Перейти к основному контенту
Генплан Краснодара ,  
0 

А.Финогенов, «Урбаника»: «У Краснодара сформировалось эклектичное лицо»

Генеральный директор института «Урбаника» (Санкт-Петербург) Антон Финогенов в интервью ИА РБК-Юг рассказал о главных проблемах и достоинствах Краснодара
Генеральный директор института «Урбаника» (Санкт-Петербург) Антон Финогенов
Генеральный директор института «Урбаника» (Санкт-Петербург) Антон Финогенов

Антон, вы приехали в Краснодар впервые, но уже успели познакомиться с городом. Какие ключевые проблемы города, с профессиональной точки зрения, вы бы выделили? И какие преимущества и достоинства есть у Краснодара?

Дело в том, что многие аспекты Краснодара являются в настоящий момент проблемами, но их можно трансформировать в достоинства. Во-первых, то, что город очень разнообразен с точки зрения типологии застройки. В центре города соседствуют и частные малоэтажные дома, и высотные «башни».

Разве это хорошо?

Это на самом деле хорошо. Это придает городу свое лицо и разнообразие. Потому что большинство российских городов — это плановые по структуре застройки. Поэтому они очень похожи друг на друга, с достаточно слабовыраженной индивидуальностью. И самое главное, что этот безликий стиль застройки влияет на восприятие города самими горожанами и потенциальными инвесторами.

А как на развитие Краснодара влияют его архитектурные особенности?

К примеру, если это частные дома — то это больше возможностей для развития малого бизнеса. Если это крупные жилые здания, зачастую не сильно приспособленные для развития какой-то коммерции даже на первых этажах, то это уже более сложная практика для девелопмента. Здесь уже больше возможностей для развития среднего и крупного бизнеса. Но так как никакого четкого регулирования этих процессов никогда не было, не только в Краснодаре, но и в других городах России, это разнообразие пока является проблемой для города. Особенно в центре Краснодара. Абсолютно деградирующее здание может находиться в самых лакомых локациях и тем самым портить вид города. Сохраняются системные инженерные проблемы, такие как отсутствие центральной системы канализации в малоэтажных районах, есть проблемы по водоснабжению и ливневой канализации. То, что в центре миллионного мегаполиса может находиться здание с абсолютно сельским форматом благоустройства и инфраструктурного обеспечения, это в корне неправильно. С другой стороны, проводить здесь редевелопмент в формате, когда на месте 1-3 частных домов вдруг вырастает огромный жилой дом без соответствующей инфраструктуры, без достаточного благоустройства и парковок — тоже вред. Это создает для центра города только новые проблемы.

И где же выход из ситуации?

Отталкиваться все же нужно от «исходного кода». Просто с ним тоже нужно работать.Важно сохранить малоэтажный морфотип застройки, реализовывать программу действий по превращению ее в престижную, дорогую и главное качественную. Я говорю о малоэтажке именно в центре города. Не может быть в центре мегаполиса дешевого жилья, или такое жилье постепенно превращается в гетто. В средней и долгосрочной перспективе это превратится в огромные возможности для города.

Какие еще достоинства есть у Краснодара?

Важным достоинством города является некоторая децентрализация рабочих мест. Во многом это и спасает Краснодар от полного транспортного коллапса с учетом явных недостатков развития транспортной системы. Важно, что есть естественные центры концентрации рабочих мест в торговой и логистической инфраструктуре вне центральных районов города. Эти особенности предопределены структурой экономики, и это большой плюс, так как это еще и один из действенных инструментов решения транспортной проблемы.

Вторая очень хорошая возможность для развития Краснодара - это, конечно, наличие выделенных трамвайных линий. Понятно, что тема регулирования автомобильного движения работает только в логике кнута и пряника. Ты никогда не заставишь пересесть людей на общественный транспорт, если, с одной стороны, он не комфортный, с другой - нет финансовой мотивации (на машине ездить не сильно дороже, а иногда даже дешевле чем на общественном транспорте). Поэтому истории обновления общественного транспорта и внедрения платного парковочного пространства должны идти параллельно. Как я понимаю, в Краснодаре сейчас идут все перечисленные процессы параллельно. И можно надеяться, что при правильной политике за несколько лет можно серьезным образом улучшить транспортную ситуацию.

А проблемы города? В чем они? Что вам бросилось в глаза в первую очередь?

Общая проблема для наших крупных городов, а особенно для таких быстрорастущих, как Краснодар, это экстенсивное развитие. То есть застройка полей городских предместий. С одной стороны, мы видим достаточно активный редевелопмент в исторической части и в промзонах, который происходит не совсем верно (когда из плотности в 1 тыс. кв. м жилья на гектар мы «улетаем» в 25 тыс. кв. м на гектар). При этом обслуживающая инфраструктура кардинально не меняется. Это вторая проблема. Но именно первая проблема самая серьезная - это все большее растягивание города, появление новостроек в полях, которые не содержат ни рабочих мест, не являются самостоятельными привлекательными зонами для общественной и деловой жизни. Я пока видел в городе только один стремящийся к реальной комплексности проект — ЖК «Европея» - но это, к сожалению, для Краснодара скорее исключение из правил.

На периферии нужно уделять внимание комплексной малоэтажной застройке, в отдельных случаях кварталы среднеэтажной (до 5-ти этажей). 15, 20 и даже 10-этажные дома в 5-10 км от центра города - это неправильно. Понятно, когда такая застройка происходит в 12-ти миллионной Москве. А когда в миллионном Краснодаре строятся километры многоэтажек без пространственных, экономических и социальных предпосылок, то это чисто спекулятивный способ развития, это нужно четко понимать. Общественно-деловых подцентров и транспортной инфраструктуры для нормального функционирования таких городских систем никогда не хватит, поэтому сейчас надо использовать возможность спада на рынке недвижимости для того, чтобы переходить от такого спекулятивного градостроительного развития к более системному.

Отдельно хотелось бы поговорить об историческом центре Краснодара. Вы уже упомянули о том, что нужно брать за основу «исторический код» - малоэтажную застройку. Впервые за многие годы в Краснодаре начали реализовывать идею ограничения этажности застройки в центре. Насколько, на ваш взгляд, это правильно? И нужно ли двигаться дальше и вводить нормы по единому архитектурному облику зданий?

Я все же сторонник того, что от нормирования количественных показателей нужно перейти к стимулированию параметров качества. Потому что нет ничего глупее просто вдруг сказать: ребята, мы выше 10-ти этажей не строим. Но можно построить какой-нибудь 9-ти этажный «ужас», который полностью изуродует весь вид. Поэтому здесь нужно работать с историческим центром как с неким естественным пространством развития, у которого есть полуторавековая история. И ломать ее нельзя. О чем я говорю? О том, что для каких-то территорий центра вполне будет уместна высотная доминантность и не уместны среднеэтажные проекты эконом формата.Почему бы не появиться в центре Краснодара 2-4 красивым небоскребам, если они полностью инфраструктурно обеспечены и улучшают архитектурный облик? Важно, чтобы они были полностью обеспечены инфраструктурой. Другой вопрос, что обеспечить небоскребу хорошую инфраструктуру в плотной городской среде очень дорогое удовольствие, но это уже не вопрос нормирования.

То есть в целом нужно стремиться к тому, что некое разнообразие для Краснодара нормально. Почему? Потому что лицо Краснодара уже сформировалось на фоне полной эклектичности. В центре города уже есть башни, которые никто сносить не будет. Поэтому вдруг начинать говорить о том, что мы запрещаем строить выше такого-то этажа — уже поздно. Но я согласен с тем, что должен быть разработан определенный регламент высотности для центра города с учетом высотных доминант и тех зон, которые должны остаться в неизменном историческом малоэтажном виде. Этот регламент нужно разрабатывать не только на основе историко-охранной логики, но логики инженерной, ландшафтной, транспортной, социальной, экономической.

Кроме того, важно постепенно заменять доминирование жилых функций в центре города на деловую активность. Это должны быть пространства для деятельности, для бизнеса, для элитного жилья, там не может быть жилья эконом класса. Нужно не только разработать высотный регламент, но и регламент, стимулирующий экономическое и функциональное изменение среды в центре города, создание общественных деловых пространств.

В последнее время на разных уровнях поднимается эта модная тема — формирование и развитие общественных городских пространств. Что же все-таки это такое и кто этим должен заниматься? Что должен создавать город? А что должна делать общественность, сами жители?

Надо сразу определиться в терминах: что такое общественное пространство? Это весь город вне контура приватного жилого пространства, которое находится в коллективном пользовании всего общества – горожан, приезжих или куда открыт доступ населению собственниками (бизнес центры, торговые комплексы и т.д.). То есть это 50-80% территории среднестатистического города. Т.е. не надо считать, что общественное пространство - это только лавочки, площади и парки, это и автобусные остановки, это любая улично-дорожная сеть и территория вокруг нее. Не удивительно, что, наконец, и этому стало уделяться очень серьезное внимание, так как характерная черта наших городов низкое качество благоустройства общественных пространств.

Когда мы говорим о Краснодаре, где 80-90% экономики базируется в сфере услуг, получается, что для вас общественное пространство - это основная отрасль экономики. Развитие общественного пространства позволяет развивать и увеличить налогооблагаемую базу города по всем видам бизнеса.

Город должен научиться более эффективно запускать процессы трансформации на значительной части территории, которая является общественной. Это значит искать партнера по переговорам. Не может быть ничейной территории в городе. Надо найти партнера и вести с ним работу. Если мы говорим, например, о транспортно-пересадочном узле - это транспортные компании, которые занимаются перевозками. О территориях рядом с промзонами - это промпредприятия. Торговые центры — это торговые предприятия, малый бизнес и т.д. Партнер – это соинвестор процессов строительства и эксплуатации для городской власти. Кроме того, еще одним типом партнеров являются группы активных горожан, так называемые городские сообщества по интересам, только силами коммерческого бизнеса общественные пространства не наполнить деятельностью.

В Краснодаре уже есть позитивные примеры, когда бизнес развивает общественное пространство в зоне своего влияние. Например, часть остановочных пунктов в городе переоборудовала и следит за их состоянием сеть, торгующая горячими напитками. Но это же единичные случаи.

В общем и целом это абсолютно правильный тренд. Необходимо расширять эту практику, но сбалансировано. Далеко не все пространства должны обеспечиваться коммерческим бизнесом, т.к. в городе есть зоны естественного конфликта коммерческой и общественной функции – например, рекреационные территории, социальные объекты.Фактически необходимо зонирование территории в логике – основного территориального инвестора и основного ответственного за эксплуатацию и развитие. И там уже в каждой конкретной ситуации должен быть какой то баланс: что-то город готов вложить в обустройство, что-то он должен потребовать от инвесторов.

Понятно, что этот переговорный процесс крайне сложный и не типичный дляотечественной градостроительной практики. Это скорее должно делаться из общего желания и властей, и бизнеса, и жителей делать город лучше. Сегодня для этого нет готовых выработанных решений. Общественные активисты или управляющие компании отдельных городских территорий, которые начинают сегодня вести такой диалог, требуя ответственности за развитие территории города, они пытаются наработать новую практику. В том числе набить шишки этого переговорного процесса, разработать какие-то типовые механизмы, которые бы запускали процесс взаимодействия интересов. Все понимают, что на развитие всех общественных пространств бюджетных денег откровенно не хватает.

При всем при том, что в Краснодаре подобные процессы только в начальной стадии развития, город уже попал на вторую строчку интегрального рейтинга за 2014 год 100 крупнейших городов страны, составленного вашим Институтом «Урбаника» совместно с Союзом архитекторов России. Фактически Краснодар охарактеризовали как наиболее привлекательный в средне- и долгосрочной перспективе для жизни населения. Стоит ли Краснодару ждать сохранения позиции в новом рейтинге?

Рейтинг проводится уже 5 лет, то есть выборка ведется с 2011 по 2015 гг. Сейчас мы фактически до лета будем раздумывать над тем, какое развитие он получит дальше.Скорее всего мы подготовим дайджест, аналитику пятилетнего рейтингования.

А что касается Краснодара... Нужно понимать, что у нас не рейтинг лучших городов по качеству жизни, мы оцениваем баланс, соотношение стоимости жизни и ее качества. Конечно, с учетом климатических, логистических и рекреационных возможностей и уровня экономики жизни и доступности жилья Краснодару удается быть одним из лидеров в стране. И это достаточно логично, что один из самых притягательных центров для миграции в стране является и одним из лидеров рейтинга по соотношению стоимости и качества жизни.

Поэтому люди сюда едут со всей России, они покупают здесь недвижимость, они связывают свое будущее с этим городом. Поэтому мы и говорим сейчас, что разработка грамотного генплана, принятие любых других документов для развития города - это капитализация естественных преимуществ, вложения в будущее. И эту капитализацию надо неустанно повышать.

В конце 2015г. власти Краснодара объявили о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе (с привлечением экспертов и горожан). Техническое задание для внесения изменений в Генплан планируется сформировать к середине 2016 года. Обсуждение Генплана ведется на странице "Открытый Краснодар. Генеральный план города".

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Краснодар
Как получить максимальный эффект от долгосрочных сбережений. ТестРБК и ВТБ, 14:59
Премьер Финляндии заявил о невозможности открыть границу с РоссиейПолитика, 14:54
В Шереметьево произошла потасовка на фоне долгой задержки рейса в ЕгипетОбщество, 14:48
Guardian узнала об отправке в пехоту ВСУ бойцов ПВО из-за нехватки людейПолитика, 14:46
Фигуристка Петросян второй год подряд выиграла чемпионат РоссииСпорт, 14:44
Третьяк исключил скорое возвращение сборной России на турниры IIHFСпорт, 14:29
Больницы Казани перевели в режим повышенной готовностиОбщество, 14:27
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Spiegel сообщил о пятой жертве теракта в ГерманииОбщество, 14:17
Семь причин ездить на Lada AuraРБК и Автоваз, 14:15
Власти объяснили звуки взрывов в Казани испытаниями на заводеПолитика, 14:07
Очевидцы рассказали об атаке дронов в Казани. ВидеоПолитика, 14:00
Линдси Вонн стала 14-й в первом старте КМ после возобновления карьерыСпорт, 13:59
Власти назвали срок очистки побережья Кубани от мазутаОбщество, 13:43
Аэропорт Казани снял ограничения на полетыОбщество, 13:33