Шахметов: «Рефинансирование и борьба за клиента — основные тренды 2018г.»
— Эксперты заявляют о том, что финансовый рынок Юга России успешно прошел кризис — в 2017-2018 годах наблюдался рост кредитования. По вашим оценкам, так ли это?
— Действительно, 2017 год показал очень хорошую динамику в кредитовании. Как и после любого кризиса, сначала мы наблюдаем резкий подъем, потом идет некая положительная динамика, не такая значительная. В текущем году ожидаемо не было резких всплесков. На рынке не появилось каких-либо новых игроков, которые бы привнесли что-то в крупный бизнес ЮФО.
Одним из основных трендов этого года стала борьба за качественного заемщика. Речь идет исключительно о рефинансировании кредитных портфелей других банков за счет точечного «выбивания» у коллег по бизнесу ведущих клиентов. Игроки на рынке ведут себя агрессивно, демпингуя на кредитных ставках. Понятно, что в этой ситуации банки с долей госучастия могут себе позволить больший демпинг, нежели иные участники рынка.
— Какие виды кредитования и услуг становятся более востребованными? Меняется ли структура кредитного портфеля? Многие игроки рынка отмечают, что стали активнее обращаться за займами сельхозпредприятия. Подтверждается ли это на вашей практике?
— Что касается «Райффайзенбанка», то мы в корпоративном кредитовании не делаем основной упор на аграрный сектор. Это не наша приоритетная ниша. В нашем портфеле есть предприятия АПК, но мы кредитуем исключительно полный цикл: начиная от выращивания и производства товара и заканчивая поставкой на прилавок — до конечного потребителя. Какие-то отдельные сегменты (например, посевные работы или сбор урожая) мы не финансируем.
В целом, структура портфеля меняется с точки зрения ухода в «длинные» деньги. Сейчас компании, даже те, которые работают в сфере торговли, не заинтересованы в коротких траншах. Займы сроком 3-6 месяцев становятся все менее и менее востребованными. Это еще одна из заметных тенденций корпоративного кредитования в этом году.
— Какую долю в вашем портфеле занимают займы физическим лицам?
— Кредитование физических лиц в нашем портфеле занимает порядка 36%. В розничный кредитный портфель входят потребительские кредиты, кредитные карты и ипотека.
— Одним из лидеров роста на юге стало потребительское кредитование. По вашим прогнозам, будет ли этот вид займов расти и в дальнейшем? Какие тренды кредитования есть в этом направлении? Эксперты отмечают, что объем займов растет за счет увеличения размера среднего займа, а не их общего количества. Подтверждается ли это на практике?
— Размер потребительского кредита «в одни руки» растет. В свое время мы начинали с 750 тыс. рублей, на сегодняшний день максимальный порог составляет 5 млн рублей для определенных категорий премиальных клиентов. В первую очередь, мы смотрим на платежеспособность нашего потенциального клиента.
Потребкредитование — это сезонный рынок. Основной спрос на них приходиться на середину ноября и новогодние праздники. Потом происходит спад, за ним начинается пора летних отпусков и новый подъем.
Независимо от других факторов, этот вид кредитования был и будет оставаться востребованным. Открытым остается вопрос по ипотеке. Это очень сложный рынок.
— Какие основные проблемы есть с ипотекой? Чем вызваны сложности?
— Нам сложно сказать, насколько долго сохранится положительный тренд по ипотеке. В прошлом году у нас был интенсивный рост, но с сентября 2018 года он замедлился. Рост объемов ипотечного кредитования частично объясняется рефинансированием ранее выданных кредитов по более низким ставкам.
В настоящее время банки отслеживают друг друга — падение по процентной ставке или повышение у одного тут же вызывает здоровый интерес у банков-конкурентов.
— В России начался переход от долевого строительства к эскроу-счетам и проектному финансированию. Как вы оцениваете перспективы и как сейчас обстоит ситуация на рынке?
— Всего на рынке сейчас работает 55 банков, которые получили разрешение открывать эскроу-счета. На сегодняшний день реально активно работает не более пяти финансовых организаций — в первую очередь, это банки с долей государственного участия.
«Райффайзенбанк» входит в эту программу. Мы запускаем пилотные проекты по ряду компаний и смотрим, как это реально будет работать. В первую очередь, нам надо понять себестоимость открытия этих счетов — какие трудозатраты будут, как это мониторить, какую доходность получим банки.
Работа с эскроу-счетами- это новшество для России. Но мы уже видим, что компании обращаются к нам достаточно активно — мы обсуждаем детали с ведущими краснодарскими девелоперами.
— Какие вы видите возможные проблемы при внедрении проектного финансирования?
— Пока сложно сказать, эскроу-счета только появились на нашем рынке, а любые проблемы вскрываются, как правило, в ходе работы. Могу только отметить, что на сегодняшний день «Райффайзенбанк» не столкнулся с какими-либо существенными затруднениями.
— Для Краснодарского края кредитование малого и среднего бизнеса — очень популярная тема, так как регион лидирует по количеству зарегистрированных субъектов. ЦБ РФ недавно сообщали о 20% росте объема выданных кредитов. Как вы оцениваете перспективы этого вида кредитования?
— У нас в банке принята несколько отличающаяся схема деления на малый и микробизнес, средний и крупный корпоративный бизнес. Первая категория — это компании и индивидуальные предприниматели с объемом годовой выручки до 500 млн рублей в год.
Работаем ли мы в этом сегменте? Да, конечно. Но перед выдачей кредитов мы должны понимать, что это за игроки. Мы не работаем с теми компаниями, которые созданы «здесь и сейчас». Минимальный срок работы бизнеса — шесть месяцев, в этом случае компания уже может показать стратегию своей деятельности, чем она занимается, какие у нее обороты.
«Райффайзенбанк» не кредитует идеи. Но вне зависимости от того, будет ли у компании оборот в 10 млн руб. или 5 млн руб., мы будем соизмерять потребность бизнеса в кредитовании с его финансовыми показателями.
В целом, этот сегмент очень динамично развивается и постоянно растет. Важный тренд — конкуренция за качественного заемщика (как и в случае с крупным бизнесом). Банки «выбивают» из портфелей своих коллег по цеху надежных клиентов с годовым оборотом от 50 до 100 млн рублей.
— Последние годы очень много говорится о финтехе в финансовой сфере, удаленной идентификации, блокчейне и прочем. По вашему мнению, как это изменит банковскую систему в ближайшем будущем? Какие новые продукты могут появиться, упростится ли взаимодействие финансовых организаций и клиентов?
— Удаленная идентификация у нас пока запущена в Москве. До конца года эта услуга будет доступна нашим клиентам в одном из отделений в Краснодаре.
Из того, что еще сделано, могу выделить выпуск первой электронной закладной с учетом и хранением в децентрализованной депозитарной системе с использованием технологии блокчейна. Это значительный шаг в сторону упрощения ипотечных сделок. К тому же, клиентам больше не придется получать закладные в бумажном виде, что удобно для них.
Конечно, мы не будем отставать от рынка и продолжим внедрять новые технологии — удаленную идентификацию, блокчейн и так далее. Но я считаю, что живого общения ничто никогда не заменит, и люди будут все равно приходить в отделения. Что касается нас, то в этом году мы открыли виртуальные отделения в Волжском, Астрахани, Таганроге и Ставрополе. Физические лица и малый бизнес в городах, где нет отделений, могут обслуживаться в «Райффйазенбанке» — открыть счет, карту, взять кредит. При этом мы открыли еще одно реальное, физическое отделение в Волгограде.
Внедрение новых технологий в первую очередь зависит от потребителя — нужно ли ему это. Если клиенту интересно, то он станет пользоваться нововведением, но если аудитории требуется живое общение, то человек будет приходить в отделение. Это зависит в том числе и от возраста — если посмотреть на возрастной ценз, то сейчас мы не банк для «поколения Z». И одна из наших задач—стать банком для этого сегмента.
— Кто сейчас является вашим среднестатистическим клиентом?
— Если говорить о физических лицах, то это люди старше 35 лет. Наш клиент — это человек, который устоялся в своих мнениях и взглядах, четко понимает, что банк ему может предложить, знает, что хочет получить от финансовой организации, прекрасно ориентируется на рынке.
Что касается корпоративного сегмента, то каких-то резких изменений тут не произошло. Как и раньше, мы работаем с предпряитиями из сферы торговли, переработки, санаторно-курортным бизнесом, есть ряд промышленных предприятий. Но резкого деления портфеля за этот год не произошло. И не думаю, что оно произойдет. В «Райффайзенбанке» достаточно устоявшийся портфель.
— Какие прогнозы вы можете сделать на 2019 год?
— На мой взгляд, темпы роста в 2019 году сохранятся на прежнем уровне. В среднем по рынку можно спрогнозировать прирост кредитного портфеля на уровне 5%.
Не хотелось бы жить в эпоху потрясений и перемен. Тем не менее главное, что есть у «Райффайзенбанка» — это модель, которая адаптирована к российскому рынку, — это то, что мы умеем очень быстро меняться в зависимости от внешней среды. Мы пережили не один кризис и достаточно уверенно чувствуем себя в условиях антироссийских санкций. Та модель, которою мы выстроили на российском рынке, устраивает и российское руководство компании, и наших венских акционеров. Она доказала свою состоятельность за 22 года присутствия иностранного банка на рынке с учетом всех потрясений и кризисов.
Южный региональный центр Райффайзенбанка представлен отделениями в Краснодаре, Сочи, Анапе, Новороссийске, Ростове-на-Дону, Волгограде и Пятигорске. 65% кредитного портфеля Южного регионального центра «Райффайзенбанка» приходится на Краснодарский край. Розничный кредитный портфель центра в I полугодии 2018 года вырос на 24,8% по отношению к аналогичному периоду годом ранее. В том числе потребкредиты показали рост в 24,4%. Ипотечный портфель за тот же период вырос на 20,7% до 2,9 млрд рублей. На рефинансирование пришлось 44% ипотечных выдач.
В целом кредитный портфель малого и среднего корпоративного бизнеса в январе-июне 2018 года прирос на 48%. Кредитный портфель малого и микробизнеса за тот же период вырос на 55,3% по сравнению с показателями годом ранее. На юге России у «Райффайзенбанка» в этом сегменте более 20,5 тыс. клиентов, в Краснодарском крае — 10,5 тыс. На Кубани число клиентов банка прирастает ежегодно на 18-20%. В целом по России в сегменте малого и микробизнеса доля Райффайзенбанка около 2%, в Анапе доля рынка более 35%.