Вячеслав Козин, Tele2: «Оператор — это связной с цифровым пространством»
Вячеслав Козин начал работать в Tele2 в июне 2011 года в качестве регионального управляющего директора Tele2 в Вологодской области. С августа 2013 года руководил филиалом Tele2 в Ростове-на-Дону, в июле 2017 года был назначен директором краснодарского филиала компании.
— Какие тренды на рынке услуг сотовой связи и мобильного интернета вы могли бы выделить в 2017 году?
— В первую очередь, происходит — или даже уже произошло — насыщение рынка. Если раньше бизнес-модель у всех операторов была нацелена на постоянное увеличение продаж контрактов и рост абонентских баз, то теперь это уже не работает. Сейчас мы достигли точки насыщения — на каждого жителя Краснодарского края приходится по 2 действующих SIM-карты.
Уже важно не сколько ты подключил абонентов, а сколько удержал. В результате количество продаж переходит в качество. Например, почти у всех исчезли стойки, на которых предлагали быстрое подключение по каким-то кратковременно выгодным акциям. Зато в монобрендовых салонах связи увеличивается спектр предоставляемых услуг и качество сервиса.
Еще один тренд — развитие MVNO и появление новых виртуальных операторов. С одной стороны, так операторы сами создают конкурентов, которые могут сами устанавливать тарифы и переманивать абонентов. С другой стороны, MVNO-клиенты все равно работают на сети оператора, за счет этого абонентская база совокупно растет.
Область телекоммуникации серьезно меняется. И все мобильные операторы постоянно чувствуют растущую конкуренцию со стороны OTT-операторов — услуги голосовой и видеосвязи предлагает не только Skype, но и WhatsApp, Telegram, а также другие игроки.
В этой ситуации выходом становится запуск digital-экосистемы, в рамках которой оператор будет оказывать ряд комплексных услуг. Новые точки роста, как правило, находятся в смежных областях — телеком вместе с банкингом, мобильное телевидение, музыкальные сервисы и т.д.
У нас, например, есть приложения «Tele2 ТV и «Tele2 Zvooq», есть несколько партнерских программ с различными банками, такси, сетью общественного питания. Кроме того, в прошлом году мы первыми на телеком-рынке запустили услугу «Мобильные накопления». Сервис позволяет клиентам открыть взнос прямо со счета мобильного телефона и получать 5% годовых. Нашим абонентам не нужно оформлять договор, ходить в банк или выпускать карту. Для создания накопления достаточно пополнить баланс мобильного телефона на сумму взноса и ввести USSD -команду.
— Насколько жизнеспособна сама концепция таких экосистем с ограниченным количеством партнеров? Ведь активные пользователи предпочитают самостоятельно формировать набор удобных сервисов и приложений…
— Я уверен, что этот тренд получит развитие. Экосистема удобна для абонентов, которые получают самые разные услуги на базе единой платформы. Процесс укрупнения и расширения таких технологических платформ будет продолжаться.
Пока его сдерживает даже не технологическая составляющая, а психологическая — многие еще испытывают недоверие к новому, непривычному. Но сегодня мобильный оператор уже является связующим звеном между человеком и цифровым интернет-пространством.
— Если говорить о виртуальных операторах, то какой процент их абоненты занимают в сети Tele2?
— Мы не раскрываем эту информацию по условиям соглашения с партнерами. Могу сказать, что на сегодняшний день в Краснодарском крае это абоненты Ростелекома, ТТК и «Тинькофф».
И в будущем количество MVNO-операторов будет расти. Есть спрос и интерес со стороны компаний, причем не обязательно крупных. Здесь не нужно быть крупным федеральным игроком. Любая компания может запустить на наших сетях собственного виртуального оператора для своих сотрудников (вместо подключения к тарифам B2B) или клиентов, если это положительно скажется на их лояльности.
— Известно, что рынок B2B в Краснодарском крае — один из самых высоко конкурентных. За счет чего сейчас, на ваш взгляд, можно выигрывать борьбу за корпоративных абонентов?
— Действительно, компания Tele2 вышла на рынок B2B позже наших коллег по отрасли, когда он уже фактически сложился. Однако сейчас это одно из самых активно растущих направлений в нашем бизнесе. Речь идет о десятках процентов прироста абонентской базы и более 40% прироста выручки.
Успешно конкурировать в корпоративном сегменте возможно, в первую очередь, за счет понятных и выгодных пакетных предложений по принципу «все в одном», которые в итоге оказываются дешевле, чем тот же набор услуг, если подключать их отдельно.
Кроме того, активно развивать базу корпоративных абонентов нам позволяет индивидуальный подход к ним. Например, персональные менеджеры не только помогут выбрать оптимальное решение при выборе тарифа, но и в дальнейшем могут подсказать, как оптимизировать затраты с учетом развития компании и его фактических потребностей.
— В 2018 году три города Юга России будут принимать матчи Чемпионата мира по футболу. Как Tele2 готовится к наплыву абонентов не только на стадионах, но и в самом регионе?
— На стадионе «Фишт» мы уже закончили строительство и протестировали сеть 4G - на объекте скорость может достигать 150 Мбит/с. Работы на «Ростов Арене» скоро будут завершены, «Волгоград Арена» — в процессе строительства и мы готовы развернуть сеть и там.
— Это постоянная инфраструктура или временная? Она будет демонтирована или останется на объектах и после Мундиаля?
— Обычная базовая станция просто физически не может обеспечить связь в местах большого скопления людей, она заблокируется из-за большого количества запросов. Поэтому для этих целей используется активная распределенная антенная система (Active Distributed Antenna System – ADAS). Это 36 антенн, которые подключены через единую линию к базовой станции.
Мы делаем значительные инвестиции в строительство сетевой инфраструктуры и используем самое современное оборудование. Было бы просто не правильно все базовые станции демонтировать после чемпионатов.
— В последние годы растет популярность курортов Краснодарского края. При этом зачастую отдыхающие весьма требовательны и к качеству связи и к скорости мобильного интернета. Как решаются проблемы постоянно растущих нагрузок на сеть в период курортного сезона?
— К курортному сезону мы готовимся заранее. Можно сказать, что работа по развитию инфраструктуры продолжается в течение всего года. В 2017 году мы сделали существенные инвестиции в район прибрежного кластера Сочи, в октябре-ноябре мы завершили модернизацию горнолыжного кластера Красной Поляны, скорость 4G там достигает 150 Мбит/с.
Всего за 2017 год количество базовых станций в стандарте 4G в Краснодарском крае мы увеличили в 2,5 раза. Сеть постоянно растет и меняется к лучшему, мы внедряем современные технические решения.
Сама отрасль телекома предполагает постоянное развитие. Не только ставятся новые базовые станции, но и все время обновляются уже существующие. Например, мы устанавливаем программное обеспечение, которое позволяет агрегировать несколько частот, вдвое увеличивая скорость доступа в интернет на уже существующем оборудовании.
— Какие основные направления развития Tele2 в Краснодарском крае можно выделить в 2018 году?
— Однозначно продолжится развитие сети. Мы продолжим инвестиции в Краснодарский край, сделав основной упор на высокоскоростной интернет, т.к. видим растущую потребность в нем у наших клиентов. Сейчас смартфоны есть уже у более половины абонентов, их количество будет увеличиваться, как и запросы пользователей.
Будем развивать розницу, фокусируясь на наиболее «трафиковых» и удобных для жителей Краснодарского края и Республики Адыгеи местах. Будет расти и число монобрендовых салонов, открываемых по системе франшизы, и спектр предоставляемых в них услуг. Например, совместно с AliExpress мы сейчас развиваем точки доставки PickPoint, вместе с ВТБ продаем страховые услуги.
Ждем, что на Юге России появятся сервисы и предложения, которые тестируются в Москве в рамках экосистемы Tele2.
Если брать рынок B2B, то планируем предоставлять услуги в сфере big data — аналитику на основе обезличенных данных об абонентах и их поведении.
За счет всего этого мы намерены сохранить позитивные тренды прошлого года. Кстати, на российском рынке у нас положительный баланс переходов по MNP. Это говорит о том, мы идем в правильном направлении: абоненты разделяют наши ценности, а цена и качество наших услуг соответствуют потребностям.