Василий Швец: «Уверен, в Анапу будут охотно заходить известные бренды»
— С какими результатами администрация Анапы закончила 2021 год? Какие показатели бюджета сложились?
— Впервые за всю историю курорта бюджет преодолел отметку в 6 млрд, по доходам он составил 6,6 млрд руб. — это 129,5% к плановому показателю, а по расходам — 6,3 млрд руб. с профицитом 278,8 млн руб. Самое важное, что бюджет сохранил социальную направленность: почти 5 млрд руб. мы выделили на содержание и развитие соцсферы.
По прогнозам, в этом году бюджет Анапы составит около 9 млрд руб. На инаугурации в 2020 году я обозначил стратегический план — за 5 лет удвоить бюджет города. Несмотря ни на какие трудности и испытания, мы пока справляемся с этой задачей.
— Традиционная проблема для Черноморского побережья - турпоток в низкий сезон. Как обстоит дело в этом году? Какие прогнозы по турпотоку на лето можете сделать?
— С января мы фиксировали значительный рост турпотока, и за первые два месяца года встретили на 20% гостей больше, чем за прошлый аналогичный период. Всего в этом году рассчитываем принять не менее 4,5 млн туристов.
Конечно, учитывая эпидобстановку сложно строить какие-либо прогнозы, но мы планомерно готовимся к сезону 2022 года. И вся курортная инфраструктура будет готова к приему гостей уже 1 мая.
Если обстоятельства позволят, откроем сезон новым «А.Море фестом». Тем более, многие туристы уже хотят спланировать отпуск так, чтобы попасть на него — звонят, уточняют даты. Мы хотим масштабировать фестиваль, сделать еще ярче и интересней, но, повторюсь, все будет зависеть от ситуации.
— Благодаря пандемии и другим факторам растет турпоток в города Черноморского побережья. Готов ли к этому туристический комплекс, в том числе пляжи?
— Безусловно, мы понимаем, что в первую очередь туристы, особенно семьи с детьми, едут к нам на море, на наши знаменитые песчаные и галечные пляжи, поэтому традиционно уделяем особое внимание содержанию пляжных территорий. Все оборудование приводим к единому архитектурному облику — в соответствии с утвержденной в прошлом году концепцией. В 2021-м мы модернизировали 65% пляжного оборудования — в этом доведем этот показатель как минимум до 80%, а это порядка 120 пляжных территорий.
И, конечно, надеемся, что в этом году свершится важное для Анапы событие, и два наших пляжа получат категорию «Голубой флаг». Они уже прошли национальный отбор, в апреле состоится международный.
Что касается безопасности, то мы обязательно продолжим оснащать пляжи видеонаблюдением с дальнейшей интеграцией в систему «Безопасный город». Будут работать посты полиции, в том числе мобильная пляжная полиция.
Также на пляжах продолжат дежурство вышки зарекомендовавшего себя прошлым летом «АнаСПАСа»: с помощью беспилотников будем контролировать общественную безопасность на побережье, выезд транспорта, несанкционированную торговлю и безопасность на воде.
— В последние годы загрузка гостиниц курорта была довольно высока. Хватает ли номерного фонда? Планируется ли строительство новых отелей?
— Сейчас в городе более 1,5 тысяч объектов размещения — это санатории, пансионаты с лечением, дома и базы отдыха, детские лагеря, гостиницы, отели, гостевые дома, автокемпинги.
В прошлом году за счет открытия новых четырех- и пятизвездочных отелей емкость курорта увеличилась на 2300 койко-мест. 43 анапских средства размещения работают по системам «Все включено» и «Ультра все включено», и это рекорд среди российских курортов.
Анапа уверенно выходит на новый качественный уровень: в результате договоренностей с крупнейшими международными отельерами с января у нас начал работать отель 5 «звезд» под брендом Mövenpick, в процессе строительства — еще одна «пятерка» Swissotel. И эта практика будет продолжена.
— Что происходит с инфраструктурой, торговой и развлекательной?
— Открытие пятизвездочных отелей — это только часть развития курортной инфраструктуры. Мы ведем переговоры и с крупными брендами потребсферы.
В центре города готовится к открытию первый в Анапе торговый центр «Табрис». В перспективе — открытие нескольких ресторанов сети Novikov Group, создание «Винной аллеи» с барами, ресторанами и магазинами. И это только начало. Уверен, в будущем в Анапу еще охотнее будут заходить российские и всемирно известные бренды. Сегодня мы создаем для этого все необходимые условия.
Решаем коммунальные вопросы. Учитывая печальный опыт прошлого лета, мы провели серьезную работу, было много переговоров с предприятием НЭСК, рассмотрели варианты, как не допустить повторения ситуации, когда люди подолгу оставались без света.
Руководство НЭСК услышало нас, и при подготовке к сезону 2022 года инвестирует порядка 1 млрд руб. в модернизацию сетей. Разработана дорожная карта, и сейчас в Анапе проводятся беспрецедентные мероприятия по замене и реконструкции сетей, которых не было последние лет 15 точно. Делаем все, чтобы сезон 2022 года прошел без сбоев.
Большое внимание уделяем благоустройству, потому что город курортный, и выглядеть он должен соответствующе. Сейчас работаем над приведением к единому стилю фасадов предприятий курортной и потребсферы в соответствии с разработанным дизайн-кодом. Также подаем заявку на участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов туристического кода центра города. Представим там проект благоустройства туристического центра Анапы и создания интерактивного прогулочного маршрута, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Продолжаем создавать новые общественные пространства для отдыха и досуга. В этом году мы заложили два новых парка — один на средства курортного сбора появится в селе Супсех, а второй — парк Крещения Руси — украсит город. В нем сделаем акцент на озеленение: высадим деревья и кустарники на площади 5 гектаров. В парке будут детские и спортплощадки, фонтан, купель, сцена для церковного хора.
Кроме того, с этого года мы рассчитываем, что в Анапе будет развиваться еще одно направление — свадебный туризм. Этому будет способствовать наш новый современный, красивый, стильный Дворец бракосочетания, который мы недавно открыли. Его особенность — благоустроенная территория, где можно проводить красивые регистрации на открытом воздухе. Там будут фотозоны, фонтан, скульптуры. По сути, это еще одно новое общественное пространство, которое всегда открыто для жителей и гостей курорта.
Уверен, многие не отказались бы совершить обряд бракосочетания на берегу моря и здесь же провести свадебное путешествие.
Запустить свадебный туризм в Анапе мы планируем очень символично. Первым десяти парам из других регионов, которые заключат браки в нашем новом дворце, подарим «медовый месяц» в одном из лучших анапских отелей. И запустим новый тренд «Анапа — это любовь».
— Какое место в Анапе занимает винный туризм?
— Анапу уже называют «столицей винного туризма». И мы будем закреплять этот статус. Ведь для нас развитие виноградарства и виноделия — такое же приоритетное направление, как и курортная сфера. Не случайно мы первыми в стране отразили виноградопригодные земли в генплане — порядка 30 тыс. гектаров. Мы создали национальное агентство Российского вина, которое занимается популяризацией и продвижением наших отечественных вин.
Сегодня одно из направлений государственной политики — изменение структуры потребления алкоголя от крепких напитков к легким и натуральным. И мы стремимся, чтобы на полках наших объектов потребсферы было как можно больше вин анапских, кубанских и российских производителей. У нас уже есть ряд ресторанов, в винных картах которых 80% алкогольной продукции занимают отечественные и региональные производители, и их количество будет увеличиваться.
Вообще юго-запад Краснодарского края — Геленджик, Новороссийск, Крымск, Темрюк и, конечно, Анапа — это главная винодельческая Мекка страны. У нас для выращивания винограда самые благоприятные климатические и географические условия и, как следствие — самое качественное и вкусное вино.
Считаю, что сегодня наши вина не только составляют достойную конкуренцию зарубежным, но и в непростых современных реалиях готовы выполнить функцию импортозамещения. Именно сейчас самое время для наращивания объемов производства. И здесь мы, конечно, оказываем максимальную поддержку нашим виноделам, создаем все необходимые условия для развития отрасли.
Параллельно развиваем энотуризм. Сегодня на курорте 23 виноградарских предприятия и свыше 30 виноградарских фермерских хозяйств. Анапские винодельни очень популярны у туристов, входят в многочисленные маршруты российского агротуризма, в том числе «Винные дороги Боспорского царства».
В прошлом году винодельня «Виноградники Гай-Кодзора» вошла в список лучших винодельческих предприятий мира, а винодельня гравитационного типа «Скалистый берег» получила признание в категории «промышленная архитектура» на международном конкурсе World Architecture Festival.
Также продолжается строительство Центра энологического туризма в Виноградном. Это будет современный, стильный комплекс с винодельней, туристическим центром, музеем, конгресс-холлом, концертной площадкой, стадионом. Первый объект, как вы знаете, уже открыт.
Еще один центр энотуризма — «Винную деревню» создаем недалеко от станицы Гостагаевской. Это будет уникальный самобытный винный комплекс, настоящая винная деревня.