Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 июня
EUR ЦБ: 89,01 (+0,97)
Инвестиции, 09 июн, 16:23
Курс доллара на 10 июня
USD ЦБ: 82,64 (+0,55)
Инвестиции, 09 июн, 16:23
Все новости Краснодар
10 вариантов квартир с французскими балконами РБК и ПИК, 11:33
Карлсен впервые за 16 лет не выиграл ни одной партии на турнире Спорт, 11:27
Умер народный художник России Алексей Шмаринов Общество, 11:25
Полтавские власти сообщили об ударе по военному аэродрому в Миргороде Политика, 11:09
Россия и другие страны сокращают дипломатическое присутствие. Инфографика Политика, 11:00
Гладков сообщил о 82 прилетах в Шебекинском округе за сутки Политика, 10:51
В Екатеринбурге суд закрыл доставку «Ёбидоёби» из-за отравления клиентов Бизнес, 10:37
ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
На интенсиве РБК Pro вы научитесь использовать чат-бот для решения ваших задач
Купить интенсив
Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы РБК и банк Ренессанс, 10:30
На ракетном заводе в Анкаре прогремел взрыв Политика, 10:18
В Германии популярность крайне правых побила рекорд Политика, 10:00
Стоит ли сейчас покупать замещающие облигации: обзор рынка и прогноз Инвестиции, 10:00
Володин обвинил страны Евросоюза в двойных стандартах Политика, 09:57
Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея РБК и ПИК, 09:49
Херсонские власти оценили сроки возвращения Днепра в привычное русло Политика, 09:49
Краснодар ,  
0 

Сергей Андреев: Мы видим рост популярности собственных брендов «Магнита»

Директор Южного округа розничной сети «Магнит» Сергей Андреев рассказал РБК Краснодар о доходности ретейла, продуктовом импортозамещении, спросе на собственные торговых марки (СТР) и перспективах развития торговой сети

— Forbes регулярно включает «Магнит» в число самых прибыльных компаний России. Как вы оцениваете этот год для компании?

— На самом деле доходность продовольственного ретейла — одна из самых низких в экономике. Рентабельность по чистой прибыли крупнейших игроков варьируется в диапазоне 1–3%. С учетом всех внешних факторов и ситуацией с потребительским спросом мы в целом довольны результатами этого года, в том числе, в родном для нас регионе — на юге России.

В первом полугодии был небольшой покупательский отток, но уже в третьем квартале мы вновь фиксируем приток спроса. Этот тренд продолжается и в четвертом квартале. Потребители адаптировались к меняющейся среде, а мы и поставщики активно работаем над улучшением предложения, совместно инвестируем в цены и промо. Мы продолжаем открывать на юге новые магазины и новые форматы, всего запустили около 250 торговых точек, включая дискаунтеры «Моя Цена». Сейчас в ЮФО насчитывается 92 дискаунтера, а Краснодарский край — один из лидеров по числу открытий этих магазинов.

— Этот год был очень сложным для всех сфер экономики. Какие основные тренды в ретейле вы могли бы выделить?

— 2022 год для нас, как и для всей отрасли — год вызовов и новых возможностей. Турбулентность коснулась многих ключевых сфер ретейла и связана с инфляцией и изменением покупательского поведения, трансформацией логистики и цепочек поставок, поиском новых партнеров. Один из главных трендов — покупатели становятся рациональнее, они хотят приобретать качественную продукцию по доступной цене и ищут способы оптимизировать свой бюджет без компромиссов по качеству.

Тренд на рациональные покупки влияет и на популярность собственных торговых марок. Сегодня каждый пятый товар, который продается на юге, — марки «Магнит». Мы активно развиваем это направление, усиливаем наши бренды. Часть из них уже конкурирует с известными игроками, а продажи некоторых СТМ, например подгузников первого ценового сегмента, овощной и фруктовой консервации растут колоссальными темпами.

По версии Forbes, ПАО «Магнит» занял 49-е место в рейтинге крупнейших российских компаний по размеру чистой прибыли по итогам 2021 года.

В 2021 году чистая прибыль «Магнита» выросла с 33 млрд рублей до 48,1 млрд рублей. Выручка ретейлера составила 1,5 трлн рублей, что на 185 млрд рублей больше показателя 2020 года.

Еще один тренд — изменение ассортимента в некоторых категориях. Это в меньшей степени касается продуктов питания, потому что их подавляющая часть — российского производства. Тем не менее, у отечественных компаний появились возможности для развития в категориях напитков, кондитерских изделий, бытовой химии, косметики на фоне ухода или сокращения маркетинговой активности известных игроков.

Мы также фиксируем изменение импорта из-за санкций. «Магнит» перестроил свои логистические потоки, для покупателей полка не стала меньше. Плюс мы смотрим на новые каналы поставок той продукции, которая не производится в России, и предлагаем альтернативных производителей.

— Во всей стране объявили курс на новую волну импортозамещения. «Магнит» давно занимается развитием собственных производств. Как отразился этот тренд на вашем развитии на юге России?

— Всего у «Магнита» 18 предприятий, основные из которых находятся в Краснодарском крае — это «Кондитер Кубани», «Кубанский комбинат хлебопродуктов», «Тепличный комплекс «Зеленая линия», грибной комплекс, производства по выпуску сухофруктов, замороженных полуфабрикатов, фасовке товаров и другие. В этом году мы вышли на рекордный уровень загрузки наших производств, одним из ключевых факторов как раз стало увеличение потребительского спроса на СТМ. Основой рост утилизации мощностей пришелся на производство макарон, также был увеличен выпуск глазированных и желейных конфет, специй, приправ и другой продукции. Мы продолжаем выращивать шампиньоны и планируем расширить производство и запустить выращивание вешенок, опят и шиитаке. Сегодня на российском рынке представлены в основном средние и мелкие промышленные производства таких грибов, а спрос на продукцию есть.

— Коснулась ли проблема импортозамещения в части бизнес-процессов? Пришлось ли замещать импортное оборудование, иностранные IT-решения?

— С точки зрения санкционного давления мы достаточно устойчивы, потому что около 70% технологического ландшафта «Магнита» функционирует на российском ПО, включая ключевые процессы: работа касс, бэк-офис магазинов, система автозаказа, управление складами и ассортиментом, прогнозирование спроса и многие другие.

Есть сектора, где мы зависим от иностранного программного обеспечения, здесь мы трансформируем какие-то вещи, например, переводим их на микс собственных решений и отечественных разработок. Несмотря на высокую неопределенность на рынке, мы нарастим инвестиции в IT в этом году и намерены сформировать модульную бизнес-архитектуру, которая поможет быстро адаптироваться к изменениям: будем использовать современные технологии сервисов, которые обеспечат нам гибкость и скорость при оптимальных затратах.

В качестве прикладного могу привести пример в части клиентского оборудования и повышения уровня обслуживания в магазинах. Например, в этом году установим несколько тысяч российских касс самообслуживания в разных регионах, включая юг — это специальные терминалы в магазинах, позволяющие быстрее совершать покупки. Отечественные устройства в 1,5 раза дешевле зарубежных аналогов, при этом лучше кастомизированы под потребности «Магнита».

— В июне стало известно, что «Магнит» переориентируется на импорт промтоваров из стран Востока. Каких результатов удалось добиться на этом направлении?

Как я уже сказал, примерно 90% ассортимента продуктов питания в нашей сети — отечественные. Мы наращиваем представленность российских поставщиков, развиваем СТМ, и в основном импортируем то, что у нас не выращивается и не производится: например, апельсины, персики, оливковое масло и другое. Мы смогли переориентировать логистические потоки и сохранить ассортимент. Поставки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в этом плане — одна из возможностей, мы начали возить фрукты и овощи через порты Дальнего Востока из азиатских стран. Это стало важным этапом расширения нашей импортной логистики: до сих мы не поставляли данную продукцию через дальневосточные порты. За счет запуска нового направления планируем снизить стоимость товаров и сроки их доставки.

— В 2021 году была утверждена стратегия развития, согласно которой долю собственных марок планировалось довести до четверти к 2025 году. Будут ли эти показатели скорректированы?

— Доля продаж СТМ постоянно растет, и мы сохраняем планы довести ее до 25% в 2025 году. По итогам первого полугодия доля СТМ выросла на 2 п.п. и составляет примерно 20%. При этом основными драйверами роста продаж стали наши собственные бренды среднего ценового сегмента.

В 2022 году мы уже интегрировали в ассортимент более 650 новинок СТМ, больше всего их появилось в категориях «Консервированные продукты», «Молочная продукция», «Парфюмерия и декоративная косметика», «Уход и гигиена» и другие. Сейчас портфель собственных брендов насчитывает 25 марок и более 4 000 позиций.

— Ранее пресс-служба ретейлера сообщала о договоренностях с «СВ ГЛАСС» о резидентстве на территории промпарка «Краснодар». До того на площадке работали только собственные предприятия компании. С какими еще предприятиями ведутся переговоры по сотрудничеству?

— Сейчас команда Индустриального парка «Краснодар» ведет переговоры с несколькими инвесторами, которые рассматривают площадку для размещения своих предприятий, в том числе из регионов. Это промышленные, не пищевые производства в различных отраслях. По собственным предприятиям — рассматриваем возможности, любой запуск — это довольно кропотливый с точки зрения экономики и бизнеса процесс.

— Ранее директор розничной сети «Магнит» Руслан Исмаилов рассказывал, что сеть рассматривает возможность начать производство растительного мяса. Почему такой фокус? Какие перспективы развития вы видите?

— Сейчас растительное мясо, представленное в сети, производится нашим партнером — компанией «Эфко». Оно, кстати, является лидером спроса: в октябре прирост продаж этой продукции в натуральном выражении составил 35% по сравнению с весной, когда в ассортимент были заведены все ключевые позиции.

Для того, чтобы планировать подобное производство, мы должны провести глубокий анализ рынка, изучить спрос на такую продукцию, причем не в моменте, а за определенный срок. Мы понимаем, что пока такой ассортимент остается нишевым, в первую очередь за счет своей цены, которая сейчас выше продукции животного происхождения. Учитывая нынешние рыночные тенденции, предполагаем, что спрос на растительные аналоги может расти на фоне того, что у покупателей развиваются ЗОЖ-привычки, становится больше приверженцев ответственного потребления. В качестве подтверждения нашей веры в этот ассортимент могу сказать, что мы думаем над запуском СТМ в сегменте продуктов из альтернативного сырья.

Теги