Перейти к основному контенту
Краснодар⁠,
0

Михаил Каптюг: «Фастфуд — главный конкурент научно-популярных проектов»

Основатель образовательного проекта «Умные города» Михаил Каптюг рассказал РБК Краснодар об открытии представительства, а также о том, почему на рынке научпоп-проектов нет конкуренции
Фото: marketmedia.ru
Фото: marketmedia.ru

​23-24 марта в столице Кубани начала работать всероссийский проект «Умные города», в рамках которого проходят мастер-классы по естественным наукам для детей и их родителей.
Первой частью «Умного Краснодара» стала интерактивная программа «Химическая лаборатория».

— С чего начался проект «Умные города»?

— Проект «Умные города» развивался очень эволюционно. Не было такого, что мы вдруг сели и придумали какой-то гениальный продукт, который сразу же зашел бы всем. Начинали мы с партнером с классических лекций для взрослых людей. Первая лекция была посвящена культуре Франции, вторая — Бразилии. Между этими лекциями, по сути, не было ничего связующего, поэтому аудиторию нам каждый раз приходилось набирать новую. К нам пришло по 50 человек, денег на этом мы почти не зарабатывали. Сейчас понимаем, что это был абсолютно не бизнесовый подход.

Третьей лекцией у нас была Италия, и вот туда пришло много людей — настолько, что мы в итоге решили сделать целый цикл лекций на «итальянскую» тему. Сформировалась лояльная аудитория, и в какой-то момент мы подумали, а что мы еще можем продать этим людям? Мы начали делать фестиваль «День Италии», но уже в процессе поняли, что у нас нет никакой экспертизы — я сам, например, никогда не был в и Италии и явно не являюсь знатоком итальянской культуры.

Мы составляли программу, мне нужно было то ли искать оперного певца, то ли курсы итальянских языков, но я абсолютно не знал, куда обращаться. В моем круге общения нет таких людей, которые могли бы помочь. И я в сердцах бросил фразу: «Я химик по образованию, и, если бы мы делали День химии, я бы вам программу накатал за полдня». И нас это зацепило. Нам показалось, что «День химии» — это красиво.

Мы подумали и прямо на ходу «переобулись». У нас уже была забронирована площадка, но мы еще не запустили продажу билетов. В какой-то момент мы подумали, что на наше мероприятие кто-то может прийти с детьми. Решили сделать детскую площадку, показывать им какие-то опыты. А уже в день мероприятия поняли, что с детьми приходят буквально все — 90% всех наших гостей. Это было наше первое мероприятие, на котором мы нормально заработали, продав около 500 билетов.

— Как вы пришли к нынешнему формату мероприятий?

— После Дня химии мы решили провести День физики. Он оказался очень востребован — мы продали 1200 билетов, но это мероприятие стало для нас самым провальным за всю последующую историю проекта. Мы недооценили размер площадки и не рассчитали, сколько людей комфортно там могут находиться.

Можно было просто сказать, что мы никогда не будем такого больше делать, но мы сели и подумали, что именно привело к провалу. Сначала мы проанализировали, что людям понравилось на фестивале — с огромным отрывом шли интерактивные занятия. Там, где дети могли делать какие-то опыты своими руками. Не смотреть, а именно делать. И мы подумали: раз детям это нравится, надо как-то это задействовать.

Большая толпа и интерактивные опыты абсолютно не сочетаются, поэтому нужны маленькие группы. Мы решили, что у нас будет пять маленьких лабораторий, по 12-15 человек. Дети проводили по 20 минут в каждой лаборатории, а потом переходили в следующую. Первым мероприятием в таком формате у нас стал научный Новый год. Новогодних утренников, естественно неимоверное количество, но обычно дети просто смотрят на все стороны, а у нас был полный интерактив на два часа.

Тогда же мы задумались, что делать с родителями. Сначала была идея показать им научно-популярное кино, а потом мы решили у нас ведь Новый год, и тогда я стал показывать им разные опыты, которые можно проводить с детьми буквально на кухне. От соды с уксусом до поиска крахмала в разных продуктах питания. Было видно, что родителям как-то в новинку, что их тоже как-то задействуют.

Потом мы поняли, что такой комплексный семейный подход — это правильно. Ребенок заинтересовался химией там, родитель — здесь. У них появляются новые общие интересы, им есть что обсудить друг с другом.

— Насколько в России востребованы программы дополнительного образования и образовательные — как среди взрослых, так и детей?

— Мы не хотим позиционировать себя как какие-то образовательные курсы. Мы подчеркиваем, что мы детей не учим. За два часа научить ребенка химии невозможно. Наша задача — заинтересовать его. Все учителя химии жалуются, что программа составлена таким образом, что детям неинтересно. Изучение химии начинается с электронных формул атомов щелочных металлов. Очень сложно объяснить ребенку, зачем он должен это учить. Это плохая мотивация к учебе. А мы им показываем, что химия — это круто.

У нас сложный продукт — его преимущества трудно донести до человека, так как не очень понятно, чем отличаемся от любого научного шоу, которое проходит в торговом центре. Поэтому, когда мы заходим в новый город, наша главная задача — любой ценой привести людей на первое мероприятие, чтобы и дети, и родители увидели, что у нас качественный продукт.

Что касается спроса. В Ростове, где мы открылись ровно год назад, сейчас в среднем за месяц на программу ходит 1100 человек. С одной стороны, это 1% всех детей в Ростове. С другой — мы понимаем, что у нас недешевые билеты — 1390 рублей за семейный билет для двух взрослых и одного ребенка. Кроме того, не все родители хотят, чтобы их ребенок разбирался в науках. Это нормально. Но опять же, мои друзья из Ростова-на-Дону — я прожил там пять лет — звонят и просят помочь достать билеты, потому что они быстро заканчиваются. То же самое в Сочи: средняя аудитория — человек 700, поэтому мы не ощущаем проблем с востребованностью.

— Насколько в целом насыщен этот рынок?

— Главный вопрос, который мы себе задаем: «С кем мы конкурируем?». Например, открылся кружок робототехники, и у нас аудитория с ним более-менее похожа. Это люди, которые считают, что детей нужно развивать. Открылся шахматный кружок — тоже аудитория похожа.

С одной стороны, мы с другими научпоп-проектом должны конкурировать. С другой стороны, мы все вместе насыщаем рынок таких развлечений. Родители думают, чем занять ребенка в выходные. Они могут выбрать «Макдональдс», это очень популярный вариант, который стоит примерно тех же денег — 1000-1500 рублей. А могут выбрать кино, на новый мультик «Диснея» — те же 1000-1500 рублей.

Мне кажется, что рынок качественного научпопа настолько ненасыщен, что наши основные конкуренты — это именно «Макдональдсы», кинозалы и так далее. Поэтому, когда открывается научпоп-проект, я только радуюсь, потому что мы все вместе развиваем саму идею, что на выходных идти куда-то, где ребенка чему-то научат, а не просто поесть или посмотреть кино.

— Насколько эта деятельность прибыльна?

— У нас маржинальность примерно 25%. Чтобы достичь этих показателей, за один уикенд мы должны продать 360 билетов — это много. Если мы продали 250 билетов, то выходим только в ноль. А если 200, то в глубоком минусе.

Для обычного научного шоу каждый заказ прибыльный. Они взяли, условно, 15 тыс. рублей на день рождения, там уже учтены все расходы и прибыль. А у нас точка безубыточности начинается с определенного количества проданных билетов.

— Какие инвестиции требуются для запуска проекта?

— Около 350 тыс. рублей на один город. Объем вложений достаточно небольшой, потому что уже есть, например, готовый реквизит каждой программы. Мы закупили его, а потом он проедет по 20 городам. Дальше на месте нам нужно только заплатить арендную плату и зарплату ведущим, дать денег на рекламу. Хотя на рекламу мы обычно тратимся только перед первым мероприятием, а дальше все расходится через сарафанное радио.

Самое дорогое из этого, как ни странно, — пошив халатов для детей, в которых они занимаются. Из общей суммы это около 80 тыс. рублей. Еще примерно столько же приходится на маркетинг и рекламу. Третья строка — это командировка сотрудника, который помогает запускать проект.

Наш проект хорош тем, что практически исключает кассовый разрыв. Мы запускаемся через месяц, а билеты начинаем продавать уже сейчас. И если прибыль от пробного запуска программа еще не отбивает вложенных инвестиций, то после двух мероприятий мы уже выходим в плюс. При нормальной маржинальности прибыль с одного уикенда составляет примерно 200 тыс. рублей.

— Как вы решили выходить в регионы?

— Так как мы открывались в Москве, то рано или поздно мы должны были открыть филиал в Санкт-Петербурге. Сейчас мы понимаем, что все там делали неправильно. У нас не было местной команды ведущих, мы привозили людей из Москвы. Не было местного руководителя филиала, мы не вели регулярных встреч с партнёрами, не чувствовали рынок. У нас была очень странная площадка — особняк с лепниной, мраморными полами и столами из красного дерева.

Питер настолько шел тяжело, что мы были не в восторге от идеи дальнейшей экспансии. Но в какой-то момент к нам приехали партнеры из Перми и сказали: «У вас классно, дайте нам франшизу». Мы согласились, причем на очень лояльных условиях. Нам просто было интересно, как это пойдет в Перми. И там это очень хорошо пошло. Даже вопреки несовершенству логистики и конечному продукту, там это стало работать. После этого к нам стали приходить и другие потенциальные франчайзи. Таким образом за 1-1,5 года мы открыли более 10 франшизных городов.

Раньше мы были уверены, что, не зная город, в него сложно залезть — нужно быть коренным горожанином, всех знать и только тогда проект пойдет хорошо. Но потом решили открыть прямой филиал в Казани. Я прожил там четыре месяца, и мы поняли, что этого времени хватает, чтобы найти хорошего руководителя проекта, который и будет всех знать, а также познакомиться со всеми лидерами мнений, наладить логистику, набрать команду. В итоге, Казань запустилась как по маслу и отлично пошла.

После этого мы задумались: у нас ведь ограничено количество городов, где мы можем запуститься. Поэтому мы стали тщательнее выбирать партнеров по франшизе, поняв, что запуск прямого филиала принесет нам денег в пять-шесть раз больше, чем продажа франшизы.

— По какому принципу вы выбираете города для запуска? Почему Краснодар оказался только 34-м в вашем списке?

— Для начала мы смотрим на численность населения. Если в городе нет 300 человек, которые готовы регулярно покупать наши билеты, мы в этом городе развиваться не сможем. Поэтому у нас все хорошо работает в городах численностью от 600 тыс. человек. Например, в условной Туле мы не сможем работать, потому что там нет достаточной прослойки, которая выкупала бы полный уикенд — 360 билетов.

Краснодар не оказался в числе первых во многом из-за кадровых вопросов. Людей, которые могут приехать и открыть город, у нас ограниченное количество — в сезон мы можем открыть не более двух городов. Три уже очень тяжело. В феврале этого года мы открывали Астану, сейчас Краснодар — и больше уже не успеем. Но открывая Краснодар, мы гордо поставим последнюю галочку в списке российских миллионников, где представлен наш проект. Он станет нашим девятым прямым филиалом.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь при открытии проектов?

Главная сложность — это, опять же, кадры. Всегда сложно найти местного руководителя филиала, который был бы «своим», разделял ценности проекта, хорошо разбирался бы и в маркетинге, и в проведении мероприятий.

Другая сложность — это маркетинг. У нас продукт сложный: сложно показать его в трех фотографиях в Instagram, чтобы показать, чем мы настолько круты, чтобы отдать столько денег за билет.

Еще бывают проблемы с площадками. Нам для проведения мероприятий нужен большой зал для родителей, где будет сидеть 60-70 человек и четыре отдельные комнаты. И такие помещения сложно найти. Кроме того, одна из особенностей нашей бизнес-модели — мы никогда ничего не берем в постоянную аренду, только на время мероприятий. Многие детские проекты погорают на том, что у них высокая аренда, и они не могут ее отбивать.

Хорошие площадки — это всегда штучный товар. Например, в Краснодаре, мы будем проводить программы в лицее ИСТЭК. Мы его долго искали. Нас многие торговые центры зовут бесплатно, чтобы мы приводили за собой человеческий трафик. Но проект «Умный Краснодар» не может проводить программу «Химическая лаборатория» в торговом центре — даже самом известном. Это девальвирует ценность продукта.

Довольно сложно бывает искать команду. Ведущими у нас работают в основном студенты, но иногда до них становится сложно донести, что это хорошая работа. Нам важно найти специалистов, а не просто аниматоров, которых пруд пруди. Нам важно найти умных, а также коммуникабельных и активных студентов. И вот эти два множества к сожалению редко пересекаются. В Краснодаре у нас львиная доля студентов будет представлять КубГУ — физфак, химфак, биофак.

Также есть проблемы с логистикой. Сейчас у нас в активной ротации находится 20 программ. Каждая программа — это 100 позиций и 300 кг оборудования. В нашей сети каждые выходные проходит 8-9 разных программ, поэтому 8 комплектов по 100 позиций уезжает в разных направлениях с разными логистическими плечами — и это действительно сложно.

— Когда вы начали выходить на зарубежные рынки?

— В 2016 году первой страной стала Латвия, где мы открывались по франшизе. Мы часто смотрим: даже если город нам не нравится и сами бы мы там не открылись, но вы видим, что человек, который хочет там работать, нам подходит, то мы соглашаемся на такие проекты. В Риге такой пример. Наш партнер пришла с запросом, мы ей дали франшизу и у нее все пошло. Сами мы бы там не открыли.

Сейчас у нас есть шесть филиалов за пределами России. Кроме Риги, это Алматы, Нурсултан (бывшая Астана), Ташкент, Минск и Барселона. Кроме того, в ближайшее время мы хотим зайти в Германию.

— Почему вы нацелились именно на Германию?

— С немцами мы культурно довольно близки. Одна из гипотез про нас в России заключается в том, что мы монетизируем недостатки школьного образования. Многие родители считают, что школьная программа по химии далека от совершенства. Где-то это более справедливо, где-то менее.

В Германии со школьной программой все хорошо, поэтому такая мотивация, видимо, будет проявляться в меньшей степени. Но и зарплаты у людей там в два раза больше, чем в условной Польше. Мы очень долго думали, и может быть, у нас не пойдет там бизнес. Может быть, нам надо было открываться, например, в Варшаве, где поменьше зарплаты, но и школьная программа наверно похуже. А может, стоило открыться в Израиле, где много наших соотечественников и они могли быть первыми клиентами и амбассадорами нашего проекта.

Исходя из моих слов, наверно сразу видно, что бизнес-аналитики из нас так себе. Заказать маркетинговое исследование, чтобы нам посчитали, в какой стране нам открываться — мы так не умеем. Да и я не уверен, что это в принципе возможно. Мы попробуем открыться в Германии, и в процессе работы нам явно станет понятно, надо там работать или нет. Это такая разведка боем.vk

— Как появился проект в Барселоне?

— Барселона — это тоже наша франшиза. Нам там повезло с партнерами, это семейная пара из Москвы, которая давно делала бизнес в Барселоне — они уже хорошо представляют местную специфику.

С Барселоной все очень интересно. Казалось бы: там совсем другая ментальность. Мне было удивительно слышать программу на испанском. Я совершенно не понимаю, что там говорится, но я читал ее на русском языке, и вижу, что испанцы реагируют так же, как русские: смеются на тех же местах, задают одинаковые вопросы.

Все мы разные, но базовые ценности, особенно по отношению к детям, везде одинаковые. Как законы физики одинаково действуют в разных странах, так и детей мы любим одинаково.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 01:06
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 01:06
Все новости Краснодар
Netflix оценил судьбу сделки с Warner Bros. после переговоров с Трампом Бизнес, 01:13
Трамп заявил, что «ничего» не дал Украине Политика, 01:02
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В трех аэропортах Северного Кавказа ограничили полеты Политика, 01:00
Трамп оценил статью о «бессильной» Европе в стороне от мира на Украине Политика, 00:46
Конец эры в «Формуле-1». Почему гонщики опасаются нового сезона Спорт, 00:30
В ЮАР радиоведущей предъявили обвинение в вербовке в армию России Политика, 00:25
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Белоруссия поставила рекордный объем бензина в Россию. Что это значитПодписка на РБК, 00:01
Глава СК предложил расширить применение конфискации в делах о коррупции Политика, 00:00
Александр Бастрыкин: «Борьба с коррупцией – это марафон» Мнение, 00:00
В аэропортах Краснодара и Волгограда ограничили полеты Политика, 08 дек, 23:38
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 08 дек, 23:30
Вашингтон пригрозил отказом Трампа от урегулирования на Украине Политика, 08 дек, 23:15