Сергей Бачин: «Российские курорты — уже сейчас одни из лучших в Европе»
— Как сейчас себя чувствует туристическая отрасль в России? Заметен ли тренд на дальнейшее развитие внутреннего туризма?
— Мне кажется, что в целом туристическая отрасль развивается довольно бурно — появляются новые направления и новые дестинации, интересные для туристов. Но что мне особенно приятно, многие наши отдельные проекты или целые туристические направления достигли действительно высокого уровня. У нас традиционно стоял вопрос: «А не хуже ли, чем в Европе или еще где-то?». Но я много езжу сейчас по миру и могу сказать, что многие наши дестинации стали не просто не хуже, а реально лучше.
Возьмем наш горный кластер «Роза Хутор» и всю Красную поляну — это один из лучших горных курортов в Европе. И в этом смысле нам есть, чем гордится. Думаю, что это уже тенденция, и новые курорты, которые будут появляться в России, тоже будут высочайшего уровня.
— Какие основные точки роста есть сейчас у внутреннего туризма и какие могут появиться в будущем?
— Последние несколько лет хорошо заметна мода на путешествия внутри России. Это на самом деле очень интересно, я и сам часто посещаю разные регионы именно как турист (хотя и смотрю заодно, что и где можно было бы построить как инвестору).
Для развития внутреннего туризма, конечно, очень важна федеральная целевая программа, которая работала несколько лет — на мой взгляд, достаточно успешно. Она создала некую систему взаимодействия между частным бизнесом и государством. Сейчас, инвестируя в какие-то направления, ты понимаешь, что ты не один, ты можешь взаимодействовать с государством.
В настоящее время происходит реструктуризация — Федеральное агентство по туризму переподчиняют Министерству экономического развития. Я смотрю на это очень оптимистично, т.к. вижу настрой министерства на то, чтобы улучшить ФЦП, повысить ее эффективность.
На мой взгляд, было бы эффективней концентрироваться на нескольких туристических направлениях. У нас огромная страна, поэтому лучше сосредоточиться и выбрать 20 основных мест, чтобы развивать их в первую очередь.
Кроме того, ФЦП нужно сделать долгосрочной. Сейчас она планируется только на пять лет, а когда ты работаешь в какой-либо отрасли, особенно, когда речь идет о финансах, очень важно, чтобы ты мог планировать систему поддержки лет на 15 и привлекать «длинные» деньги.
— Как вы считаете, господдержка туротрасли эффективней на уровне ФЦП или в виде точечных мер поддержки, буквально адресно с каждым инвестором?
— Нужно взаимодействие на всех уровнях. Но самое главное — надо начинать с самого высокого, федерального уровня.
Приведу в качестве примера российское сельское хозяйство. Сейчас часто говорят, что у нас экспорт сельскохозяйственных товаров превысил экспорт вооружения. Но посмотрите на ситуацию 15-20 лет назад — сначала ничего этого не было, а потом была создана мощнейшая система поддержки федеральными структурами. Идет строительство и развитие новых ферм и перерабатывающих заводов, субсидируется процентная ставка — все это создало целую отрасль.
Мне кажется, что нет нужды «открывать Америку». Механизмы, которые были разработаны федералами в рамках сельскохозяйственной отрасли, необходимо применить к туристической отрасли. И мы уже через 15 лет, станем ведущими экспортерами туристических услуг в мире, как это получилось с сельским хозяйством за тот же срок.
— Какие основные проблемы, на ваш взгляд, мешают туротрасли развиваться быстрее?
— В первую очередь, необходимо развивать средства размещения. Но не просто везде строить гостиницы, а в четко определенных местах.
Сначала нужно выбрать перспективные точки роста — например, Байкал или Камчатку — и создать там такие же туристические кластеры, как это было сделано в горах Сочи. Сделать это так, чтобы в этих точках концентрированно появились хорошие средства размещения в большом количестве. Потому что, когда есть большая туристическая деревня (минимум на 1000 номеров), то сразу появляются и магазины, и рестораны, и вспомогательные туристические сервисы.
И таких точек роста только на первом этапе нужно создать 15-20.
— Что бы вы могли порекомендовать людям, которые намерены инвестировать в туротрасль?
— Я бы не стал что-то рекомендовать инвесторам — они и так готовы вкладывать средства в интересные проекты.
Я бы порекомендовал государственным структурам использовать в туротрасли механизм территорий опережающего развития, которые обладают особым налоговым статусом и всевозможными льготами. Мне кажется, идею ТОРов стоит распространить на туристические объекты по всей стране. И если место ТОРа совпадает с привлекательной для туристов дестинацией, то инвесторы сюда придут сами.
— По каким критериям инвестору стоит выбирать те дестинации, куда лучше вложить свои деньги?
— Как в недвижимости, главную роль играет расположение. Место должно удовлетворять нескольким требованиям — либо уникальная природная или историческая достопримечательность, либо связь с каким-то событием (фестивали и т.д.), либо наличие рядом мегаполиса. Я развиваю одно из таких направлений — это «Завидово» на Волге. Оно не является каким-то уникальным туристическим местом, но выигрывает за счет расположения вблизи от Москвы и колоссального спроса.
У нас огромная страна, в ней есть замечательные природные места. Сам я очень люблю Камчатку и считаю, что в будущем она станет огромной туристической Меккой не только для россиян, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
— Сейчас очень популярен экологический туризм. Как вы оцениваете перспективы вложений в это направление?
— Экологический туризм — достаточно сложная тема. По-настоящему его развить можно только вместе с муниципалитетами и региональными властями. Потому что сам экологический туризм для туроператора не очень много приносит ресурсов. Часто в такие места ездят весьма экономные люди, они не собираются останавливаться в дорогих гостиницах или питаться в дорогих ресторанах.
Да, это интересно и красиво, но основной плюс от экологического туризма идет муниципалитетам или региону, куда приехали эти туристы. Поэтому мне кажется, что настоящее развитие экологического туризма возможно только в том случае, если этого хочет конкретный муниципалитет. Тогда местная власть дает занятость населения, создает основу для развития местных локальных ремесел, которые тоже принесут и налоги, и занятость, и продажи. Только в связке «инвестор + муниципалитет» по-настоящему возможно развитие экологического туризма.
— Российская туротрасль в последние годы привлекательна не только для отечественных инвесторов, но и для зарубежных. Насколько он создают реальную конкуренцию российскому бизнесу?
— Я бы не сказал, что на данном этапе существует сильная конкуренция. Туристическая отрасль в России все же находится в начале своего развития, и пока чем больше инвесторов, тем больше пользы для всего сегмента экономики в целом.
Вопрос, скорее, в разнообразии. Если турист к нам приехал, то ему нужно чем-то заниматься неделю или две. И пока мы не достигли того состояния, что операторы «толкаются локтями». Наоборот, каждый новый оператор создает что-то новое, предлагает свои программы. Это касается и иностранных инвесторов.