Кондитерский комбинат "Кубань" в кризис запустил линейку эконом-сладостей
ОАО Кондитерский комбинат «Кубань» было образовано в 1992г. после приватизации Тимашевской кондитерской фабрики АПК «Кубань» (была открыта в 1988г.). Компания в последние годы производит 24-25 тыс. тонн кондитерских изделий, ассортимент которых насчитывает порядка 300 наименований. Численность сотрудников — 850 человек. Выручка компании в 2014г. составила 1,3 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2013г. на 8,8%. Чистая прибыль в прошлом году составила 13,1 млн руб. против 12,9 млн руб. годом ранее.
—Владимир Кириллович, как ситуация в экономике России отразилась на рынке производства кондитерских изделий? Эксперты говорят о том, что потребительский спрос снизился во всех сегментах рынка. А сладостей тоже стали меньше покупать?
Сегодня Россия находится в кризисе. И мы невооруженным глазом видим, что сокращается экономическое производство, это не может не отражаться на благосостоянии граждан. Зарплаты снижаются в масштабе всей страны. Как ни печально это звучит, но люди стали меньше тратить на продукты питания. И не просто пить чай вместо кофе, а переходить на более дешевую продукцию, зачастую в ущерб качеству. Мы это понимаем и со своей стороны предпринимаем собственные меры, чтобы сохранить потребительский спрос. В том числе, сейчас мы работаем над линейкой продукции эконом-класса, которая будет продаваться в более низком ценовом сегменте. Но рецептура разрабатывается без ущерба для качества. Это главная задача. Мы рассчитываем, что это будет 5-6 видов продукции, пробные партии которой уже поступили в продажу.
И все же не смотря на кризис с начала года нам удалось нарастить объемы продаж по отдельным видам мучных кондитерских изделий на 15%. При этом даже транснациональные компании, работающие в кондитерской отрасли, сократили объемы сбыта на 30-50%.
— То есть можно говорить о том, что на фоне удорожания импортной продукции вам удалось занять освободившуюся рыночную нишу и увеличить продажи?
Совершенно верно. На торговых полках из-за дороговизны импорта действительно освобождаются места. Необязательно в сетях, потому что сети - это сложная и, мягко говоря, несправедливая система, как для покупателя, так и для поставщика, но это отдельная тема.
— Запрет на ввоз украинских конфет в РФ как-то повлиял на расстановку сил на рынке кондитерских изделий?
Конечно, повлиял. Не смотря на то, что запрет был введен сравнительно давно, реально украинские конфеты до настоящего времени еще присутствуют на российском рынке, возможно из-за запасов этой продукции у оптовиков.
— С одной стороны, на рынке появились новые возможности для реализации. С другой, весь этот год на рынок давили колебания курса валют. Насколько сильно ослабление рубля ударило по вашей экономике?
Наш комбинат единственный региональный производитель натуральных шоколадных изделий, для производства которых необходимы какао-продукты (какао-масло, какао-тертое, какао-порошок), получаемые из какао-бобов. В России в силу климатических условий данная культура не растет. Так что мы оказались заложниками импортного сырья. Цены на какао-продукты в 2015г. в целом выросли на 40%.
Если говорить о цене на упаковочные материалы, то рост в среднем составил более 30%. Это объясняется тем, что на рынке упаковочных материалов присутствует иностранный монополист – компания «Биаксплен», выпускающая основное сырье для производства би-ориентированных полипропиленовых пленок.
Таким образом декабрьский скачок доллара привел к тому, что в начале года мы начали терпеть убытки. Каждый день для производственных целей нам необходимо закупать до 100 тонн сырья. Все оно идет по текущему курсу валюты. В итоге в начале года мы получали убытки до 40-60 млн руб. из-за курсовой разницы. Однако в мае-июне общая ситуация выровнялась. Мы вышли на прибыльность. Поэтапно погасили 40 млн руб. образовавшейся курсовой разницы. Но все попытки стабилизировать экономическую ситуацию на предприятии свелись к нулю в результате следующего скачка курса валют, который наблюдается и до сегодняшнего дня.
- Вы предпринимали какие-то попытки, чтобы сократить зависимость от импорта?
Конечно. Нам очень не просто удержать себестоимость продукции на прежнем уровне при существующем росте цен на сырье и упаковку. Естественно, мы начали изыскивать внутренние резервы, думать, как можно оптимизировать затраты. Например, мы начали сокращать долю фасованной продукции в общем объеме, соответственно увеличивая выпуск весовых кондитерских изделий. Как я уже говорил выше, мы пересматриваем ассортимент, работаем по программе импортозамещения, налаживаем партнерские отношения с отечественными, в том числе и местными, поставщиками сырья.
Например, в июле 2015 года мы заключили договор с ООО «Лабинский МЭЗ» на поставку рапсового масла до конца текущего года в объеме 800 тонн. Благодаря этому комбинат смог на 100% заместить импортное пальмовое масло на отечественное кубанское рапсовое масло. Также у нас есть договоренности по поставкам кукурузного крахмала и патоки с ООО «КЗ Гулькевичский».
— Что касается оборудования, оно же у вас тоже импортное. Пришлось ли компании нести дополнительные расходы в связи с необходимостью его модернизации по уже возросшему курсу?
Мы успели реализовать основные инвестиционные проекты по модернизации оборудования на комбинате еще до повышения курсов валют. В 2014г. Был подписан контракт на 120 тыс. евро по приобретению оборудования для производства соленой и сладкой соломки с польской компанией SMARTTRADE. Это один из последних контрактов. В 2010 году мы подписывали соглашение на поставку линии по производству соломки с немецкой фирмой «Вернер Пфляйдерер» на 700 тыс. евро. В 2011 году — еще на 2 линии соломки с польской «PPH Uslugowe Azia Import-Ecsport ( 300 тыс. дол.). В 2012 году был контракт на поставку упаковочного оборудования с немецкой HASNAMAT Verpackungs technik GmbH (198, 190 тыс. евро). В том же 2012 было подписано еще одно соглашение немецкой TEKON Keks und Waffelanlagen GmbH на модернизацию системы автоматической подачи и учета сырья (405 тыс. евро). В 2013 году мы подписали соглашение на поставку отсадочного комплекса с немецкой «Отто Кремминг «ОКА Специальмашиненфабрик КГ ГмбХ (451,5 тыс. евро). Все перечисленные проекты на сегодняшний день реализованы и окуплены.
В 2014-2015 году комбинат освоил масштабный инвестиционный проект по модернизации существующей линии по производству заварных пряников длительного срока хранения, укомплектовав ее немецкой отсадочной машиной Oka, двумя упаковочными автоматами, итальянскими тестомесильными машинами «Санкасиано». Были модернизированы участки подачи и охлаждения теста и готового продукта. Приобретены и смонтированы японские взвешивающие устройства компании ISHIDA и т. д. Это позволило увеличить производственные мощности комбината еще на 2 тыс. тонн в год и расширить ассортимент мучных кондитерских изделий на 20 позиций.
В итоге мы сегодня имеем высоко оснащенное современное передовое производство, на обновление которого за последние 5-7 лет затрачено около 500 млн рублей.
А есть планы по дальнейшему развитию?
Есть. Учитывая возрастающий потребительский спрос в сегменте недорогих сладостей – таких, как, например, карамель, помадные конфеты, а также высвободившиеся полки, которые раньше занимали украинские кондитерские изделия, мы начали разрабатывать проект по двум этим перспективным направлениям – карамельному и помадно-мармеладному.
Сейчас мы рассматриваем возможность приобретения необходимого оборудования. Но это потребует времени и серьезных финансовых средств. Тем не менее, сегодня мы уже ведем переговоры с несколькими фирмами по подбору оборудования, а также просчитываем, как скоро получится окупить вложения.
— Какой объем производства сейчас у завода?
В 2013г. мы произвели 24 тыс. тонн кондитерских изделий, в 2014г. — 25тыс. тонн. До середины этого года прирост производства достигал примерно 15%. Но сейчас в связи со снижением потребительского спроса динамика уже не столь впечатляющая. Но я думаю, что по итогам года нам удастся сохранить объемы на уровне 2014г.
— Сейчас государство каким-то образом поддерживает кондитерскую отрасль в рамках импортозамещения. Существуют ли, например, программы субсидирования для отрасли?
Растениеводы и животноводы получают хорошие субсидии. Но мы не занимаемся производством сырья, а относимся к предприятиям перерабатывающей промышленности. Кондитерские изделия - это не первичный продукт, значит, субсидии нам не положены. Я считаю, что в этом смысле отрасль «обидели». Хотя, по моему глубокому убеждению, государство должно заняться возрождением отечественной кондитерской отрасли. Тем более это актуально для Краснодарского края, который располагает доступной сырьевой базой: сахар, мука, фрукты, молоко, растительные масла и др. По сути у нас нет только собственных какао-бобов, которые в силу климатических условий в России не произрастают. Но как я уже говорил, для СССР это никогда не было проблемой и не мешало производить качественный шоколад.
— А как ведут себя сегодня потребители и торговые сети? На фоне общей ситуации они стали лояльнее к отечественным производителям?
Комбинат не слишком активно работает с сетями и представлен в них достаточно узким ассортиментом из 5-7 наименований. Сейчас мы нацелены на развитие сети собственных розничных магазинов под брендом «Кочетовы сласти», которые уже успешно работают в четырех микрорайонах краевой столицы, г.Приморско-Ахтарске, ст.Кущевской, г.Тимашевске. В ближайших планах открытие магазинов в Анапе, Новороссийске, Геленджике, Ростове и Пятигорске. Пусть это небольшие точки продаж и они не приносят сверхприбыли, но дают возможность представить потребителю полный ассортимент — а это 300 видов кондитерских изделий по ценам производителя, возможность заказа какой-то эксклюзивной продукции в виде именных конфет ручной работы или расписного пряника.
— У вас есть планы дальше развивать собственную сеть?
Мы планируем открывать по 1-2 новых магазина каждый год. Во-первых, потому что они окупаемы, во-вторых, это хороший маркетинговый ход по изучению потребительского спроса и оперативному реагированию на все замечания и предложения. В то же время фирменные магазины не дают больших продаж: на собственную розницу приходится 3-5% всей выручки.
— А на экспорт продаете?
Мы пробовали экспортировать и продолжаем это делать. Например, последний год ведем переговоры с китайскими партнерами. Сейчас Китай проявляет большой интерес к нашей продукции. Также в разные годы продукция кондитерского комбината поставлялась в США, Израиль, Германию, Финляндию, Турцию, Монголию, страны Прибалтики. Но сам процесс экспорта очень сложный. Поэтому наладить постоянный канал сбыта в какую-то страну не так просто, как хотелось бы.
— Возвращаясь к рынку, скажите, получается ли сейчас у российских традиционных производителей как-то отвоевывать долю у иностранных компаний в кондитерской сфере?
Классика российского шоколада берет свою историю довольно давно. Даже во времена так называемого «железного занавеса» СССР поставлял конфеты и шоколад за рубеж, которые там пользовались огромным спросом. Качество традиционных отечественных шоколадных изделий разительно отличается от европейских более выраженными вкусом, цветом и запахом какао-продуктов. Но сейчас у нас в стране большая часть кондитерских фабрик выкуплена иностранными компаниями. А вы же прекрасно понимаете, что они приходят со своими вкусами, рецептурами, расчетами по прибыльности. И сохранять традиции советского или российского кондитерского производства — им это просто не нужно.
На ваш взгляд, российские кондитерские фабрики способны сегодня конкурировать с импортными брендами, выпускаемыми в РФ, как качеством, так и ценой? Готов ли будут потребитель при одинаковом качестве покупать чисто российскую продукцию?
Что касается качества российской продукции, то на примере своего предприятия могу с полной уверенностью сказать, что мы готовы конкурировать с импортными брендами, выпускаемыми в РФ, как качеством, так и ценой. Мы - российское предприятие, работающее по старым советским ГОСТам и сохранившее вкус русского продукта. Кроме того, комбинат первым среди пищевых предприятий России внедрил в производство требования Международных Стандартов в области качества, пищевой безопасности и экологии, и сертифицировал системы менеджмента на соответствие этих требований. В октябре этого года мы успешно прошли сертификационный аудит системы менеджмента безопасности пищевой продукции по схеме FSSC 22000, признаваемой всеми странами Мира, по результатам которого аудиторы немецкой компании DQS вынесли положительное решение о выдаче нашему предприятию сертификата соответствия данным международным требованиям. Это значит, что мы можем поставлять выпускаемую нами продукцию в любую точку земного шара.
Более того, могу сказать, что уже сейчас крупные американские и европейские транс-национальные компании обращаются к нам за помощью и размещают на нашем производстве собственные заказы на выпуск кондитерских изделий под известными брендами, которые до недавнего времени производились исключительно за границей.