Игорь Галась: «По итогам 2022г. доходы Кубани могут достичь ₽350 млрд»
— Краснодарский край в первом полугодии 2021 года вошел в десятку регионов России с профицитным бюджетом. По оценке рейтингового агентства АКРА, он составил 14,4 млрд рублей. Как изменилась ситуация по итогам 9 месяцев?
— На сегодняшний день профицит бюджета составляет порядка 30 млрд рублей, т.е. мы еще более нарастили разницу между поступлениями доходов и расходами. Но я бы не стал на этом ставить большой акцент. Здесь нужно вникать в его структуру. У нас аккуратная бюджетная политика, и если сейчас мы получаем серьезные дополнительные доходы, то мы направляем их на расходы как в текущем году, так и в плановом периоде. При этом считаем, что не следует устраивать гонку в конце декабря. Неиспользованные средства, в том числе от сверхпоступивших доходов, будут распределены в бюджете в феврале следующего года. Мне кажется более важной история о динамике государственного долга. Если бюджет сбалансирован, и мы наблюдаем стабильный размер госдолга, то это говорит о здоровой бюджетной системе.
— По итогам прошлого года государственный долг Кубани удалось уменьшить на 2,7 млрд рублей по сравнению с ранее планируемыми показателями до 102,1 млрд рублей. Какая сейчас долговая нагрузка на региональный бюджет и как она изменится?
— Еще пять лет назад размер долговой нагрузки составлял 99%. Объем госдолга краевого бюджета равнялся собственным налоговым и неналоговым доходам. За минувшие годы мы существенно оздоровили бюджет, поработали и над структурой долга, и над его размером. В абсолютной сумме он сейчас составляет порядка 101 млрд рублей. Недавно мы погасили еще 1 млрд рублей облигационного займа и планируем по итогам 2021 года дополнительное снижение — госдолг будет составлять 99,5 млрд рублей.
Если говорить о структуре госдолга, львиную долю составляют бюджетные кредиты. Они уже реструктуризированы. У нас даже есть возможность их списания, если мы в ближайшие три года грамотно реинвестируем задолженность по ним. Задолженность по облигациям составляет порядка 29 млрд рублей. В среднесрочной перспективе мы не планируем наращивать госдолг.
— Что будет происходить с облигационными займами? Планируется ли и в дальнейшем выпускать облигации?
— У нас было около 30 млрд рублей заимствований в виде облигаций. На 2023 год мы пока планируем привлечение 10 млрд рублей, но будем смотреть на динамику доходов в бюджет. В этом плане мы консервативны. В последние годы было много непредсказуемых ситуаций. Объем доходов резко колебался.
— Как изменились основные характеристики консолидированного бюджета региона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и первоначальными прогнозами? Насколько выросли доходы, расходные обязательства?
— Сегодня бюджет исполняется достаточно комфортно. В текущем году мы уже два раза серьезно корректировали бюджет в сторону увеличения. Нарастили относительно первоначальных бюджетных назначений на 23 млрд рублей доходы, на 44 млрд рублей — расходы.
В основном это коснулось так называемого бюджета развития. Большая часть дополнительных средств направлена на строительство и реконструкцию школ, детских садов, больниц, поликлиник и офисов врачей общей практики, малобюджетных спортивных комплексов и центров единоборств. Особое внимание уделяется обеспечению жильем детей-сирот, а также переселению из ветхого и аварийного жилья.
23 млрд рублей мы направляем на инвестиции в социальной сфере и ЖКХ, около 11 млрд рублей — на строительство Ейского, Троицкого, Таманского водопроводов. Еще 1,1 млрд рублей — на поддержку санаторно-курортного комплекса.
Определенным вызовом в рамках исполнения текущего бюджета стал рост цен на строительные материалы. В целом по заключенным на 1 июля контрактам общее удорожание составило порядка 30%.
Если говорить о структуре бюджета, 70% расходов на социальную сферу — это нормально. Но мы должны думать и о развитии. У нас остается серьезно недофинансированной сфера ЖКХ.
— Что с доходами краевого бюджета?
— На сегодняшний момент прирост собственных доходов составляет 28%. По итогам 9 месяцев мы получили 306 млрд рублей, из которых 250 млрд рублей — собственные доходы. На конец 2021 года мы планировали снижение динамики доходов, однако сейчас мы не видим какого-то сокращения темпов. Поэтому прогнозируем рост на уровне более 20%. Таким образом, мы обеспечим достаточно серьезную подушку безопасности на следующий год.
— Какие сферы вносят наибольший вклад в бюджет региона?
— Что касается поступлений в доходную часть консолидированного бюджета края в текущем году, то наблюдается прирост поступлений от хозяйствующих субъектов в отраслях, наиболее пострадавших в условиях пандемии в 2020 году: в потребительской сфере — на 47,2%, санаторно-курортном комплексе — на 79,1%.
В отраслевом разрезе высокая динамика платежей остается в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, где показатель вырос в 11 раз, транспортировке и хранении, строительстве, торговле, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. По итогам 2021 года положительную динамику покажет большинство отраслей экономики края.
— Как себя чувствует санаторно-курортная отрасль — одна из самых пострадавших в 2020 году?
— Мы отмечаем и восстановление турпотока, и финансовых показателей. Мы вводили определенные антиковидные меры, но видим, что к значительному оттоку туристов это не привело. Чувствует себя отрасль уверенно. Заявлено значительное количество инвестиционных проектов, которые в ближайшее время планируется реализовать в данном секторе экономики. Это говорит о том, что бизнес видит, что это направление прибыльно и туда можно вкладывать ресурсы.
— Один их масштабных и долгосрочных проектов региона — это создание Краснодарской агломерации. В 2018 году озвучивалось, что на первоочередные мероприятия по ее развитию потребуется порядка 270 млрд рублей, из которых большая часть — средства частных инвесторов. Изменились ли оценки инвестиций? Сколько частных средств удалось привлечь для реализации проекта?
— Сумма, о которой вы говорите, не изменилась. С 2019 по 2020 год инвестиции в основной капитал (без учета бюджетных средств) в Краснодарской агломерации составили порядка 220 млрд рублей. В активной стадии реализации сейчас находится порядка 60 проектов на сумму порядка 230 млрд рублей. Они касаются создания промышленной инфраструктуры.
Сейчас рассматривается наше участие в таком проекте, как «Магистраль» — он включает в себя комплексное развитие трамвайных путей и создание более 70 км новых линий в различных направлениях города. По нашей оценке, финансирование составляет порядка 25 млрд рублей. Мы сейчас активно ведем консультации с корпорацией ДОМ.РФ о возможности финансирования этого проекта и выпуска инфраструктурных облигаций совместно с тем частным партнером, которого мы определим.
Мы оказываем поддержку и другим муниципалитетам агломерации по созданию кластеров экономического роста. В 2018 году утверждена Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, в соответствии с которой в состав Краснодарской агломерации вошли город Краснодар (с пригородами и входящими в его состав сельскими населёнными пунктами), территории Динского и Северского района, города Адыгейска, Тахтамукайского и Теучежского районов Республики Адыгея, города Горячий Ключ.
Не менее важным для города является повышение качества городской среды, на реализацию проекта «Берегоукрепление правого берега реки Кубань на участке от ул. Тургенева до Рождественского парка в г. Краснодаре» выделено более 4 млрд рублей.
— Какие сейчас существуют наиболее острые проблемы, препятствующие реализации Краснодарской агломерации? Что делается для их устранения?
Для Краснодара — это транспортная составляющая, дороги, ЖКХ и канализационно-коллекторные очистные сооружения, создание современной сети социальных объектов.
В развитие общественной инфраструктуры Краснодарской агломерации благодаря реализации государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» с 2019 года уже вложено порядка 10 млрд бюджетных средств.
Несмотря на ежегодную работу по строительству новых и модернизации имеющихся учреждений, дефицит мест в школах и детсадах остается актуальной проблемой. С 2019 года в Краснодарской агломерации введено почти 5 тысяч мест в школах и дошкольных учреждениях, до конца 2023 года планируется ввести более 19 тысяч новых мест.
Вся дорожная сеть в Краснодарской агломерации на сегодняшний день работает с перегрузкой. В рамках развития дорожной инфраструктуры планируется реализация крупных проектов по строительству транспортного коридора «Володарского — Тихорецкая — М4 «Дон». Стоимость оценивается в 22,6 млрд рублей, реализация запланирована на 2025 год. Еще один проект — Южный скоростной периметр города Краснодара стоимостью 35,4 млрд рублей.
В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» ведется строительство нового Яблоновского моста, работы планируем завершить к 2024 году, инвестиции в проект составят 6,4 млрд рублей. Этот проект одинаково важен как для Краснодарского края, так и для Адыгеи.
С целью равномерного развития территорий, прилегающих к городу, необходимо создать систему точек роста за его пределами. Например, Динской район обладает высоким промышленно-экономическим потенциалом. Экономику Северского района в большей части формирует промышленность, в настоящий момент инвестиции вкладываются в основном в развитие существующих предприятий.
— В конце июля Минфин определил лимит Краснодарского края по инфраструктурным кредитам в размере 18,3 млрд рублей. Насколько этот займ перспективен и выгоден для региона?
— Мы сформировали заявки на три проекта комплексного развития территорий Таманского, Ейского и Троицкого групповых водопроводов.
Суммарный бюджетный эффект от строительства этих водопроводов и ввода в действие коммерческой и жилой недвижимости в муниципальных образованиях, по территориям которых проходят водопроводы, за период с 2021 по 2038 год (за годы возврата инфраструктурного кредита) составит порядка 98 млрд рублей. По сути 1 млн человек обеспечивается этими водоводами вне сезона. Общий объем привлекаемых внебюджетных инвестиций — не менее 787 млрд рублей.
Мы подали в РФ еще одну заявку на получение бюджетного кредита порядка 65 млрд рублей на строительство еще ряда важных инфраструктурных проектов — очистных сооружений канализации, расположенных вдоль Черноморского побережья от Сочи до Анапы. Заявка на получение кредита на эти цели уже направлена в федеральные органы для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Если мы реализуем этот проект, то существенно улучшим экологию региона и охватим порядка 80% стоков, они будут качественно очищены.
— Каким будет бюджет 2022 года? Как изменятся его параметры?
— Бюджет будет сбалансированным и гарантирующим выполнение всех наших социальных обязательств, станет продолжением политики поддержки отраслей экономики, которую мы сегодня осуществляем.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов в 2022 году составит 337 млрд рублей, с темпом роста к 2021 году — 103,7%. Это консервативный сценарий. Но я думаю, что мы можем на следующий год определить для себя очередной рубеж — в 350 млрд рублей.
При планировании объема расходов краевого бюджета на 2022 год учитывалось повышение оплаты сотрудников соцсферы, муниципальных учреждений, индексация материальных затрат государственных учреждений Краснодарского края на 4%.
Одновременно с этим бюджетные расходы будут направлены на поддержку реального сектора экономики, инвестиционное развитие края и стимулирование экономического роста, в том числе путем реализации новых механизмов привлечения инвестиций, предусматривающих финансирование бюджетных инвестиций за счет средств, высвобожденных в результате реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета.
Что касается проекта краевого бюджета. Краевой бюджет на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы сформирован и будет представлен в Законодательное Собрание края.