Глава «Дербент Вино»: у Дагестана большой потенциал в развитии энотуризма
В Дагестане особое внимание уделяется виноделию и виноградарству. В настоящий момент данные отрасли переживают этап возрождения, в регионе намерены увеличить объемы производства такой продукции, а также расширить площади виноградников до советских показателей.
Генеральный директор «Дербентской винодельческой компании» Эмиль Омаров рассказал в интервью РБК ТВ Юг, с какими проблемами столкнулись виноградари и виноделы республики в 2023 году, о росте популярности отечественного вина, энотуризме и планах по развитию компании.
Переход на «свое»
— С какими трудностями пришлось столкнуться отрасли виноградарства и виноделия Дагестана в 2023 году и как удалось их решить?
— Что касается виноградарства, сезон 2023 года в Дагестане выдался сухим, но благодаря тому, что все наши виноградники оборудованы капельным орошением, имеется достаточный запас воды, мы научились справляться с этой проблемой.
Безусловно, принятие рядом европейских стран ограничительных мер в отношении Российской Федерации наложили определенные сложности и трудности. В частности, это закупка оборудования, есть проблемы по ввозу энологических препаратов. Но за эти годы мы научились решать такие проблемы. Частично мы начали переходить на отечественное оборудование и уже и используем его в работе. Также частично мы начали использовать китайское оборудование. Сейчас мы активно ведем переговоры по приобретению новой линии розлива китайского производства.
Безусловно, та политическая ситуация, которая происходит в мире, повлияла на наши решения, переформатирование. И в настоящее время мы больше сосредоточены на работе с Китаем, с российскими производителями, чтобы наше предприятие также эффективно развивалось.
Курс на питомниководство
— Какие тенденции прошлого года вы можете отметить в отрасли и какие из них продолжат развиваться в 2024 году?
— Сейчас активно развивается внутреннее создание питомников. Мы сделали такой объект и на сегодня полностью можем обеспечить себя посадочным материалом, получить субсидию на него в полном объеме. Если вы привезете, к примеру, саженец из Европы, вы не получите субсидию. Так государство подталкивает российских предпринимателей, виноделов, виноградарей к созданию собственной питомнической базы. Это, можно сказать, новый тренд в отрасли виноградарства и виноделия — создание своей новой базы по выращиванию саженцев.
Возвращение к рекордам
— К 2035 году в республике общие площади виноградников планируют довести почти до 35 тыс. га. Сейчас общая площадь ваших виноградников составляет более 1 тыс. га. Какие планы по расширению у вас есть?
— Наши планы по расширению площадей виноградников очень глобальные. Ежегодные посадки у нас составляют не менее 200 га. Мы бы хотели прийти к показателю 2,5 тыс. га. Таким образом наше предприятие сможет обеспечить себя собственным виноградом, получить качественное сырье. Я думаю, к 2035 году у нас будет как минимум 2,5 тыс. га.
— В середине 1980-х годов в Дагестане было 72 тыс. га виноградников. На ваш взгляд, удастся ли республике вернутся к советским показателям? За какой срок можно этого достичь?
— Сейчас площадь виноградников в Дагестане составляет чуть более 26 тыс. га. Но я уверен, что такими темпами развития, как развивается Дагестан в плане виноградарства, мы сможем вернуться вполне легко к показателям Советского Союза. В совокупности предприятия сажают не менее 1,5 тыс. га за год.
Я надеюсь, что мы выйдем на показатели по валовому сбору винограда — такие же, какие были в Советском Союзе. А учитывая, что сейчас применяются новые технологии, мы можем получить с относительно меньшего количества земли большее количество винограда. Возможно, к 2035 году мы не только догоним показатели Советского Союза, но и перегоним их.
Планомерное развитие
— Валовый сбор урожая винограда в Дагестане в 2023 году составил чуть более 280 тыс. т. Прирост к предыдущему году составил 5%. Какие итоги прошлого года вы можете подвести — какой урожай винограда был собран компанией? Как он изменился в сравнении с 2022 годом?
— В компании «Дербент Вино» рост урожая составил примерно 50%. Такой показатель обусловлен ростом емкостного парка с возможностью принимать не 12 тыс. т винограда, а более 20 тыс., сколько и было принято по итогам прошлого года. Это стало возможно благодаря увеличению собственных виноградников, а также благодаря тому, что наша компания усиленно закупала виноград у дагестанских фермеров.
— Занимаетесь ли вы развитием производства, планируете ли наращивать показатели? Какие проекты в этом направлении реализуются?
— Действительно, помимо закладки новых виноградников, мы инвестируем и в наши предприятия по переработке винограда. Мы находимся сейчас на последнем этапе реализации. Если в прошлом году мы приняли 20 тыс. т винограда, то в этом году планируем принять уже 30 тыс. Мы расширяем наш емкостной парк, также ведем переговоры по покупке непрерывного пресса по приемке винограда. Общий объем инвестиций составляет около 400 млн руб.
Мы аккуратно, поэтапно расширяем свое производство. Каждый год мы наращиваем свои производственные мощности. Если в прошлом году компания приобрела два периодических пресса стоимостью примерно 40 млн руб., то в этом году был куплен непрерывный пресс, что тоже составляет примерно 40 млн руб., но по тоннажу он больше. Мы движемся к своей цели, которая позволит нам принять и переработать 30, а может даже и больше, тысяч тонн винограда.
Российское вино в тренде
— В прошлом году большинство европейских производителей сократили свои поставки в Россию. Сказалась не только геополитическая ситуация, но и многие логистические цепочки, которые перестали линейно работать. На ваш взгляд, способны ли отечественные производители покрывать потребности страны? Есть ли у виноделов такой потенциал?
— Да, некоторые винные дома, бренды, сегменты премиум покинули российский рынок. Однако средний сегмент не покинул рынок, в том числе и по причине затаренности складов. С нововведением в регулировании, которое вступит в силу с 1 мая 2024 года, можно будет сказать, что импорт сократится. Но к этому разговору стоит вернуться к концу года, когда будут первые результаты. По нашей экспертной оценке, 50-60% рынка российские виноделы покрывают. Думаю, что в ближайшие 5-10 лет, мы говорим сейчас об отрасли в целом, мы сможем покрыть 100% рынка российской винодельческой продукцией.
— Отмечается ли рост спроса на российское вино?
— Да, наше вино с каждым годом в плане продаж прирастает, и уже чувствуется, что российский потребитель больше отдает предпочтение качественному местному вину. Поэтому мы видим это и по нашим продажам, по выставкам, где мы регулярно участвуем. Отечественному потребителю интересно, как производится российское вино, где его делают. Туристы очень часто приезжают к нам на винодельню. Потом они дальше распространяют эту информацию. Поэтому, на наш взгляд, российское вино в тренде.
— Как отечественное вино сейчас позиционируется на зарубежных рынках? Востребовано ли оно?
— Что касается нашего предприятия, то мы поставляем нашу продукцию в Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Но, если в позапрошлом году мы поставили в Беларусь 25 тыс. бутылок, то в прошлом году мы поставили уже 300 тыс. бутылок. Что касается экспорта в дальние страны, то в настоящий момент мы прорабатываем вопрос сотрудничества и с Китаем и с другими дружественными для нас странами. Пока это на стадии переговоров.
Точка роста в виноделии
— В последние годы на Юге России активно набирает популярность энотуризм. Планируете ли вы реализовывать какие-либо проекты в этом направлении?
— Мы видим большой потенциал в развитии энотуризма, как в России, так и, в частности, в Дагестане. Энотуризм — хороший инструмент развития и продвижения винодельческой продукции. В том числе и на нашем предприятии. В прошлом году около 11 тыс. туристов посетило «Дербент Вино», что на 10% больше относительно показателей позапрошлого года. В этом году мы надеемся, что данная цифра будет больше.
Мы активно развиваем различные фестивали на наших заводах. Так, в 2023 году на территории нашего завода прошел фестиваль «Ночь заводов», который посетило около 400 туристов. Также мы активно развиваем туристические направления — это поездки на наши виноградники, обеды там. Развивается и арт-направление. Мы выдаем гранты молодым художникам, на территории нашего завода есть арт-объекты, которые также пользуются активным спросом у российских туристов.