Анна Роднова: Ростелеком не намерен быть просто «трубой для трафика»
– Каким был 2016 год для рынка связи и для компании «Ростелеком»?
– Если говорить про сегмент B2С, с которым я работаю, то для «Ростелекома» на юге 2016 год был успешным.
Основные тренды сохраняются — голосовая связь уходит на второй план, это отмечают и мобильные операторы, все уходят в мессенджеры и т.д. Не секрет, что для «Ростелекома» в определенный период «голос» давал основную долю выручки, поэтому снижение голосового трафика на нас отражается в большей степени, чем в среднем по рынку. Тем не менее, мы прогнозируем увеличить выручку относительно 2015 года. Делается это, в основном, за счет ускоренного распространения цифровых услуг, интернета и цифрового телевидения.
Несмотря на то, что основная «оптическая» стройка у нас пришлась на 2015г., в этом году мы не перестали строить, но стали это делать более точечно. В 2016-м охватили «оптикой» порядка 160 тысяч домохозяйств. В основном, это быстрорастущие регионы — Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край. Но не отстают и многие республики СКФО: в частности Кабардино-Балкария, также после долгого затишья и использования только медной технологии начали свое развитие Ингушетия и Дагестан.
Что касается ШПД, у «Ростелекома» на Юге самая большая абонентская база. У более чем 1,5 млн пользователей в ЮФО и СКФО дома подключен наш интернет, доля рынка в этом сегменте — около 54% (за прошедший год она увеличилась почти на 1%).
– Нет опасения, что на предоставленном «Ростелекомом» доступе в интернет будут зарабатывать другие компании?
– «Ростелеком» не намерен быть просто «трубой для трафика», мы сосредоточены на создании и развитии цифровых сервисов, доступ к которым дает интернет-подключение. Это и цифровое ТВ со всеми его преимуществами, и наш коробочный продукт «Интерактивное ТВ 2.0», игровой и туристический порталы, сервис денежных переводов, тариф «Игровой» для фанатов World of Tanks. И это только несколько проектов, реализованных нами за последние год-два.
Доступ в интернет сегодня — это не роскошь, а средство передвижения в информационном пространстве, современный человек воспринимает его как базовый элемент полноценной жизни, как электричество или горячую воду. Емкость этого рынка исчерпаема, уровень проникновения в городах уже настолько высок, что темпы прироста в этом сегменте будут снижаться. Рынок цифровых сервисов — растущая ниша, при этом его возможности гораздо шире.
Например, темпы роста выручки в сегменте цифрового ТВ по отношению к 2015 году в пять раз превышают аналогичные показатели по ШПД. В 2016г. мы впервые показали максимальную долю прироста по итогам 9 месяцев среди всех операторов платного телевидения (включая спутниковое), это 80 тыс. абонентов. Такого никогда еще не было, на Юге «спутники» традиционно занимали серьезную долю рынка, что обусловлено в т.ч. географическими особенностями региона и неким консерватизмом потребителей. Но мы видим, что наши клиенты распробовали все преимущества интерактивного телевидения — прежде всего, возможность поставить эфир на паузу, безо всяких проблем посмотреть пропущенную передачу за последние трое суток или записать нужный фильм.
Летом этого года мы запустили «Интерактивное ТВ» в Ингушетии, и теперь услуга интерактивного телевидения предоставляется во всех регионах нашего присутствия на юге.
– Как повлияло на рынок введение услуги «Интерактивное ТВ 2.0», которая предполагает, что ТВ-приставка от «Ростелекома» может использоваться на сетях любых операторов ШПД?
– Если говорить в целом, то рынок традиционно делился на две части: операторы, предоставлявшие интерактивное телевидение на своих сетях, и отдельные проекты, которые начали развивать ОТТ-направление, т.е. приложения, не зависимые от поставщика интернет-услуг.
«Ростелеком» двигался по первому пути, затем мы начали смотреть в сторону ОТТ-предложений. Это направление, безусловно, будет востребовано в будущем, когда люди осознают все его преимущества. Например, с такой приставкой от «Ростелекома» можно отправиться на дачу и смотреть любимые каналы там, потому что для телевизионного контента достаточно средней скорости мобильного интернета 3-5 Мбит/с. Переехав на новую квартиру, можно не менять поставщика интерактивного телевидения.
Мы считаем, что продукт получился хорошим, нам в итоге удалось адаптировать все технологии под разные сети.
– Раньше многие абоненты жаловались, что «Ростелеком» уделял мало внимания подключению к скоростному интернету частного сектора. Как с этим обстоят дела сейчас?
– «Ростелеком» исторически активно развивал оптику в многоэтажном секторе, сейчас на юге охвачено около 90% многоэтажек. Однако юг России — это территория большого распространения частного сектора. Поэтому логичным шагом в нашем развитии стала программа подключения частного сектора к высокоскоростному доступу в интернет и «Интерактивному ТВ» по технологии PON и P2P. Мы начали этот проект в 2016-м и будем продолжать его и в следующем году.
«Ростелеком» — самый сильный оператор с точки зрения развития сетевой инфраструктуры, мы не боимся расстояний и готовы инвестировать не только в высокомаржинальные многоэтажки, но и в коттеджную застройку с более долгой отдачей и при этом с высокой востребованностью качественных цифровых сервисов.
До конца года планируется охватить «оптикой» 30 тысяч домохозяйств. Уже в текущем году с момента старта проекта мы подключили более 4 тыс. абонентов, получили много положительных отзывов и несколько тысяч новых заявок. Это и отдельные локации в городах, застроенные частными домами, и т.н. «коттеджные поселки».
Востребованность качественных услуг в этом сегменте действительно большая, люди давно ждали этого. При этом жители частного сектора сейчас могут получить услуги на уровне тех, кто живет в многоэтажках, или даже лучше. Здесь мы весь комплекс услуг фактически делаем непосредственно под каждого клиента, можем варьировать наши предложения, исходя из конкретных потребностей — вплоть до систем видеонаблюдения и «умного дома».
Получается, что мы подошли к частному сектору на определенном уровне развития, поэтому готовы предоставить такой набор качественных сервисов, который позволит клиенту полностью закрыть вопросы, связанные с телекоммуникациями и обеспечением дома всеми цифровыми технологиями.
– А как на Юге России чувствует себя программа по ликвидации цифрового неравенства, которую «Ростелеком» реализует по поручению российского правительства?
– В рамках этой федеральной программы мы подключаем к интернету населенные пункты численностью от 250 до 500 жителей. В 2016 году в ЮФО и СКФО мы проложили 2750 км оптоволокна и подключаем в рамках программы еще 188 сел и станиц. Строим четко по графику, даже с небольшим опережением.
Первоначально предполагалось, что доступ в интернет будет предоставляться в пунктах коллективного доступа, которые располагались, в основном, в почтовых отделениях. Сейчас в тех поселках, которые подключаем по программе ликвидации цифрового неравенства, мы реализуем для местных жителей доступ в сеть по технологии Wi-Fi. А дальше кто-то уже хочет подключить свой дом по оптике, чтобы пользоваться быстрым интернетом и интерактивным телевидением. «Ростелеком» готов предоставлять такие услуги, хотя это и не предусмотрено напрямую госпрограммой.
На Юге России для «Ростелекома» это, скорее, социальный проект. Мы прекрасно понимаем, что в плане дальнейшего развития потенциал здесь не очень большой — в нашем регионе не так много населенных пунктов, где меньше 500 жителей. И с точки зрения дальнейшей монетизации возможностей в них практически нет, однако мы все равно протягиваем туда оптику. Она нужна и местным жителям, и тем, кто в будущем будет предоставлять им качественные цифровые услуги.
– Сейчас конкуренция на рынке интернет-доступа в регионе достаточно высокая, но технические параметры предоставления услуг у всех крупных игроков практически одинаковые. Что позволяет компаниям удерживать потребителей и привлекать новых?
– Я абсолютно убеждена, что время ценовых войн прошло. Конкуренция — это, безусловно, здорово, мы смотрим друг на друга и развиваемся. Но ценовая война приводит к тому, что мы перетягиваем друг у друга клиентов, причем именно тех, кому важны какие-то сезонные акции, разовые скидки и т.д. На мой взгляд, это не то поле, на котором всем операторам стоит играть в будущем. Разницы в качестве предоставляемых услуг сейчас, действительно, практически нет. Но с увеличением доли тяжелого контента ситуация может измениться. И тут важно, насколько готовы операторы к этим переменам. Мы, безусловно, будем инвестировать в технологическое развитие наших сетей, чтобы качество их работы соответствовало росту потребления трафика.
Кроме того, уровень сервиса — это как раз то пространство для конкуренции, где мы готовы и будем в будущем сражаться.
2016 год стал для нас революционным с точки зрения подходов к обслуживанию. Раньше мы зачастую внимательно смотрели на развитие, но не вглядывались внутрь себя, на это просто не было времени. Конечно, мы уделяли внимание базовым вещам, связанным с сервисом: например, увеличивали доступность call-центров, скорость дозвона в них и качество работы операторов, переводили на дистанционные варианты решения какие-то операции, которые раньше требовали прихода клиента к нам в офис.
С базовыми вещами мы разобрались, но нам еще многое нужно сделать. В 2016 году мы провели огромную работу по объединению лицевых счетов клиентов. Теперь все предоставляемые нами услуги (ШПД, IP TV, проводная телефонная связь, сотовая связь и даже видеонаблюдение) объединены в один лицевой счет. Пользователь может оплачивать картой или автоплатежом через личный кабинет на сайте «Ростелекома» или через пункты приема платежей у наших партнеров.
Услугу «Новый лицевой счет» мы запустили летом, на сегодняшний момент ей пользуются практически 25% наших клиентов на Юге России. Это достаточно хороший результат, учитывая то, что изменений было много и в них необходимо было сориентироваться, а также то, что многие сохранили привычку приходить в офис и вообще не стремятся использовать дистанционные каналы оплаты. В будущем появится и возможность получать дополнительные бонусы за пользование единым счетом, которые клиент сможет потратить на потребление дополнительных услуг.
Объединение лицевых счетов для нас стало значительным шагом вперед, и мы собираемся и дальше развиваться в этом направлении, потому что это выгодно как нам, так и клиенту. В современной жизни все настолько сложно, что просто необходимо упрощать многие повседневные процессы, делая их удобнее.
Не секрет, что IT-компании зачастую смотрят на многие вещи с точки зрения технологических процессов. А в следующем году «Ростелеком» будет смотреть не столько внутрь себя, но стараться увидеть все свои процессы глазами клиента. Мы будем перестраиваться таким образом, чтобы жизнь с нами стала гораздо проще. Мы дадим больше самостоятельности клиентам в управлении услугами и обязательно реализуем в полной мере мультиканальность, чтобы пользователи смогли получать нужную информацию независимо от того, через какой канал они к нам обратились.
– «Ростелеком» в 2016г. объявил о выходе на рынок мобильной связи. Насколько эта услуга востребована на Юге России, где конкуренция традиционно высока?
– «Ростелеком» не планирует становиться пятым федеральным игроком рынка мобильной связи. Для нас запуск этого направления — логичное продолжение наших собственных сервисов.
Дело в том, что возможность использования мобильного номера от «Ростелекома» мы предоставляем только тем, кто уже является пользователем других наших услуг. Это дает возможность клиентам экономить, получая весь спектр телекоммуникационных услуг непосредственно у «Ростелекома». К тому же, мы предлагаем сочетание фиксированной и мобильной связи, безусловную переадресацию внутри сети, выгодные тарифы по междугородним и международным звонкам. По нашим подсчетам, в совокупности владение пакетом услуг от «Ростелекома» будет значительно выгоднее, чем пользование тем же набором предложений разных операторов.
На сегодняшний день в Краснодарском крае, Республике Адыгея, Ростовской и Волгоградской областях у нас подключено более 10 тыс. мобильных абонентов. Мы не стремимся к быстрому набору клиентской базы, но хотим предоставить нашим клиентам полный комплекс услуг.
– Какие новые проекты планирует «Ростелеком» на Юге России в 2017 году?
– В 2017г. мы будем продолжать программу по строительству оптики в частном секторе с полным комплексом услуг, который дополнится нашим продуктом «Умный дом». На рынке B2С будем развивать проекты, направленные на улучшение качества сервиса. Продолжим работу по проекту устранения цифрового неравенства. Кроме того, у нас много проектов в сфере «Интернета вещей», которые могут в будущем быть интересными как бизнесу, так и индивидуальным пользователям.
Словом, мы будем работать над тем, чтобы цифровые технологии проникали в различные области нашей жизни, делая ее комфортнее, безопаснее, интереснее. За последние несколько десятилетий мир поменялся до неузнаваемости. Сегодня трудно представить сферу, которой бы не коснулись телекоммуникации — от простого человеческого общения до передачи информации и снимков из космоса. Поэтому мы строим цифровую среду, в которой комфортно и людям, и бизнесу, и государству. Мои коллеги, работающие с корпоративными клиентами и госзаказчиками, также реализуют большое количество проектов, помогающих развитию компаний и информатизации в социальных сферах: медицине, образовании, ЖКХ и других.
Макрорегиональный филиал «Юг» ПАО «Ростелеком» («Ростелеком — Юг») — структурное подразделение ПАО «Ростелеком», которое действует на территории Южного и Северо-Кавказского Федеральных округов (кроме Чеченской республики).
«Ростелеком — Юг» создан в апреле 2011 года на базе ОАО «ЮТК» и ОАО «Дагсвязьинформ» после присоединения этих компаний к ПАО «Ростелеком» и сегодня объединяет 10 региональных филиалов — Астраханский, Волгоградский, Дагестанский, Ингушский, Кабардино-Балкарский, Калмыцкий, Краснодарский, Ростовский, Северо-Осетинский, Ставропольский.
Компания занимает лидирующее положение на региональном рынке услуг ШПД и платного телевидения: в ЮФО и СКФО домашними телефонами «Ростелекома» пользуются 2,2 млн. человек, количество абонентов услуги «Домашний интернет» превышает 1,5 млн., из которых около 360 тысяч смотрит «Интерактивное ТВ».