Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Зодчие будущего ,  
0 

Безбородов: «Порты Юга России работают с превышением своих возможностей»

Загрузка портовой и логистической инфраструктуры Юга в 2023 году превысила свои возможности. Для развития импорта и экспорта необходимо расширять логистические возможности и российский торговый флот
Фото: Личный архив Алексея Безбородова
Фото: Личный архив Алексея Безбородова

Перевалка контейнеров в портах Азово-Черноморского бассейна по итогам III квартала 2023 года выросла на 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с этим рост грузооборота портов Кубани вдвое превышает показатель по РФ. Об итогах года в развитии логистических маршрутов, задачах экспортеров в условиях политики импортозамещения, вследствие чего Россия может потерять международный транспортный коридор «Север-Юг», в эфире РБК ТВ Юг рассказал генеральный директор консалтинговой компании InfraProjects Алексей Безбородов.

— Как оцените 2023 год с точки зрения развития логистических маршрутов на Юге? Какие положительные или же негативные тенденции можете отметить?

— На самом деле все лучше, чем ожидалось. Все перевыполнили свои планы, сделали максимум от возможного. Полностью логистика была налажена в условиях отключения от Европы. Юг в этой части сыграл одну из основных ролей. В силу географии основной удар пришелся на Дальний Восток, но Юг очень хорошо сработал. И в целом все порты, все логистические маршруты и инфраструктура не подвели. Все компании, которые так или иначе заявляли о своих перспективах на 2023 год, сделали максимум от возможного. Результаты хорошие и по контейнерному обороту, и по наполняемости складов, и по обороту автотранспорта, и по обороту железной дороги на Юге, и по прокладке новых маршрутов через Черное и Каспийское моря».

— В начале 2023 года мы с вами много говорили о росте контейнерного грузооборота в порту Новороссийска, обсуждали, что пока есть определенные проблемы с инфраструктурой этого порта. К концу 2023 года стало известно, что Новороссийск принимает 30% китайского импорта, который приходит в Россию морским путем. Следили ли вы в этом году, как развивался порт Новороссийска, справляется ли он с возросшей на него нагрузкой?

— На самом деле все сегодняшние проблемы только от погоды. То есть у нас ноябрь вышел не очень результативным в силу гигантских штормов. За 11 месяцев контейнерный оборот вырос на 30%. Не было бы шторма в ноябре, то был бы рост по итогам года, наверное, все 40%. Будет 32-33% роста, что является хорошим показателем.

Да, вы совершенно правы, Новороссийск обеспечивает треть китайского импорта, большую часть арабского импорта, большую часть турецкого импорта. Большую часть и индийского импорта, какой бы он небольшой ни был на самом деле. Индия на внешние рынки особо ничего не поставляет, страна закрытая сама в себе. Инфраструктура в Новороссийске развивается. Принят глобальный градостроительный план с обходами и проектами строительства. Краснодар и все южные логистические точки и центры развиваются достаточно активно. По-прежнему масса вопросов к Махачкале и к планам по ее развитию. Порты Ростов, Новороссийск, Азов, Кавказ, Тамань работают больше чем на 100%, то есть превышают все свои возможности. Это очень положительный момент.

Растет контейнерный и нефтяной флот, появляются российские балкеры. То есть процесс создания российского флота идет достаточно активно. Сегодня у нас 50 компаний в стране, которые так или иначе оперируют контейнерными флотами. Из них около 40% так или иначе взаимодействуют с Новороссийским портом, инфраструктура которого готова для работы с растущими потоками. Скорее всего, в следующем году потоки несколько снизят темпы, но в импорте мы значительную часть задач решили. Теперь у нас стоят задачи с экспортом. В процессе импортозамещения появляются тысячи наименований новых продуктов, как в сельском хозяйстве, так и в простом машиностроении, в металлообработке. Задачей № 1 станет вывод новых импортозамещающих продуктов на экспорт.

— В этом году особенно много обсуждали перспективы транспортного коридора «Север-Юг». Это обсуждалось и на Каспийском цифровом форуме, и на уровне Ассамблеи народов Евразии. Оценивается в частности, как это скажется на регионах Юга и Северного Кавказа, что это станет драйвером для многих регионов СКФО. Следили ли вы за этой ситуацией в этом году, за развитием МТК «Север-Юг»? Какие регионы Юга, на ваш взгляд, получат наибольшие преференции, наибольшую выгоду от реализации этого проекта?

— Нормально переобустроить Махачкалу на сегодняшний день можно и нужно, но для этого нужна политическая воля как Москвы, так и Махачкалы. Я предлагал и предлагаю коллегам не упираться в северные иранские порты, а заниматься транзитом из Астрахани и Махачкалы на Туркменбаши. Это самый оптимальный маршрут. Потому что в противном случае мы вынуждены будем отдать «Север-Юг» тем коллегам, которые более активно и вдумчиво на нем работают. Наши казахстанские партнеры, которые по так называемому «восточному коридору» уже достаточно активно прокладывают маршрут, привлекают «РЖД Логистику», уральских промышленников. Для них «восточный коридор» выгоден и к сегодняшнему дню отработан. Морской поток через Астрахань или Махачкалу на северные порты Ирана есть, растет загрузка портов, но, повторюсь, они растут не так, как растет Новороссийск и остальные порты.

Порт Махачкалы никаких военных функций, на мой личный взгляд, выполнять не может. Поэтому его нужно приватизировать и развивать. Инвестиции на первых порах могут быть достаточно небольшие — до 200-300 млн руб. Линию Махачкала — Туркменбаши, любым флотом, любыми контейнерами, любыми грузами нужно развивать. И тогда будет какое-то движение. «Север-Юг» ждем, и кто хочет работать, должен осознавать, что этот процесс длительный и просто так здесь денег не заработать.

— В 2023 году было подписано соглашение о создании Содружества Донбасс, в которое войдут ДНР, ЛНР, Ростовская и Воронежская области. В ходе своего инвестпослания губернатор Ростовской области рассказал, что есть планы по выстраиванию новых и улучшению существующих транспортных маршрутов с новыми регионами. В целом, по состоянию на конец 2023 года, как новые территории, на ваш взгляд, вписываются в существующие транспортные магистрали, насколько из-за них изменилась логистика?

— Деятельность вице-премьера РФ Марата Хуснуллина по строительству видна невооруженным взглядом. Да, работа и стройки идут, но пока говорить об устойчивой логистике достаточно сложно. На сегодняшний день всю логистику обеспечивают строители. При всем уважении, они занимаются именно своей массовой строительной логистикой. Каких-либо системных поставок, например, зерна или поставок в интересах сетевой торговли пока нет. У нас отличный шанс показать всему миру, что сегодня возможно с нуля построить нормальную, полноценную логистическую инфраструктуру — ту, к которой Краснодар или Москва шли последние 20 лет. Решения на самом деле простые, и, с точки зрения будущей работы, очень логичные. Сегодня надо их принимать и раздавать инвесторам земли с условием взять на себя обязательство построить склад или, к примеру, контейнерный терминал. Без привлечения государственных денег организация маршрутов и складов хранения займет около 5 лет.

— Количество грузов, перевезенных за навигацию 2023 года в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей увеличилось на 1,5% по сравнению с 2022 годом. Планы были, что перевезут за 2023 год 10 млн т грузов, но, по состоянию на 5 декабря 2023 года, объем перевозок составил около 6 млн т. Как вы оцениваете сейчас логистические возможности Азова-Донского бассейна? Что мешает полноценному развитию этой локации?

— Один умный человек сказал, что от того, что мы углубим реку, больше воды не станет. К сожалению, ее сегодня мало. Водозабор очень большой, а водосброс очень маленький, и в верховьях Волги, и по Дону. Городецкий и Багаевский гидроузлы не доделаны. Когда будут готовы, вопрос открытый — может быть, к 2025 году. Но пока не решится проблема с общим водосбросом и общим течением Волги и Дона, к сожалению, ничего не изменится. Вопрос водного баланса и с точки зрения сельского хозяйства, и с точки зрения промышленности пока не решаем. Это всеобщая проблема для северного полушария, поэтому здесь ничего с этим не поделаешь.

— По вашим прогнозам, что будет с логистическими путями в 2024 году на юге страны? Какие тренды будут характерны для 2024 года? К чему готовится логистическим компаниям Юга?

— Я лично надеюсь на появление осознанного подхода. Очень надеюсь на то, что власти в Махачкале более осознанно подойдут к вопросу развития логистической инфраструктуры. Нужно переходить от лозунгов к действию. Особенно важно появление в Ставрополе, Краснодаре, Воронеже, Ростове-на-Дону полноценных контейнерных терминалов. Нужны тыловые терминалы за пределами Цемдолины в Новороссийске. Также необходимы образовательные программы для повышения качества логистики в сельскохозяйственном производстве.

Я думаю, что уменьшится количество морских линий. То есть увеличится размер флота, но некоторое количество компаний обанкротится. В целом 2024 год, скорее всего, пройдет без прорывов. Единственная надежда на то, что в случае победы России в СВО в 2024 году начнется активное развитие логистической инфраструктуры на новых территориях. Участие в этом бизнесменов Юга России и Москвы придаст этому серьезный импульс.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Авторы
Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Краснодар
«Зенит» разгромил «Ахмат» благодаря пента-трику Кассьерры Спорт, 20:58
В Иране установили контакт с двумя пассажирами вертолета Раиси Политика, 20:57
Нуланд назвала Харьков российским городом Политика, 20:52
Что известно о президенте Ирана Эбрахиме Раиси Политика, 20:48
Хаменеи призвал иранцев не волноваться во избежание «сбоев в стране» Политика, 20:43
Кассьерра первым в XXI веке забил 5 мячей в одном матче чемпионата России Спорт, 20:42
На Украине введут почасовые отключения электричества Общество, 20:34
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Белгородской области два человека пострадали после обстрела Ржевки Политика, 20:31
«Манчестер Юнайтед» показал худший результат в АПЛ за 34 года Спорт, 20:20
«Ливерпуль» победил в последнем матче под руководством Клоппа Спорт, 19:59
Папа римский встретился с экс-главредом «Новой газеты» Дмитрием Муратовым Общество, 19:59
«Манчестер Сити» в четвертый раз подряд победил в чемпионате Англии Спорт, 19:59
В МВД Словакии допустили, что стрелявший в Фицо действовал в сговоре Политика, 19:52
Казахстан пропустил десять шайб от США на чемпионате мира по хоккею Спорт, 19:41