Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Антон Сериков: центр знаний «Машук» посетило более 10 тыс. человек за год

Руководитель центра знаний «Машук» Антон Сериков — об образовательных программах, сотрудничестве с регионами СКФО, роли наставничества и дефиците педагогических кадров
Фото: из личного архива Антона Серикова
Фото: из личного архива Антона Серикова

— В августе 2023 года центру «Машук» исполнился год. Какая работа была проделана за этот период? Какие итоги вы можете подвести?

— Мы запустились в августе 2022 года, и за это время центр посетило более 10 тыс. человек, из которых порядка 20-22% представители регионов Северного Кавказа и Юга России. Для небольшого компактного центра мы воспринимаем это как подвиг, потому что все службы работали практически круглосуточно.

За этот год мы попробовали провести и большие мероприятия, и локальные образовательные программы. Всего мы провели порядка 60 «ивентов». Среди них были классические образовательные программы и экспериментальные заезды, когда дети читали лекции взрослым, такая школа «наоборот»: в аудитории сидели ректоры, директора школ, а в качестве преподавателей выходили школьники. Это было действительно необычно, и сначала никто не верил, что эксперимент получится. Но ребята, которые проводили уроки, произвели на слушателей серьезное впечатление и заставили задуматься о самых разных проблемах, которые сейчас волнуют молодежь.

— Изначально «Машук» создавался как образовательный центр для тех, кто учит. Однако вы неоднократно говорили, что в реальности его аудитория намного шире. В центре уже проходили обучение чиновники, планировался запуск проекта совместно с конкурсом «Мастера гостеприимства». Планируете ли вы дальше развивать этот спектр программ?

— В нашей стране учат многие — учителя, преподаватели и педагоги СПО и вузов, руководители и педагоги корпоративных университетов, больших организаций. Кроме этого, мы обратили внимание на сферу туризма, гостеприимства. Как часто мы с вами в рамках какого-нибудь тура узнаем от экскурсовода интересные исторические факты, влюбляемся в историю, в какие-то конкретные исторические периоды, исторических персонажей, которые мимо нас прошли на уроках истории и остались незамеченными. Экскурсоводы учат любить свою страну, учат знать исторические факты и явления.

Кроме них есть блогеры, которые ведут большие познавательные страницы в социальных сетях, собирают самую разную информацию и продвигают ее в сети интернет. Есть журналисты, которые через свои программы и передачи учат и передают ценности. Поэтому мы решили, что мы не только про учителей, а про всех людей, которые отвечают за трансляцию ценностей, смыслов или данных.

— Насколько образовательные программы центра отражают запросы рынка? Что сейчас в тренде, какие компетенции необходимо поднимать?

— Почти у каждой образовательной программы центра есть свой партнер, который представляет этот самый рынок. Ведь рынок — это не только бизнес, это и образовательные услуги, востребованность людей в разных знаниях, которые потом будут использованы в организации или на рынке труда.

Мы, конечно, внимательно следим за трендами, общаемся с кадровыми агентствами, которые говорят, какие компетенции сейчас востребованы у специалистов. Общаемся с представителями вузов, школ, с руководителями, спрашиваем, каких специалистов им не хватает.

С Росатомом мы уже второй год подряд занимаемся развитием физики в школах. Корпорация как никто другой заинтересована в большом количестве инженеров. Все идет по цепочке. Чтобы большая корпорация развивалась и не имела проблем с кадрами, важно, чтобы учитель хорошо преподавал физику в школе. Поэтому на своем уровне мы пытаемся разобрать лучшие практики преподавания физики, находим интересных учителей, у которых есть свои методики. Их мы пробуем тиражировать в других школах.

— Какова доля специалистов, проходящих обучение в центре, из регионов Северного Кавказа? Влияет ли территориальное расположение на число тех, кто проходит программы центра?

— У нас есть договоренность с руководством республик Кавказа, южных регионов о том, что для них мы проводим специальные образовательные программы. Так, с полномочным представителем президента РФ в СКФО у нас есть целый набор разных программ, в ходе которых мы готовим кадры и кадровый резерв для самых разных отраслей.

— Большая роль в системе образования центра отводится наставничеству. Что вкладывается в это понятие? И почему это важно для процесса обучения?

— В нашей стране есть такая награда, которая называется почетный знак «За наставничество». Это государственная награда. Мы посмотрели для интереса, оказалось, что там педагогов, учителей — единицы. Большая часть людей, которые получают такие знаки, активно работают на производстве. У них огромное количество учеников, результатом которых является иногда не только обучение профессии, но и спасение жизни. Важно, чтобы наставник на производстве рассказал о мерах безопасности, о том, к чему может привести халатность или ошибки. В центре действительно серьезное отношение к наставничеству.

— Ранее обсуждалась необходимость закрепить стандарты наставничества законодательно. По вашему мнению, что именно должно входить в эти стандарты?

— Очень важно, чтобы сама профессия наставника получила некую кодификацию. Сейчас на предприятии невозможно работать наставником: ты можешь быть мастером и выполнять функции наставника, можешь быть начальником цеха и выполнять функции наставника. Но профессии и должности наставника не существует.

Обсуждалось, чтобы на производстве, в корпорациях, там, где процедура наставничества очень важна, были такие должности.

— Конкурс в учебных учреждениях на педагогические специальности сейчас доходит до десяти человек на место. Это направление занимает третью позицию по популярности у абитуриентов. При этом существует достаточно серьезный дефицит кадров в этой сфере. Как вы думаете, в чем причина?

— Причин много. В условия работы входит и заработная плата, и общее состояние учебных заведений. Но важно не только это. В какой-то момент престиж профессии учителя очень сильно просел, как бы к этому ни относились, как бы этим ни занимались. Министерство просвещения и такие центры как мы поставили себе задачу на год педагога-наставника возродить уважение к профессии учителя.

Очень важно, чтобы престиж и авторитет профессии распространялся на все школы, на все регионы. Поэтому я думаю, что условия труда, помноженные на престиж профессии и понимание своего дальнейшего трека развития, может поспособствовать тому, чтобы в школы приходили учителя.

— По оценкам экспертов, в большинстве случаев новым работникам не хватает профессиональных навыков. Это свидетельствует о недостаточном соответствии системы высшего образования требованиям рынка труда. Насколько это верно в отношении педагогического образования?

— Это идеальный мир, когда выпускник вуза выходит из дверей учебного заведения и сразу становится за условный станок, компьютер, учительскую трибуну, ведет занятия и работает.

Это, конечно, не так, и в любой сфере приходится оттачивать свой навык. Где-то больше, где-то меньше. Если говорить про молодых учителей, и то, чего не хватает в педагогических или классических вузах, в которых они получили образование, то хотелось бы обратить внимание на следующее. Уже несколько лет школы насыщаются современным оборудованием. Но мы часто слышим, что не всегда есть специалисты, которые готовы на нем работать. Только совсем недавно педагогические вузы начали получать такое оборудование.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание — мы живем в мире межпредметности. Многие школы, которые развивают у себя это направление, даже уроки связывают друг с другом. То есть урок физики может перейти в урок информатики, урок информатики в урок литературы. Условно, в течение дня вы можете решать одну общую задачу. А вузы по-прежнему готовят специалистов, возможно, очень сильных экспертов, но они не чувствуют этого духа современной межпредметности.

Третье — это обретение взрослости или субъектности. Очень редко студент четвертого курса понимает, что он делает шаг из педагогического вуза, становится в школе центром класса, отвечает не только за себя, но и еще за 30 ребят.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Краснодар
В Курской области объявили ракетную опасностьПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплатПолитика, 00:41
В Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ОнлайнСпорт, 00:33
Огонь Олимпийских игр зажгли на церемонии открытия в ПарижеСпорт, 00:31
ПВО сбили за три часа 21 дрон над Брянской областьюПолитика, 00:18