Лопаткин: Пассажирское судоходство на Дону возрождается 30 лет спустя
Начали с нуля
— Если говорить об инфраструктуре для развития речных перевозок, то в каком состоянии она находится?
— Нужно понимать, что инфраструктуры как таковой практически нет. Все, что было связано с крылатым флотом, перестало работать 30 лет назад и многое утрачено. Сейчас начинаем практически с нуля, восстанавливать по сути нечего. Нужно строить причалы, закупать флот содержать и обслуживать его, определять маршруты. Есть задача уже в этом году дойти инфраструктурой до станицы Романовской Волгодонского района. Это сложно, но возможно.
— В планах построить девять новых причалов. Какой станет инфраструктурная сеть?
— Первые два причала планируем установить в Ростове и Азове до августа этого года. Эти направления рассматриваются как самые интересные с точки зрения навигации и туристического потока. Далее в этом году будем рассматривать, помимо станицы Романовской, город Семикаракорск и станицу Багаевскую. На строительство первых двух причалов проведены торги, подрядчик определен. По трем другим сейчас ведутся инженерные изыскания и проектирование. На следующий год в планах построить причалы в станицах Старочеркасской, Пухляковской и Кочетовской, а также в городах Усть-Донецк и Константиновск. Далее Старозолотовская и есть еще много запросов от муниципальных образований. Мы решили использовать типовой причал для «Валдаев» и «Метеоров» во всех пунктах, однако в каждом населенном пункте будет предусмотрена своя технология стыковки причала с берегом или с набережным. Но возможно новые понтоны не везде будем применять, это покажут изыскания.
На все четыре стороны
— Первым направлением, на котором были запущены перевозки, стало направление Ростов–Азов. Какие еще маршруты будут запущены до конца этого года?
— Порты Ростов и Азов — морские порты, навигация в них практически круглогодичная. Азов–Романовская — это максимально допустимые точки эксплуатации судов «Валдай». Начали с Азова. Постепенно пойдем вверх по Дону. Но опять же все завязано на причальную инфраструктуру. Просто решить, что вот «Валдай» теперь будет ходить из Ростова в Кочетовку, не получится. Мы не можем причалить куда попало. Поэтому проектируем и строим.
Повторюсь, последние 30 лет ничего строилось и не эксплуатировалось крылатым флотом. Сразу все сделать не получится. Речные пассажирские перевозки в Ростовской области возвращаются, это вопрос решенный. Но все будет постепенно.
— Какой парк транспортных средств сейчас в судоходной компании?
— В прошлом году Ростовская область закупила два судна на подводных крыльях «Валдай 45Р». Каждое вмещает 45 пассажиров. В этом году парк будет расширен до трех судов. Сейчас мы ожидаем договор с Государственной транспортной лизинговой компании по «Метеору-120р». В нем уже 120 мест.
Спрос на пике
— Насколько загружены суда и какой прогноз по загрузке на самое активное время — предстоящее лето?
— Спрос сейчас очень большой. Но сейчас у наших жителей это не потребность в перемещении, это интерес к новому. Или правильнее сказать, к забытому старому.
Спрос со стороны населения пока существенно превышает наши возможности, это правда. Желающих в разы больше чем посадочных мест на судне. В выходные спрос еще выше.
Сейчас вокруг «Валдаев» в Ростовской области наблюдается ажиотаж. Мы рассчитываем, что постепенно люди привыкнут к расписанию, а мы со своей стороны выстроим отношения с турфирмами. Кроме того, речные пассажирские перевозки — это не только туризм, это вполне можно рассматривать как транспорт. Потоки отдыхающих и едущих на работу предстоит разделить, как тарифами, так и допсервисами. Но просто взять и увеличить количество рейсов нельзя. Хотя опять же, если по «Метеору-120р» все будет хорошо, то там загрузка уже до 120 человек, то есть почти в три раза больше, чем на обоих «Валдаях».
— Особенно перспективными видятся туристские, межрегиональные направления. К примеру, Крым. Что в настоящее время препятствует их запуску и оценивали ли вы примерную востребованность в таких перевозках?
— Конечно, это были бы очень востребованные направления, особенно в Крым. Но для этого нужны совсем другие суда, которых у нас пока нет. Мы только начинаем обсуждать с судостроительным предприятием возможность их проектирования. Межрегиональное сообщение интересно и нам и нашим соседям. Но для этого нужны суда класса выше «Метеор-120р».
Пассажирские маршруты
— Когда-то пассажирские перевозки в Ростовской области осуществлялись и по реке Северский Донец. Сейчас это по сути водный путь в новые регионы. Понятно, что в текущей ситуации о возрождении судоходства на этой реке говорить не приходится. Но можно ли рассматривать это направление как перспективное?
— При наличии соответствующих возможностей мы готовы хоть на Луну. Но есть реальность, и она, к сожалению, такая, какая есть. Водные маршруты из Ростова в Белую Калитву и Луганск были. Если мы говорим о возрождении крылатого флота Дона, то грех не замахнуться на это. В Вешенскую ведь ходили «Ракеты». Почему бы и нет?!
— Долгое время перевозки по реке Дон воспринимались как туристские, прогулочные. Способен ли, на ваш взгляд, речной транспорт в перспективе частично заменить наземный пассажирский, разгрузив таким образом автомагистрали и железную дорогу?
— Если говорить объективно, то на реке Дон уже давно нет регулярных пассажирских перевозок. Остались лишь четыре переправы через реку. Одна из них — паромная в Старочеркасской — это уже настоящий раритет. А остальной флот это либо туризм и экскурсии либо грузы. И они также очень ограничены инфраструктурой.
Создавая «Судоходную пассажирскую компанию «Дон», правительство Ростовской области закладывало идею именно возобновления регулярных пассажирских перевозок водным транспортом. А это можно сделать только скоростными судами.
— Перед запуском сообщения организовали несколько тестовых рейсов. Какую обратную связь вы получили от пассажиров?
— Чтобы предложить людям то, что им нужно, сначала надо понять, что они хотят. Для этого мы запускали тестовые рейсы. Мы выяснили пожелания людей, исходя из которых подготовили новое расписание и тарифы. Я искренне признателен жителям Азова, которые уже на первых рейсах 30 и 31 марта подсказали как бы им хотелось видеть наше расписание. Сегодня оно именно такое. Много сегодня дебатов о стоимости поездки. Кому дорого, кому нормально, тут всем не угодишь, вот мы и тестировали спрос и предложения. Цена проезда, установленная нами сегодня, сложена исходя из наших затрат, и они с каждым днем к сожалению, только растут. Но тут следует понимать, что мы формируем регулярное сообщение водным транспортом, оно не было и не будет дешевым по себестоимости. Тут как раз и будут применены механизмы формирования регулируемого тарифа, где государство установит стоимость проезда для населения, а разницу будет компенсировать перевозчику.