Мурат Кумпилов: Событийный туризм стал новым драйвером экономики Адыгеи

В 2024 году Республику Адыгея посетило 560 тыс. человек — это больше, чем население региона (по данным Росстата на январь 2025 года численность населения — 501 038 чел). Годовой прирост турпотока составил 5,7%. Туристов привлекают не только горы, красивая природа и мягкий климат, регион сделал ставку на событийный туризм. О развитии туристической отрасли и об инвестиционном потенциале Адыгеи РБК+Юг рассказал глава республики Мурат Кумпилов.
Отраслевые приоритеты
— В декабре 2024 года правительство РФ утвердило индивидуальные программы социально-экономического развития (ИПР) отдельных регионов на 2025-2030 годы. Адыгея вошла в четверку регионов, которым такое право было предоставлено. Как индивидуальная программа развитиям может стимулировать туристические проекты, на какую сумму поддержки можно рассчитывать?
— Индивидуальная программа — это действенный механизм, позволяющий решить многие вопросы и развить потенциал региона. Как показал опыт участия Адыгеи в ИПР в предыдущие годы, важно эффективное использование федеральных и республиканских средств, за счет чего мы сумели выйти на темпы роста показателей региональной экономики вдвое выше, чем в среднем по стране. Благодаря решению президента РФ Владимира Путина Адыгея вновь стала участником ИПР. Это позитивный стимул, импульс к развитию.
Ресурсы программы концентрируются на отраслевых приоритетах. Один из значимых для нас — приоритет развития туризма. Якорный проект в региональном туризме — создание экокурорта «Лагонаки». Для его строительства и развития туристического потенциала мы уже многое сделали и продолжаем делать, используя возможности нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и индивидуальной программы. Около 47% средств ИПР мы направляем в туристическую сферу. Порядка 2 млрд руб. пойдут на создание внутренней инфраструктуры горнолыжного экокурорта «Лагонаки». По нацпроекту на строительство внешней инфраструктуры предусмотрено 10,2 млрд руб., из них 7,3 млрд руб. уже вложено с 2022 по 2024 годы. В итоге мы планируем получить крупный экокурот на 2,5 тыс. номеров, где будет создано 2 тыс. рабочих мест.
Другой масштабный проект региона — многофункциональный туристско-рекреационный парк «Дегуакская поляна», который тоже расположен в горной части Адыгеи. В рамках инфраструктурного бюджетного кредита и привлечения инвестиций физических лиц мы уже построили к нему автомобильную дорогу, подвели электричество к инвестиционной площадке. Сейчас на территории поляны продолжается создание инфраструктуры. Уверен, этнопарк на Дегуакской поляне станет еще одной популярной туристической площадкой Адыгеи.
Рост турпотока стимулирует инвестиции
— Адыгея вошла в топ-15 Национального рейтинга регионов по развитию инвестиционного климата. Изменились ли интересы инвесторов к туристической отрасли? Насколько выросли внебюджетные поступления в эту сферу?
— Объем инвестиций в создание экокурорта «Лагонаки» и МТРК «Дегуагская поляна» составляет 60 млрд руб. и более 42 млрд руб., соответственно. Эти проекты дадут мультипликативный эффект для экономики региона.
Существенно продвинуться в развитии туризма помогает национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Большую часть средств по нацпроекту мы направляем на создание обеспечивающей инфраструктуры ключевых проектов в туризме. Это комплексное развитие, включающее расширение сети туристических объектов.
Новые механизмы стимулирования бизнеса оказались действенными. Предприниматели получают поддержку со стороны государства, видят перспективы развития отрасли в Адыгее и активизируются. Это отразилось и на объеме налоговых поступлений от данной отрасли.
— На федеральном уровне активно поддерживается строительство модульных комплексов. Какой объем инвестиций был вложен в это направление?
— Модульные комплексы стали одним из инструментов федеральной поддержки развития туриндустрии в регионах. И мы активно его используем. Так у нас появились новые модульные некапитальные отели. Такие гостиницы строятся при грантовой господдержке.
За 2023-2024 годы мы поддержали девять таких проектов — создано 119 номеров. На эти цели предприниматели получили от государства субсидию в размере около 163 млн руб. и вложили свои средства — более 182 млн руб.
Наша цель — не только развитие туристской инфраструктуры, но и совершенствование индустрии гостеприимства. Адыгея заинтересована в том, чтобы у наших гостей оставались только положительные воспоминания о республике и появилось желание вновь приехать. Интерес к нашей республике растет, динамика турпотока положительная.
Образовательная кузница кадров
— В условиях растущего турпотока и активного развития туристической инфраструктуры насколько актуален кадровый вопрос, подготовка персонала? За счет чего туристическая отрасль Адыгеи будет пополнять кадры?
— Кадровой базой будущих специалистов для этих проектов станут вузы республики. У нас уже сформирован образовательный кластер, в который вошли четыре учебных учреждения и 14 МСП из сферы туризма и услуг. Специалисты обучаются по программам федерального проекта «Профессионалитет». Мы внимательно анализируем кадровые потребности в развитии туризма и запросы компаний реального сектора экономики.
Отдельный образовательный вектор — повышение квалификации действующих специалистов. Например, у нас разработаны обучающие форматы для экскурсоводов и гидов-переводчиков. Подчеркну, мы серьезное внимание уделяем кадровому вопросу, начиная со школы. В Адыгее реализуется единая модель профориентации — профильное обучение в школах дополнено возможностью сетевого взаимодействия с вузами и предприятиями-работодателями — партнерами реализации профминимума.
Самобытное развитие туризма
— По данным Росстата, только за январские праздники 2025 года турпоток в регионе превысил цифры прошлого года на 20% — республику за две недели посетило более 120 тыс. человек. Чем привлекает туристов Адыгея?
— Повышенный спрос на отдых в нашей республике есть. Многие туристы стали чаще выбирать республику своим постоянным местом отдыха. Больше всего туристов приезжает в период зимних каникул и в летние месяцы. Но климатическая особенность Адыгеи в том, что у нас можно отдыхать в любое время года! Поэтому и новые проекты рассчитаны на круглогодичный прием туристов. Это стимулирует малый и средний бизнес расширять спектр услуг в организации разных видов отдыха — от активных до познавательных туров.
Мы последовательно внедряем индустрию гостеприимства, организуем событийные мероприятия. Так, ежегодную популярность набирает фестиваль адыгейского сыра, который мы проводим уже 13 лет. Это несколько дней яркого, национально колоритного и вкусного праздника. Только в прошлом году его посетило более 50 тыс. человек.
Место его проведения уже не вмещает всех желающих. В планах — перенести этот главный гастрономический праздник республики на Дегуакскую поляну. При строительстве МТРК «Дегуакская поляна» будут созданы все условия для комфортного пребывания гостей.
Число событийных мероприятий туризма, тех же гастрономических фестивалей, будет расти, потому что Адыгея — этнически богатый регион. Будем проводить их в течение всего года, такие возможности есть. Например, у нас на водопадах Руфабго также ежегодно проводятся гастрономические этнографические праздники.
Этот и другие материалы читайте в следующем выпуске журнала РБК+Юг