Антон Сериков: Наставничество — русский стиль менеджмента
В ноябре президент России Владимир Путин подписал закон, закрепивший в Трудовом кодексе понятие «наставничество в сфере труда», с марта 2025 года наставники будут получать доплату за свою деятельность. При этом понятие «наставничество» в современной России становится инструментом не только подготовки профессионала, но и воспитания личности. О наставничестве в сфере предпринимательства, национальных особенностях менеджмента и создании единой базы наставнических практик в интервью журналу РБК+Юг рассказал генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.
— По итогам 2023 года, который в нашей стране стал Годом педагога и наставника, глава государства дал целый ряд поручений, связанных с масштабным развитием этого вида деятельности в России. Почему, на ваш взгляд, именно сейчас этой теме уделяется столько внимания?
— Наставничество — это технология, которая позволяет не только обеспечить профессиональный рост молодого специалиста, но и передать ему важные жизненные ценности, создать базу для дальнейшего личностного роста. Сегодня мы говорим о наставничестве как о возможности работать с самыми разными социальными группами. Это и «трудные подростки», которым наставник необходим, чтобы найти выход из сложной жизненной ситуации. Это и активные талантливые школьники, инициаторы различных проектов, которым тоже требуется помощь и поддержка наставника. Наставничество позволяет перекинуть «мостик» между поколениями, существенно сократив разрыв, который всегда существует между людьми старшего возраста и молодежью.
В предпринимательской среде наставничество сегодня на вес золота, потому что опытный бизнесмен-наставник может предостеречь начинающего предпринимателя от множества ошибок, может помочь в поисках новых партнеров, клиентов, инвесторов.
— Какими ключевыми качествами, компетенциями должен обладать наставник?
— Чтобы стать наставником, человек должен иметь значимый опыт, которым он может поделиться. Он должен быть успешным в своей профессии, достичь заметных результатов, глубоко разбираться в своей сфере деятельности. Но при этом нужны и такие качества, как эмпатия, открытость, позитив в общении, готовность тратить свое время на других людей.
Есть еще один важный момент — это принцип «не навреди», хорошо знакомый медикам. Он очень актуален и в наставнической деятельности. Для наставника важно понимать, где заканчиваются границы его профессионализма, его компетенции. Он должен учить только тому, в чем действительно хорошо разбирается.
— Как часто инструменты наставничества применяются управленцами, руководителями? И можно ли рассматривать наставничество как стиль управления?
— Наставничество действительно может стать полноценным стилем управления. В Центре знаний «Машук» уже есть несколько программ для руководителей. Мы иногда в шутку называем наставничество «русским стилем» менеджмента. На самом деле разговоры о национальном подходе к менеджменту ведутся давно, и наш подход действительно отличается — это управление с душой.
При таком подходе руководитель не просто ставит задачи и координирует работу подчиненного, а вместе с ним проходит определенные этапы становления. Руководитель-наставник заботится не только о профессиональном, но и о личностном росте своего сотрудника, видит в нем индивидуальность. Конечно, это требует серьезных временных и ресурсных затрат. Но эти затраты впоследствии окупаются возможностью доверять такому сотруднику более сложные и серьезные задачи.
— Сегодня «Машук» становится главным российским центром наставничества. Как накопленный здесь опыт будет в дальнейшем транслироваться на все российские регионы?
— В этом году на базе Центра знаний «Машук» официально начал работу первый в стране методический центр по развитию института наставничества и формированию базы лучших практик наставничества. Мы выпускаем учебно-методические материалы, создаем специальные образовательные программы по наставничеству. Вместе с ассоциацией волонтерских центров «Добро.рф» разработана большая платформа «Наставник.рф», которая объединяет крупные организации и наставников из разных сфер. Мы рассчитываем, что с помощью этой платформы любой человек вне зависимости от своего места проживания сможет найти себе наставника.
— Центр знаний «Машук» работает над созданием первой в России базы лучших практик наставничества. Как именно она формируется и что будет собой представлять?
— Мы отбираем лучшие практики вместе с президентской платформой «Россия — страна возможностей» — нашими большими друзьями и партнерами. Недавно были подведены итоги конкурса «Наставник России», в котором могли принять участие и представить свои практики наставничества представители самых различных отраслей и направлений деятельности со всей страны. Лучшие из этих практик будут включены в большую библиотеку наставничества, в которой любой начинающий специалист сможет найти необходимые ему материалы, методики, советы для реализации того или иного проекта.
Что касается критериев отбора, то мы смотрим в первую очередь на эффективность этих практик: сколько человек они охватили, какая обратная связь получена, в чем выразился эффект наставничества? Практика должна быть универсальной, применимой на разных площадках.
— По вашим наблюдениям, в каких сферах сегодня самый большой запрос на наставников?
— Сейчас мы видим большой запрос на наставничество в предпринимательстве. Многие молодые ребята, желающие начать свое дело, ищут себе наставников. Но опытного бизнесмена насильно в наставничество не приведешь. И мы убеждаем, мотивируем предпринимателей тем, что наставничество — это возможность возродить огромное направление деятельности, развить, расширить свое направление предпринимательства.
Кроме того, наставничество очень востребовано на государственной и муниципальной службе, где проводится масштабная реформа, внедряются современные технологии, появляются новые подходы. Уже сегодня в Центре знаний «Машук» существуют программы по подготовке наставников, которые мы реализуем совместно с государственными ведомствами. Например, в прошлом году мы провели большое количество программ с Избирательной комиссией Российской Федерации, сейчас общаемся с рядом силовых ведомствами, которые готовят наставников для молодых сотрудников.
— В Центре знаний «Машук» есть стена наставников. Как активно она пополняется? Есть ли там фото нашего наставника?
— Это уникальная стена, она появилась в 2022 году. Тогда мы просто натянули веревки с прищепками, чтобы размещать фотографии наставников, привезенные нашими участниками. В Год педагога и наставника решили эту традицию продолжить, тем более что практически каждый второй участник наших программ привозил с собой фотографию и историю своего наставника. Мы сделали эту стену цифровой, и теперь фото наставников выводятся на экраны. Сегодня у нас порядка 15 тысяч историй о наставниках.
Конечно, там есть фотография и моего наставника, это профессор ЮФУ Виктор Владимирович Черноус — мой первый руководитель. К сожалению, его уже нет в живых, но все ученики помнят его.
— С 1 марта 2025 года вступит в силу закон о доплате специалистам, выступащим в роли наставников. Насколько, по вашему мнению, это поможет повысить эффективность наставнической деятельности?
— Наставничество является одним из важных ресурсов в подготовке и повышении квалификации сотрудников, и очень важно, чтобы эта работа оплачивалась. Но хороший наставник не может работать только от выплаты до выплаты. Наставничество — это еще и стиль жизни, это новая социальная роль. Для наставника важно не просто быть профессионалом, но и уметь рассказать о себе и своем деле так, чтобы мотивировать других людей.
— Какие еще нововведения на законодательном уровне были бы полезны в контексте наставничества?
— Мне кажется, важно говорить о двух вещах. Во-первых, о кодексе наставнической деятельности, в том числе о том самом принципе «не навреди». Нам нужно понять, как должна регламентироваться наставническая деятельность в любой сфере. И второе — наставники сегодня начинают активно участвовать в воспитании, и нам нужно подумать об их роли в этом процессе. У нас есть концепции воспитательной деятельности, есть закон об образовании, где воспитание описывается как отдельный вид деятельности. И нам нужно вписать наставника в эти законодательные акты.