Валерий Димоев: «Курортной сфере Анапы нужна конкуренция»
Ряд инвесторов за минувшие несколько месяцев заявил о планах вложить десятки миллиардов в строительство отелей в Анапе. Только на Петербургском международном экономическом форуме компании и власти заключили соглашения о строительстве в Анапе трех крупных гостиничных комплексов, часть из них — под управлением международных операторов.
Курс развития туротрасли поддерживают новые власти города — в частности, в рамках корректировки генплана площадь, отведенную под курортное строительство, планируется увеличить в четыре раза — до 1,5 тыс. га. Эти объемы высвободят за счет уменьшения жилищного строительства.
Одним из крупных инвестпроектов турсферы города является курорт Miracleon. Его инвестор Валерий Димоев ответил на вопросы РБК Краснодар о проблемах роста, конкуренции и стереотипах, сложившихся об Анапе.
— В 2021 году СМИ регулярно сообщали о многомиллиардных инвестициях в гостиничный бизнес Анапы и о том, что на курорт планируют заходить крупные международные операторы. В частности, на ПМЭФ заявили о строительстве многофункционального гостиничного комплекса на 6,5 тыс. номеров. Хватит ли туристов на всех? Не боитесь ли вы конкуренции с крупными мировыми игроками?
— Конкуренция — это не плохо. Она дает нам возможность динамично развиваться и точно понимать, какие продукты нужны на нашей территории и в нашем регионе. План развития Miracleon сформировали еще в 2015 году. Тогда еще и речи не было о таких инвестпроектах, и мы первыми подняли тему, почему в Анапе не представлен ни один мировой бренд.
У мировых брендов свои подходы к вопросу выбора локаций: они считали, что в Анапе короткий сезон, город позиционируется как детский курорт. Но когда представители приезжают к нам, сморят, видят территорию, у них абсолютно меняется отношение.
В информационном поле появились данные о строительстве трех объектов в Анапе. Один из них — наш проект, мы ведем переговоры с несколькими международными операторами. Пока что не хотим озвучивать названия. Как только придем к решению, то назовем, с каким оператором мы будем двигаться дальше.
— Такой взрывной рост турсферы неизбежно увеличит нагрузку на городские коммуникации, то есть, сети водоснабжения, электросети, канализацию и так далее. Насколько город готов с этим справиться? Какие меры должны предприниматься для того, чтобы инфраструктура могла справиться с таким туристическим потоком?
— Сегодня город немало делает для развития инфраструктуры. Например, «Водоканал» очень много инвестирует в развитие. У этой сети есть резервы, мощностей в Анапе на настоящий момент хватает.
Я думаю, сетевые компании должны обратить внимание на Анапу. Это очень динамично развивающийся курорт. Без инфраструктуры он развиваться не сможет. Поддержка губернатора Кубани в этом плане очень помогает. Он отслеживает и контролирует ситуацию, поэтому ресурсоснабжающие предприятия будут обязаны довести мощности до потребностей всех курортных территорий. К тому же, они сами заинтересованы в этом — ведь наше потребление, это их продажи.
— Ранее обсуждался вопрос привлечения застройщиков к развитию инфраструктуры городов. Если говорить о санаторно-курортной сфере, должны ли отельеры вкладываться в инфраструктуру?
–Я думаю, что самая большая помощь со стороны отельеров — это создание потребности, чтобы под нее сетевые организации уже могли развивать свои мощности.
— В мае 2021 года приняли закон, вводящий разную высотность зданий для первой полосы. Как это, по вашему мнению, повлияет на санаторно-курортную отрасль?
— Я, наверно, начнут с предыстории. Если помните, год назад губернатор Кубани принял жесткое решение о запрете строительства апартаментов на первой береговой линии. Под их прикрытием на курорте строились жилые комплексы. Конечно, для развития туристических территорий это не приемлемо. Эти квартиры закрыли всю береговую линию. Какой турист приедет сюда, когда к морю невозможно подъехать и на него посмотреть.
Принятое год назад решение я считаю очень правильным. Оно дает возможность, и, отчасти, обязывает нас развивать территории именно в курортном направлении.
Что касается изменений, принятых в этом году, которые ограничили высотность первой береговой линии 21 метром, то их я однозначно поддерживаю. Люди сюда приезжают не смотреть на здания. Им нужно море, наши красивые барханные пески, широкая береговая линия.
— В мае 2021 года приняли законопроект, запрещающий перевод сельхозземель под жилую застройку. Хватит ли земли на всех, и на аграриев, и на туристический сектор?
— Мое личное мнение — все земли должны использоваться по первоначальному назначению. Что касается территорий для развития отелей и курортов, уж поверьте, земель в Анапе под это очень много. Участков хватит для всех, главное их правильно структурировать. Сейчас администрация курорта начала правильно зонировать территорию, обозначать, где земли для отелей, где жилая застройка. Это дает возможность развивать город вообще в другом направлении, не внутрь, а удлинять и расширять — береговая полоса очень длинная.
— В этом году на рост внутреннего туризма влияет пандемия и закрытие границ. Часть экспертов утверждает, что после пандемии российские курорты потеряют туристов. Согласны ли вы с этим мнением? Есть ли шанс у наших отельеров удержать туристов?
— Туристов будет тяжело удержать, и для этого придется приложить много усилий. Что им нужно? Это правильный продукт, адекватная цена, сервис и качество. Мы это обязаны обеспечить. Сделать все, чтобы наш потребитель понимал, для чего он едет. Но я уверен, что наши отельеры к этому уже готовы.
— Сложился стереотип, что Анапа — это город детского отдыха. Насколько это верно на настоящий момент? Меняется ли представление туристов о курорте?
— Анапа была городом детских лагерей. Здесь их больше, чем объектов для взрослого отдыха. Но сегодня это семейный курорт, где проводят время и дети, и взрослые.
— Кстати, о детских лагерях. Насколько сильно сектор пострадал от пандемии? Что делается для его восстановления?
— У нас в управлении есть детский санаторий «Жемчужина России», который единовременно принимает 5 тыс. детей. Впервые в прошлом году приняли решение на уровне края заключить трехгодичный договор, по которому мы оказываем услуги министерству социальной защиты населения региона. Это фактически спасло нас от банкротства. Маржинальность детского отдыха очень низкая, ответственность высокая, мало сотрудников, которые хотят в этой сфере работать. Поэтому мы очень благодарны властям региона за поддержку. При наличии госконтракта мы смогли поработать и удержаться на плаву.
В курорт Miracleon в Анапе в ближайшие шесть лет планируется инвестировать порядка 6,6 млрд рублей. В настоящее время ведутся переговоры с рядом международных операторов, о выборе сети планируется объявить в июле.
Порядка 2 млрд рублей вложат во второй пятизвездочный отель курорта, еще 2,5 млрд рублей планируется инвестировать в строительство девяти объектов городского типа с единой инфраструктурой. К 2027 году число гостиниц и отелей в составе Miracleon должно достичь 17.
В целом, Анапа заключила на ПМЭФ-2021 рекордное количество соглашений в сфере туризма. Планируется, что в строительство трех крупных гостиничных комплексов в городе инвестируют 29 млрд рублей.