Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Все новости Краснодар
Российские биатлонисты выиграли первую медаль в сезоне 17:25, Спорт 15 идей подарков для коллег и бизнес-партнеров 17:08, РБК и Афимолл Сити Саудовские власти решили разрешить женщинам водить мотоциклы 16:56, Общество Собянин пообещал помочь Московской области ликвидировать источник запахов 16:45, Общество 5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом 16:35, Спецпроект РБК PINK Рябков призвал прекратить «гонку угроз» в отношении КНДР 16:21, Политика Десятки тысяч румын пришли проститься с «королем-комсомольцем» Михаем I 16:12, Фотогалерея  Лидер «друзей КНДР» в Думе заявил о способности её ракет достичь США 16:09, Политика Яд становится лекарством: как змеи спасают людей 16:08, Lenovo и РБК В Москве около закрытых станций метро начали раздавать бесплатный чай 15:47, Общество Фонд храма Христа Спасителя получил иск от арендатора на 27 млн руб. 15:36, Политика Анастасия Кузьмина возглавила общий зачет Кубка мира по биатлону 15:17, Спорт В голосовании по названию моста в Крым определился лидер 15:07, Общество На востоке Москвы до конца 2018 года появится подземный вокзал 14:58, Общество Квест-драйв: как доехать до Шереметьево за 30 минут 14:47, РБК и Porsche Главы МИД России и Франции обсудили в телефонном разговоре Сирию 14:35, Политика Фигуранта дела миллиардера Михальченко убили в Петербурге 14:34, Общество Шойгу поблагодарил обеспечивавших безопасность Путина в Сирии военных 14:32, Общество Полицейский и двое рабочих погибли в ДТП в Санкт-Петербурге 14:06, Общество Евгению Медведеву заявили на чемпионат России по фигурному катанию 14:01, Спорт Google закроет проект дополненной реальности Tango в марте 2018 года 14:00, Технологии и медиа 25 проверенных маршрутов для зимнего автотуризма по России и Европе 13:56, РБК и Hankook Киев рассказал о планах развития украинского телевещания в Крыму 13:40, Политика В Австрии ультраправые и консерваторы создадут коалиционное правительство 13:28, Политика Минтранс до конца года подготовит документы по авиасообщению с Египтом 13:15, Бизнес Путин подарил на юбилей Родиону Щедрину картину «Монтажник-высотник» 13:10, Общество С 1917 до 2017: хорошо ли вы знаете историю российских денег 12:39, РБК и Ситибанк Топилин заявил о выделении около 49 млрд руб. на строительство яслей 12:35, Общество
Шипулин, "Ростелеком": "Уже есть успешные примеры импортозамещения в ИТ"
Краснодарский край, 29 апр, 2016 13:36
0
Шипулин, "Ростелеком": "Уже есть успешные примеры импортозамещения в ИТ"
Вице-президент ПАО «Ростелеком» - директор макрорегионального филиала «Юг» Александр Шипулин рассказал в интервью ИА «РБК-Юг», как телеком развивается в кризис и почему тарифы на связь снижаются, а не растут
Вице-президент ПАО «Ростелеком» - директор макрорегионального филиала «Юг» Александр Шипулин (Фото: Предоставлено пресс-службой)

По итогам 2015 года МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком» на рынке местной телефонии занял долю в 77,3%, внутризоновой телефонии —87,4%. Доля услуг ШПБ ШПД составляла 53%, интерактивного ТВ —60%. Общая площадь территории обслуживания МРФ «Юг» составляет более 575 тыс. кв. км. Здесь проживают более 21 млн. человек (около 15 % населения России).

Александр Петрович, снижение потребительского спроса, платежеспособности населения, валютные колебания негативно отразились на большинстве видов бизнеса. Есть мнение, что крупный бизнес страдает от различных кризисов в первую очередь, потому что он более медленно приспосабливается к ситуации, медленнее внедряет антикризисные решения. Как себя чувствовала в последний год компания «Ростелеком»? Какие антикризисные решения пришлось внедрять именно здесь, на Юге РФ, чтобы подстроиться под текущие экономические реалии?

Хоть мы и находимся на юге, но живем в той же стране, что и все остальные. И текущая ситуация, естественно, отражается и на нас. Недавно мы подвели итоги финансового года и увидели, что год был действительно не очень хороший. Но с другой стороны, когда мы сравнили наши результаты с показателями других телекоммуникационных компаний, стало понятно, что у «Ростелекома» положение куда лучше, чем у других операторов.

В рублевом эквиваленте мы показали небольшой рост выручки. Как и у всех, у нас снизилась рентабельность. Как сказал один мой знакомый бизнесмен, раньше, чтобы заработать 100 рублей, требовалось потратить усилий на 150 рублей. А теперь, чтобы получит эти же 100 рублей прибыли, нужно потратить уже не 150, а 500 или 1000 рублей. То есть маржинальность сократилась. Это в деталях. Ну а в целом я могу сказать, что в отличие от других видов бизнеса телеком не сильно пострадал от кризиса: ведь у человека желание общаться остается при любых обстоятельствах.

А что Вы скажете о курсовых колебаниях? Сказалось ли их влияние на работу «Ростелекома»?

Да, у нас есть доля потребления в валюте: мы покупаем импортное оборудование, аналогов которому пока нет в РФ, для развития сетей и услуг. Мы активно наращивали и наращиваем даже в кризис темпы строительства инфраструктуры - прокладываем волоконно-оптические линии связи как в многоэтажный сектор, так и в малоэтажный. И это несомненно поможет нам увеличивать в дальнейшем количество пользователей и услуг и получать дополнительную выручку.

Если говорить непосредственно об инвестициях. У нас были предолимпийские 2010-2014 годы, когда федеральный «Ростелеком» действительно вкладывал огромные инвестиции в развитие инфраструктуры на юге. Сейчас эти годы уже прошли, и темпы инвестирования сократились. Куда сейчас «Ростелеком» вкладывает деньги и какие основные инвестиционные программы будут действовать в постолимпийский период, в ближайшие 3-5 лет?

Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что объем инвестиций не сократился, а увеличился после Олимпиады. Я объясню, почему. В 2014-2015 годах помимо олимпийской программы у нас были и направления, связанные с инвестированием в строительство волоконно-оптической сети в других регионах ЮФО и СКФО, где мы ведём свой бизнес. И они шли своим чередом. Что касается самой Олимпиады — данные инвестиционные программы были направлены не на развитие всего юга, а лишь отдельных направлений связи в Сочи. Там был создан очень мощный Центр обработки данных, необходимая инфраструктура для обработки и передачи большого количества данных по фиксированным каналам связи и т.д.

Макрорегиональный филиал «Юг» в 2015г. инвестировал в развития услуг связи 5 млрд руб. Это на 200 млн руб. больше, чем в 2014г. В 2016г. компания рассчитывает сохранить объемы инвестиций на уровне 2015г.

Но повторюсь, что это было лишь отдельное направление работы, в котором была задействована лишь часть наших ресурсов. Олимпиада завершилась, а программа по созданию волоконно-оптической инфраструктуры по всему югу РФ продолжается и наращивает обороты.

Сегодня есть задача правительства привести оптику в каждый дом, в каждый населенный пункт с населением от 250 до 500 человек. И ее выполняет «Ростелеком». Программа называется «Устранение цифрового неравенства». Для юга, где значительная часть населения проживает в частном секторе, в сельских населенных пунктах, это сегодня одна из самых актуальных задач: чтобы телеком-услуги по волоконно-оптическим линиям связи пришли в каждый дом. На юге за период действия программы до 2018 года должно быть построено 36 тыс. км волоконно-оптических линий связи (это включая и Чечню). В прошлому году проект только начался, и в него активно включились только часть регионов, но мы уже проложили порядка 4 тыс. км ВОЛС.

Программа «Устранение цифрового неравенства» субсидируется государством. Для вас это в чистом виде социальный проект, на котором вы ничего не зарабатываете, или он все-таки вам коммерчески выгоден?

Несомненно, в программе превалирует социальная составляющая: интернет должен доставляться в населенные пункты с населением до 500 человек по определенной стоимости - не выше 45 рублей. Есть и другие требования. Конечно, трудно представить, что с населенного пункта в 300 человек можно получить какую-то значимую прибыль от оказанных услуг и окупить все затраты на прокладку самой линии. Но в процессе того, когда мы будем прокладывать ВОЛС к хутору для 300 жителей, по дороге мы «зайдем» в город, где 30 тыс. жителей. И, конечно, здесь уже есть наш прямой коммерческий интерес: мы проводим линии, подключаем услуги, получаем прибыль. То есть задача решается и социальная для населения, и экономическая для компании.

Вы упомянули о том, что часть оборудования, которое вы закупаете — импортное. Естественно, оно подорожало вслед за ростом валют. Сейчас модно говорить об импортозамещении, искать российские аналоги иностранных комплектующих. Но отрасль ИТ - пожалуй, одна из самых высокотехнологичных. Реально ли здесь заменить импортное оборудование на отечественное? Вы пытаетесь это делать? И насколько успешно?

Это пытаются делать все, и мне кажется, довольно успешно. Недавно я пошел в магазин керамической плитки и увидел, что там представлено уже достаточно много отечественных производителей. И если раньше разница была очевидна, то сейчас я уже не могу отличить — где российская плитка, а где — зарубежная.

Вопрос импортозамещения в отрасли ИТ обсуждается очень серьезно. И уже есть успешные примеры. Например, российские производители начали самостоятельно выпускать кабельную продукцию. Работает уже много заводов, которые обеспечивают довольно заметную долю этой продукции на рынке. Высокотехнологичное оборудование сегодня, конечно, поставляют иностранные поставщики. Но мы и здесь оптимизируемся: например, с российского рынка ушли европейские и американские компании, но появились китайские. Кроме того, мы создаем совместные производства. Конечно, ценовая политика в любом случае изменилась: все стало дороже. При этом стоимость коммуникационных услуг не растет, а снижается. Но я уже говорил об этом в начале беседы: снижается маржинальность, уходят посредники, которых раньше в одной цепи могло быть до десятка.

Мы проводим серьезную работу по снижению закупочных цен на конкурсах и видим, что сегодня на конкурсы выходят строители, подрядчики, поставщики с дисконтом до 25%. За счет этого и получается нивелировать валютную составляющую.

А внутри самой компании, пришлось ли оптимизировать структуру, сократить персонал?

Сокращение персонала происходит каждый год, это следствие технологического прогресса. Оптимизация численности составляет порядка 7-8% ежегодно. Прокладывая новые волоконно-оптические линии связи, мы сокращаем объем старого оборудования, обслуживание которого требовало больше людей. Новое работает дольше и надежнее. Требует меньше трудозатрат.

Как сегодня меняются доли на рынке телекоммуникационных услуг? Какие услуги сокращаются, а какие растут?

Сокращается фиксированная связь. Объем рынка фиксированной связи «уходит» практически на 10% ежегодно. Конечно, мы вынуждены компенсировать или замещать данный объем услуг. Тем не менее, есть значительная категория населения и организаций, для которых стационарный телефон незаменим. Он остаётся стабильным и энергонезависимым средством общения с качественной связью, коротким номером, он не влияет на здоровье, он лёгок в использовании, например, для детей и для пожилых людей, бывает необходим в экстренных случаях. С апреля текущего года мы ввели тарифный план «Безлимитная Россия», позволяющий за фиксированную ежемесячную плату совершать с домашнего телефона неограниченное количество звонков на любые стационарные номера по всей стране, а на российские мобильные номера – по стоимости 1,3 руб./мин.

Количество абонентов телефонии Макрорегионального филиала «Юг» по итогам 2015г. составляет 3 млн. Число пользователей ШПД за 2015г. выросло с 1,55 до 1,64 млн человек, а Интерактивным ТВ в 2015г. стали пользоваться на 60 тыс. человек больше (300 тыс. абонентов)

Фиксированная связь как проводная технология будет достаточно долго иметь право на жизнь, потому что никакие беспроводные технологии никогда не заменят технологию проводную. Конечно, я не говорю сейчас о медных проводах. Речь идет уже о волоконно-оптических линиях, по которым абоненты сегодня получают и ШПД, и интерактивное ТВ, и массу других сервисов.

Что касается сервисов. Вы сейчас вводите сервисы, которые как кажется совершенно не профильные для телеком-компании: игровые порталы, денежные переводы и т. д. Что это: попытка заместить выпадающие доходы или же это потребность рынка и клиентов?

И то, и другое. Подумайте сами: кто сейчас на рынке зарабатывает больше всех? Те, кто копается в земле? Нет. Например, «Гугл» и «Яндекс» не вкладывают в инфраструктуру, они пользуются сетями, которые мы проложили, и получают хорошую прибыль. Так что глупо, имея такую мощную инфраструктуру, вкладывая колоссальные деньги и инвестиции, не использовать ее максимально эффективно. Мы видим, что клиенту нужны новые сервисы и он готов за них платить.

Ваша компания сейчас участвует и в других больших проектах. Например, подготовка к ЧМ по футболу. Что конкретно вы будете делать в городах, где проходят игры: в Сочи, Ростове-на-Дону, Волгограде? Наверное, в Сочи, где проходила Олимпиада, все уже давно готово...

Это не так. С одной стороны, магистральная телекоминфраструктура «Ростелекома», которая создавалась в Сочи для Олимпиады, продолжает использоваться на многих федеральных проектах, для организации теле- и видеотрансляций (Формула 1, инвестиционные форумы, выставки и культурные мероприятия, крупные торговые центры, FIFA-2018). При этом мы на несколько лет вперед заложили основу для использования активного развития широкополосного доступа в регионе.

С другой стороны, если говорить, например, об олимпийском стадионе «Фишт», то сейчас активно реконструируется его внутренняя инфраструктура, в том числе и коммуникационная.

При этом «Ростелеком» сегодня не является официальным партнером FIFA-2018, но со своей стороны готов предоставлять весть спектр телеком-услуг в полном объёме, обладая соответствующим опытом.

И да, я бы сказал, что мы имеем в виду не 3, а 4 города в рамках проведения ЧМ-2018. Я бы включил сюда и Краснодар.

Но Краснодар не вошел официально в этот список и нет предпосылок, что войдет.

Я так не считаю. Я все же рассматриваю Краснодар как резервный город. Я вижу, как строится стадион Сергея Галицкого, и уверен, что на нем обязательно пройдут матчи FIFA-2018.

Еще один вопрос, который бы хотелось затронуть, это рост тарифов. Сегодня люди очень резко реагируют на любое повышение цен из-за того, что упала платежеспособность и сократились доходы населения. У вас в планах есть повышение стоимости на какие-то услуги?

В нашей отрасли, как вы видите, налицо обратная тенденция - тарифы только сокращаются. Мы повышаем тарифы только на какие-то очень низкорентабельные или совершенно убыточные вещи.

Какие, например?

Например, проводное радиовещание - это уже раритетная услуга, но она есть. Вы удивитесь, но в старых домах еще остались проводные радиоприемники, и мы вынуждены оказывать эту услугу. На остальные услуги, как я и сказал, происходит снижение тарифов: на интернет, Интерактивное ТВ и т. д. Даже если я захочу повысить цены, люди сразу уйдут к конкуренту: сейчас к одному и тому же дому могут быть подведены сети сразу 5-6 провайдеров. Поэтому абоненты могут не переживать: в ближайшее время повышать тарифы мы точно не собираемся.

Полную версию интервью читайте здесь.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.