Когда власти будут целенаправленно финансировать направление, они параллельно простимулируют развитие детских лагерей.

— Многие ли родители решают самостоятельно приобрести путевку и отправить ребенка в детских лагерь? Возможно ли развивать это направление?

— Основные причина, почему родители не хотят отправлять детей в лагеря, — устаревшая материально-техническая база и отсталость программ. Во многих заведениях мало что изменилось по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Модернизацию нужно проводить не только для того, чтобы соответствовать требованиям контрольных органов, но и для того, чтобы быть современными и востребованными. Нужны новые активности, методы обучения, программы лечения и так далее.

Как только мы отвечаем потребностям клиентов, начинает расти спрос, родители покупают путевки. Многие дети с удовольствием приезжают, многие семьи готовы платить за отдых своего ребенка — но только если услуга соответствует современным критериям качества сервиса.

— Как изменения в сфере детского отдыха повлияли на облик Анапы?

— Знаменитая всероссийская детская здравница Анапа сильно изменилась. Как я уже говорил, детских лагерей с каждым годом становится все меньше и меньше, прирастает направление семейного отдыха.

Но хуже всего то, что во многих курортных городах сейчас преобладает развитие не туристического сегмента, а жилых комплексов. Вместо инфраструктуры для отдыхающих возводятся многоквартирные дома. С моей точки зрения, туристические зоны не должны превращаться в спальные районы или индустриальные города. Застраивается первая береговая линия, появляются апартаменты, строительство которых никак не регламентируется.

В результате вырастает нагрузка на инженерную инфраструктуру, вместо красивых аллей возникают типовые «этажки». Для развития города как курорта это очень плохо. Приезжая на отдых, человек хочет видеть соответствующую обстановку, парки, зоны отдыха, клумбы, развлекательные заведения. Никто не мечтает уехать из мегаполиса и оказаться в точно таком же городе.

Прежде всего, эта ситуация обусловлена высокой маржинальностью сферы строительства. У таких проектов быстрая окупаемость. А в нашей сфере инвестиции в детские лагеря возвращаются 15-20 лет. Если ситуацию не исправить, то, боюсь, в ближайшие 15 лет в городах Черноморского побережья останется мало курортного.

— С кем сейчас больше конкурируют Черноморские курорты - друг с другом или с иностранными площадками?

— Я думаю, внутри страны мы всегда найдем понимание между собой. Было бы правильно сегментировать курорты Черноморского побережья по направлениям, видам отдыха и финансовым возможностям туристов. Тогда мы уже не будем конкурентами и сможем предложить такие условия, чтобы люди не покидали РФ, а оставались отдыхать у нас.

Наша задача — максимально бороться за того туриста, который уезжает за границу. Если мы сможет разделить курорты по профилю, то, думаю, объем рынка Краснодарского края позволит нам привлечь в край до 30 млн отдыхающих вместо 17 млн человек, приезжающих к нам ежегодно.

Полный текст интервью опубликован на РБК+

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Краснодар
Зеленский назвал самое сложение направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и шести сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплатПолитика, 00:41
В Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ОнлайнСпорт, 00:33