Ростовский «Атлантис-Пак» намерен увеличить свое присутствие в Европе
Компания «Атлантис-Пак» (Ростовская область), входит в структуру холдинга «Гуппа Агроком». Основана в 1993г., выпускает более 10 видов продукции и свыше 30 модификаций оболочек для мясной и молочной промышленности. Экспортирует продукцию в 80 стран мира (в том числе в Северную и Южную Америку, Европу, Юго-Восточную Азию и Африку). Валовой объем продаж в 2014г. составил 6,4 млрд руб. (прирост по отношению к 2013г. - 7%). По данным "СПАРК", чистая прибыль компании в 2014г. составила 1,1 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2013г. на 350 млн руб.
Игорь Дмитриевич, как бы вы охарактеризовали конкуренцию и динамику развития на российском рынке упаковочной продукции? Как в этом разрезе выглядят регионы Юга России?
Конкуренция на рынке упаковки достаточно высока, на нем действуют как заграничные, так и отечественные производители. В зависимости от упаковываемого товара степень конкуренции разнится. Скажем так, что в близкой нам сфере – упаковка для колбасных изделий, мяса и сыров – компании приходится конкурировать, в большей степени, с зарубежными производителями (например, «Силд Эйр», «Девро», «Калле», «Вискофан» и «Вискотипак»). При этом появляются новые игроки и среди российских предприятий. У российских компаний, занятых в сфере упаковки, достаточно высокий потенциал.
В свете того, что страна взяла курс на импортозамещение, многие производители продуктов питания наращивают свои объемы, чтобы покрыть растущий спрос. Насколько в связи с этим выросли продажи вашей продукции? Увеличилась ли доля ваших клиентов в ЮФО?
Наша продукция присутствует на всех производственных площадках ЮФО и Ростовской области, и тут мы несомненные лидеры. Вообще Российская Федерация - это ключевой рынок для компании, наша заслуга в том, что, замещая продукцию зарубежных конкурентов на более выгодных условиях, мы способствуем развитию всей мясоперерабатывающей и сырной промышленности. И, конечно же, в данных условиях мы придерживаемся курса на импортозамещение и наращиваем свою долю в упаковке, успешно конкурируя с импортной продукцией. Так, продажи в РФ по итогам 8 мес. 2015 года в натуральном выражении у нас выросли по разным группам товаров от 3% до 8%. При этом стратегическое развитие компании предполагается за счет освоения зарубежных рынков.
Оболочки «АйПил» и «АйЦел» – это признанные инновационные разработки «Атлантис-Пака». По вашим оценкам, насколько для отрасли сегодня важна инновационная составляющая? Помогает ли она как конкурентное преимущество?
Инновационная составляющая, несомненно, играет важную роль при выборе нашей продукции мясокомбинатами. В первую очередь, это позволяет мясопереработчику снизить затраты на производство. Это особенно актуально сейчас, когда уровень платежеспособности населения снижается. Данные оболочки являются высококачественными отечественными заменителями импортных искусственных оболочек, изготовленных на основе целлюлозы. В нынешних условиях наша продукция боле конкурентоспособна, чем импортная.
Но здесь нужно отметить, что рынок мясопереработки, как таковой, весьма консервативен. И Россия – не исключение. Внедрение принципиально новых продуктов требует достаточного количества времени и серьезных маркетинговых усилий. Так, например, первая презентация выше названных оболочек на рынке РФ прошла в 2011-2012 гг., а повсеместного внедрения удалось добиться только через 3 года.
Какие еще инновационные продукты и разработки у вас есть?
Сегодня в нашем портфеле целый ряд инновационных продуктов. Это, например, барьерные пакеты «Амивак МВС» для хранения и последующего запекания продуктов. Они позволяют потребителю производить термическую обработку продукта, не распаковывая его. Думаю, это весьма перспективная разработка. Судите сами: рынок производства полуфабрикатов в 1 полугодии 2015 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%.
У нас довольно много подобных "прорывных" разработок. Это и «Диплекс» (колбасная оболочка нового поколения с динамической проницаемостью), и «Амистайл» (термосвариваемая пленка для упаковки мясного фарша и пастообразных продуктов), "Амифлекс-мини" и др. Все они сегодня успешно внедрены и продаются на российском и зарубежных рынках как инновационные продукты.
Весной этого года вы анонсировали строительство комплекса с новой линией по производству барьерной термоусадочной пленки. Почему такое решение было озвучено в самый разгар кризиса? Вы рассчитывате, что проекту как раз поможет тренд на импортозамещение?
Отчасти да. Но есть и другие причины. Они касаются общемировых трендов. Использование всё большего количества барьерных плёночных материалов сегодня является мировой тенденцией в упаковке продуктов питания. В торговле пищевая продукция представлена, в основном, в штучной упаковке. Наш отечественный рынок действительно имеет значительный потенциал за счет замещения зарубежного товара отечественными аналогами.
Рынок потребления барьерных пленок в России стабильно растет. При этом увеличивается как объем собственного производства (на 28,4% в 2012 г. и на 21,5% в 2013 г.), так и импорт продукции (на 5,8% в 2012 г. и на 14,5% в 2013 г.). И главными драйверами спроса являются современные форматы торговли, предполагающие штучную упаковку продуктов с высокими сроками хранения. Поэтому, мы уверены, что проект будет успешен.
На каком этапе сейчас этот проект и когда планируется запуск?
Первая очередь планируется к запуску во втором квартале 2016 года. Выход на полную мощность – в течение 2-3 лет.
Совсем недавно "Атлантис-Пак" открыл новый производственно-логистический центр в Чехии. Это первый опыт по организации собственного производства за рубежом?
Мы запустили его, чтобы укрепить свои позиции в Европе. Сегодня здесь происходит дополнительная обработка оболочки, гофрирование и нанесение печати. Главная цель — повышение уровня сервиса для европейских клиентов, в частности, производителей из Германии.
Ранее Вы говорили, что планируете и дальше развиваться за границей и выбирали локацию для своего нового производства между странами Северной Африки и Латинской Америки. Определена ли территория ваших интересов сегодня?
В ближайшем рассмотрении компании – открытие офисов продаж в Европе, и мы уже начали осуществлять планы по увеличению доли своего присутствия там. Америки в планах на следующий год нет, но этот рынок мы планируем освоить в долгосрочной перспективе.
Территория наших интересов ограничивается теми странами, где существует индустриальная мясопереработка и сыроделие. Приоритетность стран зависит от многих факторов, в частности – от тех продуктов, которые производятся на этих рынках. Так, например, нас интересуют страны Северной и Южной Америки, т.к. это самый крупный рынок целлюлозных оболочек для сосисок - практически половина объема мирового потребления целлюлозных оболочек приходится на США, Мексику и Бразилию. У компании есть решение, способное заменить целлюлозную оболочку - это наш новый продукт «АйПил». Эта оболочка имеет реальные технологические преимущества. Она занимает меньше места при транспортировке, расход и стоимость оболочки ниже, чем у аналогов. Северная Африка нас интересует, как растущий рынок, у которого есть высокий потенциал дальнейшего роста. Я уверен, что в этих условиях у нас большой потенциал развития на зарубежных рынках.
Проблемы развития АПК на юге РФ будут обсуждаться на Международной агропромышленной выставке "ЮГАГРО", которая пройдет 24 - 27 ноября 2015г. в ВКК "Экспоград Юг" (Краснодар). ИА "РБК-Юг" выступает официальным информационным интернет-партнером мероприятия.