Леонид Попович: «Импорт вина создает нездоровую конкуренцию на рынке РФ»
Правительство приняло решение разработать «Стратегию развития виноградарства и виноделия в РФ до 2050 года». По мнению властей, это сделает винодельческую отрасль России независимой от геополитических, экономических и инфраструктурных рисков, сообщают «РИА Новости». На данный момент в стране утверждена «дорожная карта» развития сферы до 2030 года, в которой предусмотрено инвестирование в мелиоративный комплекс Юга России.
В последние годы виноделие и виноградарство становятся более активными точками роста сельского хозяйства. Интерес инвесторов к сфере растет, как и культура потребления вина. Российские виноделы постепенно наращивают долю на отечественном рынке. Так, представленность отечественных игристых вин в российских торговых сетях составляет 68% от общего объема, тихих — около 52%, сообщает ФГБУ «Центр Агроаналитики». Доля потребителей, выбирающих российские вина, продолжает увеличиваться — 22% граждан считают его более качественным, чем зарубежное, а 29% полагают, что большинство отечественных вин превосходят по качеству иностранные.
При этом для более масштабного производства требуется увеличивать площади виноградников, а также обеспечить сельхозпроизводителей доступной техникой и помочь аграриям с финансированием. Тем не менее наращивание площадей не обеспечили рост валового сбора винограда в 2023 году, когда урожай составил 760 тыс. т. Это ниже, чем зафиксированный годом ранее исторический рекорд — 890 тыс. т. Аналогичное снижение прослеживается и в ряде регионов Юга и Северного Кавказа, что, однако, не оказало негативного влияния на отрасли, рассказал винный эксперт, директор Всемирной организации винного туризма по России Леонид Попович.
— Как вы оцениваете полученный урожай винограда в целом по стране и по Югу России?
— Так как урожай напрямую зависит от погодных условий, с их учетом виноградарям и виноделам в 2023 году удалось добиться хороших результатов. В прошлом году с погодой все сложилось прекрасно, поэтому был большой урожай. Но таких показателей каждый год не бывает, каждый раз виноградари мечтают о «среднем» урожае, например, на уровне 2023 года. Поэтому на объем полученного винограда виноградари и виноделы не жалуются.
Кроме того, благодаря погодным условиям виноград получился высокого качества. Из него изготовят интересные вина — и белые, и красные.
Импорт теснится на полке
— Президент Абрау-Дюрсо Павел Титов в одном из интервью сказал, что объем ввезенного импортного алкоголя на отечественный рынок сегодня является рекордным и критическим для виноделия Юга России. Согласны ли вы с данной оценкой? По вашему мнению, какую долю рынка сейчас занимает импортное вино?
— Безусловно, я согласен с оценкой Павла Титова. Более того, именно об этом сейчас кричит вся общественность. Сегодня, по разным оценкам, доля отечественного вина на полках магазинов составляет порядка 52%, а остальное вино — это импорт, который негативно влияет на наших производителей. Отечественные виноделы вступили в сильнейшую конкуренцию с импортными винами, которых в 2023 году торговые сети получили на 10% больше, чем в прошлом году. Это импортное вино давит на рынок и создает неравную конкуренцию.
— С одной стороны, государство ставит перед нами задачу импортозамещения, в свою очередь виноградари России высаживают виноградники, увеличивают площади под ними. Соответственно, этот урожай нужно продать в виде вина. Но как это сделать, если почти на половину полки в магазинах заняты импортным вином?
— Я думаю, 2024 год ожидает серьезная конкуренция между российскими и импортными винами на полках магазинов. Однако пока не могу сказать, кто победит в этой борьбе.
— Одной из мер, направленных на изменение доли импортного вина на российском рынке, является введение повышенного размера пошлины на импорт, которая действует с августа 2023 года. Заметны ли уже результаты введенной меры? На ваш взгляд, как она скажется на объеме ввозимого из-за рубежа вина в дальнейшем?
— В период, когда доллар находился еще на уровне 60 руб., а также до повышения указанных пошлин, в Россию ввезли достаточно большой объем импортного вина. Поэтому несмотря на некоторое снижение импорта в октября 2023 года, заметный эффект на полках магазинов получится ощутить только в 2024 году.
Более того, государство, беспокоясь о рынке и российских виноделах, приняло решение об увеличении в три раза акциза на вино и игристое вино с 1 мая 2024 года. При этом для наших производителей предусмотрен определенный вычет этих налогов, который должен позволить сохранить цены российских вин на полке не намного выше нынешнего уровня. Однако для импортного вина повышенный акциз станет существенной причиной подорожания.
— В июле 2023 года показатели экспорта кубанской винодельческой продукции упали в 8 раз по сравнению с аналогичным показателем годом ранее. Какое значение это имеет для отечественного виноделия?
— На самом деле экспорт вина для нас неактуален. Отечественная продукция занимает только половину полок в торговых сетях России, поэтому нам нужно заниматься импортозамещением и выталкивать с рынка иностранное вино, занимая его нишу.
В этих условиях говорить о большом объеме роста экспорта просто не имеет смысла. Для российских виноделов, скорее, экспорт это определенное направление маркетинга — для того, чтобы доказывать, что раз наше вино пьют за границей, значит оно не хуже или даже лучше импорта.
По чему бьют санкционные ограничения
— Из-за санкционных ограничений на российском рынке наблюдается дефицит винных пробок. Решению этой проблемы может способствовать создание соответствующих производств. Есть ли сейчас такая потребность?
— Если бы пробки можно было выплавлять из железной руды, как сталь, я бы говорил, что такие производства нужно строить, строить и строить. Но давайте не будем забывать, что корковые пробки производятся из коры пробкового дуба, который в основном растет в Португалии и Испании и немного в Индии. В свою очередь завод, построенный в Краснодарском крае, производит так называемую агломерированную пробку, которая состоит из отходов пробкового дерева. Эти товары подходят для дешевого российского вина. Для продукции высокого уровня пробки по-прежнему приобретаются за рубежом. Если это предприятие сможет договориться с иностранными государствами для поставки пробкового дерева, то ассортимент расширится.
Сейчас же, по моему мнению, больше строить пробковых заводов пока не нужно. Прежде всего стоит освоить уже существующие мощности.
— На фоне дефицита импортных комплектующих для упаковки вина многие игроки рынка начали достраивать производственные линии по выпуску тех или иных составляющих. Как в целом перестраивается отрасль? В каких сегментах производители испытывают дефицит?
— Наиболее металлоемкая продукция, используемая в виноделии, это емкости из нержавеющей стали. За последние два года мощности предприятий, которые их в России, сильно выросли и, можно сказать, достигли уровня зарубежных производителей. И сегодня производимые объемы практически закрывают потребность страны. Однако для производства этих емкостей нужны люки, краны и еще ряд сложного оборудования, который пока что в России не научились делать. Эти части приобретаются за рубежом. Есть некоторые заводы, которые сейчас пытаются наладить это производство.
То же самое происходит и по другим направлениям оборудования, используемого для вина. Конечно, самым сложным сегментом остаются линии розлива, качество которых все же не дотягивает до уровня европейского оборудования. Думаю, достичь его получится не скоро, потому что для этого надо производить большой объем линий. Таким образом, движение идет в различных направлениях. Оно не быстрое и идет по возможности.
— Еще одна проблема в виноделии — дефицит саженцев. Насколько острым он является на данный момент? Какие меры позволяют стимулировать создание питомников в регионах Юга?
— Это сложный вопрос, мы находимся на стадии его решения. Сегодня уже объявлено о создании, вводе в эксплуатацию и начале производства ряда серьезных питомников в Краснодарском крае и Дагестане. Потенциально мощности этих питомников смогут перекрыть порядка 80% потребностей российского рынка. Но, к сожалению, эти питомники только запускаются. Их создание — тонкий процесс, которые нужно осуществлять совместно с наукой. Поэтому нам потребуется 4-5 лет для того, чтобы эти мощности освоить.
Многое зависит от того, сколько мы будем высаживать саженцев и как будет дальше складываться конъюнктура. На данным момент в год высаживается порядка 5 тыс. га. Если эти темпы сохранятся, то уже через 2-3 года получится удовлетворить порядка 80% потребности. Эта работа в процессе.
Энотуризм продвигает российское вино
— Каким стал минувший год для сферы энотуризма на Юге России?
— В последние годы виноделы активно работают в этом направлении. Производители создают туристическую инфраструктуру вокруг виноделен. Речь идет о дегустационных залах, магазинах, ресторанах, гостиницах.
Безусловно, закрытие аэропортов Юга России создало определенные трудности посещения этих регионов. Но это не стало причиной сокращения энотуристов, мы этого не замечаем. Наоборот, с каждым годом количество людей, приезжающих на винодельни, растет, пусть и не сильно — на 5-6%. Но падения показателей нет, потому что у туристов, с моей точки зрения, растет интерес к российскому вину.
На данный момент от 60 до 70% туристов, приезжающих на винодельни, это так называемые самостоятельные туристы, большая часть которых приезжает на своих машинах. Поэтому отсутствие воздушной связи с Югом компенсируется увеличением автомобильного трафика.
Сегодня задача виноделен заключается в сохранении турпотока в зимнее время года. В этих целях проводятся различные фестивали, мероприятия, встречи, конференции, которые должны подтянуть туристов к нашим винодельням.
— Какие регионы Юга повысили привлекательность для энотуристов в 2023 году?
— Среди регионов Юга в лидерах энотуризма находится Краснодарский край. Винодельни только «Абрау-Дюрсо», расположенные в регионе, ежегодно посещает более 500 тыс. человек. Думаю, такая позиция края сохранится надолго.
Вторым регионом, следующим за Кубанью, является Крым и Севастополь. За ним я бы поставил Ростовскую область, в которой, однако, представлено мало виноделен. Да, развитию туризма в регионе уделяется большое внимание, там есть винная дорога, но количество виноделен невелико, а туристу интересно разнообразие.
В этом плане серьезные перспективы можно выделить у Дагестана. В республике работает аэропорт. Сейчас там активно развивается туризм, в том числе и винный. Но этот бурный рост упирается в отсутствие инфраструктуры — в Дагестане мало гостиниц, ресторанов. Конечно, там реализуются специальные программы развития туризма и энотуризма, вкладываются большие объемы инвестиций. Думаю, пройдет совсем немного времени, и инфраструктура Дагестана позволит принимать туристов и энотуристов не в меньшем объеме, чем на Кубани и в Крыму.