Трубилин: Науку сдерживает невосприимчивость агробизнеса к инновациям
– В августе 2016г. на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым бывший мэр Краснодара Владимир Евланов предложил создать на Кубани инновационный аграрный центр. На первом этапе предполагается, что работы будут проводиться силами 3 вузов и 11 НИИ, включая КубГАУ. Что вы думаете об этой идее? Какую роль при создании такого центра будет играть университет?
– Надо сказать, что эта идея заключается не в объединении институтов и университетов как юридических лиц, а в объединении научного потенциала и создании единой инновационной площадки, где участники проекта могли выставлять свои идеи и разработки.
В большинстве западных стран внедрением разработок занимаются специализированные коммерческие фирмы, которые внедряют в производство инновационные разработки. С одной стороны, они на этом зарабатывают, а с другой — расплачиваются с авторами внедряемых разработок.
– Каких целей поможет добиться такой центр?
– Во-первых, такой центр предполагает непрерывную работу. Инновационые разработки, новая техника и оборудование для АПК и сейчас периодически выставляются на выставках. Но это бывает 1-2 раза в год в течение одной недели, и далеко не все желающие могут их посетить. Кроме того, в рамках этих больших мероприятий, как правило, невозможно «в натуре» показать действие машин, приборов, технологий, поскольку нужна земля, определенное сырье, в конце концов, определенное время года. Большинства этих сложностей не будет, если центр будет работать круглогодично, иметь свои павильоны, свой земельный участок, возможно, и свою демонстрационную ферму.
Второй важный момент — это расположение центра вблизи производителей сельхозпродукции. В этом случае хозяйственник может не один раз приехать и посмотреть заинтересовавшую его новинку, и только потом принять решение о его внедрении.
Важно и то, что на этой площадке могут быть выставлены разработки не только сельскохозяйственных НИИ и вузов. Здесь можно будет демонстрировать и разработки других вузов, которые связаны не только с производством сельскохозяйственной продукции, но и с ее переработкой, а также все инновации, которые могут способствовать устойчивому развитию сельских территорий.
Учитывая пока еще недостаточную культуру коммерциализации интеллектуальной собственности в нашей стране, юридическая служба такого центра существенно бы облегчила работу по правовому оформлению передачи инновационных разработок от их создателей к производителям.
– Возможность создания инновационного центра уже обсуждалась с ФАНО России (Федеральным агентством научных организаций). Идут ли какие-то совместные организационные работы между вузами сейчас? Вообще, на каком этапе реализация этого проекта?
– Насколько нам известно, с ФАНО вопрос о создании такой демонстрационной площадки в нашем крае пока не обсуждался. Агентство сейчас занимается созданием селекционно-семеноводческих центров.
Наш университет много лет успешно сотрудничает с сельскохозяйственными НИИ Краснодарского края. Один из примеров такой совместной работы — издание в прошлом году «Системы земледелия Краснодарского края на агроландшафтной основе», в подготовке которой приняли участие ряд аграрных НИИ при координации министерства сельского хозяйства Краснодарского края.
С большинством НИИ аграрного профиля у нас есть общие интересы, сложились традиции сотрудничества, поэтому мы готовы обсуждать вопросы создания инновационного центра.
– Центр должен будет выполнять роль инновационной площадки, на которой могут аккумулироваться результаты научных исследований и разработок ученых в области сельского хозяйства. Как сейчас происходят эти процессы? Насколько тяжело происходит обмен данными между исследователями, внедрение в производства?
– В настоящее время внедрением научных разработок занимаются, как правило, их авторы, а в ряде случаев — отделы при учреждениях, где они работают. Юридически это оформляется как договоры на выполнение работ, гораздо реже – в виде продажи лицензии на патент.
Мы ежегодно по заказам предприятий АПК выполняем научных исследований и разработок на сумму более 100 млн рублей. Однако университет располагает гораздо большими потенциальными возможностями, но сдерживает слабая восприимчивость агробизнеса к инновациям.
С наибольшим экономическим эффектом внедряются наши технологии ландшафтного земледелия, когда договоры на внедрение — и, что очень важно, сопровождение этих технологий — заключаются с крупными муниципальными образованиями. Этот договор предполагает долгосрочную плановую работу по внедрению экологизированных технологий производства зерна, обеспечивающих не только стабильное получение высоких урожаев зерновых культур, но и сохранение почвенного плодородия, что сейчас очень актуально.
Мы регулярно издаем каталог инновационных проектов, рассылаем его по муниципальным образованиям. Также знакомим со своими разработками работников АПК в рамках научно-практических конференций, которые проводит ЗСК в муниципальных образованиях Кубани.
– В Краснодарском крае уже несколько лет обсуждают необходимость программы для решения проблем нехватки кадров в АПК. Соответствующее поручение давал в 2015г. губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Вы говорили, что работаете над системой взаимодействия вуза, муниципалитетов и бизнеса. На каком этапе эта работа?
– Причины дефицита кадров в АПК, особенно высококвалифицированных, хорошо известны: это и слабая мотивированность молодежи к сельскому труду как малопрестижному, и низкие зарплаты во многих предприятиях, и недостаточная социальная обустроенность села.
Вместе с муниципалитетами мы работаем над привлечением способной молодежи к получению аграрного образования. Регулярно не только представители факультетов, но и всем составом ректората выезжаем в районы, встречаемся с руководством муниципальных образований и предприятий, со школьниками старших классов, знакомим с возможностями получения образования в университете, с перспективами, которые дает такое образование. А представители муниципальных организаций знакомят нас с работой передовых предприятий, рассказывают о потребностях в специалистах, о возможностях трудоустройства выпускников.
И это не только переговоры. Уже заключены договоры с администрациями Славянского, Абинского, Красноармейского, Динского, Тимашевского, Ленинградского районов. В этих договорах предусмотрено проведение совместных встреч, выставок, конференций, совещаний и семинаров по актуальным вопросам развития АПК, профориентационных мероприятий, использование возможности обучения студентов от предприятий по целевой форме, предоставлении мест для студенческой практики и дальнейшего трудоустройства, профессиональной подготовке специалистов для сельхозпредприятий района.
– Вы говорили, что пытаетесь убедить бизнес в том, что пришло время не искать кадры, а готовить их под себя, под свое производство и свои условия, однако понимают это преимущественно зарубежные компании. Изменилось это отношение в эмоху импортозамещения, когда отрасль АПК и отечественные компании получили фору? Удалось ли заключить новые соглашения о сотрудничестве?
– У нас уже сложилась определенная система работы с бизнес-структурами. Мы ведем давнее сотрудничество с такими крупными компаниями, как агрохолдинг «Кубань», «Сад Гигант», фирма «Калория», кондитерский комбинат «Кубань», кондитерская фабрикая «Метрополис», Ростсельмаш, Агромашхолдинг, «Технониколь», «Премикс», Ассоциацией крестьянско-фермерских хозяйств.
В сентябре 2016 года подписаны соглашения с фирмой «Агрокомплекс» по новым направлениям сотрудничества. Они предоставляют места для практик, на конкурсной основе выделяют наиболее способным студентам стипендии, за свой счет оборудуют в университете учебные центры, в которых студенты осваивают навыки работы с самым современным оборудованием и новейшей техникой, становятся высококлассными специалистами.
– Экономическая ситуация повлияла на выбор специальностей абитуриентов? Вы замечали этой весной-летом, что больше людей готовы посвятить себя сфере АПК?
– Безусловно, сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в стране повлияла на интересы поступающих относительно выбора направления подготовки для получения высшего образования.
В 2016г. явно возрос интерес абитуриентов к инженерным и агробиологическим специальностям.
В инженерно-техническом блоке особую популярность имели такие направления, как агроинженерия, землеустройство и кадастры, а также строительство. По этим направлениям было подано от 19 до 25 заявлений на одно место.
Хотелось бы отметить, что помимо инженерного блока в нашем вузе большим спросом пользуются агробиологические направления (ветеринария, садоводство, агрохимия и агропочвоведение, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции). Конкурс по данным направлениям составлял от 9 до 20 заявлений на место.
– Также хочется обсудить проблему отечественного семенного фонда. Доля посевов импортными семенами овощей составляет 82%, подсолнечника - 70%, сахарной свеклы - 95%. Конечно есть и другие культуры, по которым показатели более позитивны, но что с «отстающими» культурами?
– Действительно, проблема эта есть, причин ее существования несколько. Например, практически разрушена некогда широкая сеть семеноводческих станций. В последние десятилетия мало средств вкладывалось в обновление материально-технической базы научных учреждений селекционной направленности. Не способствовал движению вперед и отток молодых специалистов за рубеж на фоне старения опытных научных кадров. В 90-е годы много молодых биологов, в том числе и из НИИ сельскохозяйственного профиля, получив научные степени, уехали за рубеж.
Поэтому сейчас трудно конкурировать с зарубежными семеноводческими фирмами, обладающими большими финансовыми ресурсами как для обеспечения новых разработок, так и для агрессивного завоевания рынка семян.
Сложность выхода из этой ситуации еще и в том, что селекция — процесс длительный, быстро ситуацию не исправить. Однако, вопреки проблемам, которые существовали и существуют на рынке отечественного семеноводства, научные учреждения, расположенные на территории края, смогли сохранить свой потенциал.
Более того, по ряду селекционных направлений кубанские ученые являются лидерами. Сейчас стоит вопрос о необходимости развития селекционных центров и создании новых, оснащенных современным оборудованием, позволяющих вести геномную селекцию. Необходимо готовить молодые кадры, удерживать их, создавать им условия для работы. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что проблемы в области семеноводства могут решить задачу импортозамещения.