Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Юртаев: как будет развиваться экономика Кубани

Фото: пресс-служба министерства экономики Краснодарского края
Фото: пресс-служба министерства экономики Краснодарского края
О перспективах на 2023 год, поддержке бизнеса и ключевых отраслях в интервью РБК Краснодар рассказал министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев.

— В прошлом году на Кубани разработали План по устойчивому развитию экономики региона. Расскажите подробнее о документе, какие мероприятия он подразумевает, что было сделано в 2022 году?

— В марте 2022 года по поручению губернатора Краснодарского края министерство экономики совместно с отраслевыми органами власти, органами местного самоуправления, деловыми объединениями подготовило и представило на рассмотрение краевой комиссии план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности. 11 марта 2022 года план подписал губернатор.

За прошедший год утвердили 11 редакций плана, на постоянной основе проводится мониторинг ситуации в базовых отраслях экономики, системообразующих предприятиях, на рынке труда, а также ведется разработка новых мероприятий.

Так, по итогам 2022 года в крае освоили 5,2 млрд рублей на поддержку промышленных организаций, сельского хозяйства, курортной отрасли, развитие транспорта, малого и среднего предпринимательства, инвесторов. С учетом развития фондовой поддержки мерами воспользовались более 2 тыс. юридических лиц и предпринимателей, и это без учета предоставления налоговых льгот и иных преференций.

— Какие мероприятия рассчитывают провести в 2023 году согласно плану? Каким отраслям будет уделено особое внимание?

— В этом году в план вошли 55 мероприятий на общую сумму
4,3 млрд рублей, из которых 3,2 млрд рублей предусмотрели в краевом бюджете.

В условиях внешнего санкционного давления поддержка, как и в прошлом году, направлена на развитие базовых отраслей экономики, малого бизнеса, инвестиционного потенциала и снятие инфраструктурных ограничений.

Особое внимание уделяется промышленности — на развитие импортозамещения, поддержку машиностроителей Кубани, резидентов промышленных парков, а также развитие инженерно-технических центров планируется направить более 1,3 млрд рублей.

Для развития сельского хозяйства предусмотрели гранты на создание овцеводческих ферм, гранты на развитие семейных животноводческих ферм, увеличили вдвое финансирование мероприятия по возмещению части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.

Кроме того, план включает мероприятия по поддержке реновации и модернизации средств размещения в санаторно-курортном комплексе, по поддержке транспортной отрасли в части приобретения дорожно-строительной техники и подвижного состава.

Уже в прошлом году мы предусмотрели налоговые льготы для развития детских здравниц, сектора информационных технологий.

Для инвесторов помимо сокращения административных барьеров, льготной аренды земельных участков, налоговых льгот увеличили финансирование мероприятия по компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам на инвестиционные цели.

— Какие отрасли станут драйверами развития экономики региона в текущем году?

— Несмотря на прогноз экспертов о снижении ВВП РФ, мы планируем обеспечить небольшой рост данного показателя в крае — порядка 1% с опережением российского темпа ВВП на 1,8 п.п. (РФ — 99,2%). В номинальном выражении ВРП Кубани оценивается в 2023 году около 3,8 трлн рублей.

В текущем году мы ставим наибольшие ставки на промышленность, строительство, потребительский рынок (торговля и общепит) и санаторно-курортную сферу. Полагаем, что темпы роста в этих отраслях составят от 102% до 105%. Это позволит нам добиться устойчивого развития экономики в 2023 году.

— Ожидаются ли изменения в структуре экономики Краснодарского края в 2023-2024 годах?

— Как и в 2023 году, так и в следующем 2024 году ожидается продолжение положительного тренда развития экономики края в соответствии с национальными и региональными целями — рост ВРП прогнозируется с темпом 103,9% с опережением параметров роста ВВП России на 1,3 п.п.

На динамику ВРП края будет оказывать влияние ввод новых мощностей и реконструкция предприятий и организаций пищевой переработки, металлургической промышленности, нефтепереработки, машиностроения, строительство сухогрузного морского порта Тамань, развитие Новороссийского транспортного узла, развитие индустриальных промышленных парков, реализация инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ, государственных программ РФ и государственных программ Кубани.

В среднесрочной перспективе структура ВРП края претерпит ряд изменений, связанных в основном, с перераспределением доли сельского хозяйства в пользу промышленности, торговли, доли которых в ВРП края к 2025 году увеличатся относительно 2022 года до 15,4% против 15,0% и 17,1% против 16,5% соответственно. Доля транспортного комплекса практически не изменится и останется на уровне 13,9% в общем объеме ВРП края.

— Возможно ли увеличение доли технологичного сектора и IT в ВРП?

— Сегодня IT-отрасль имеет серьезный потенциал для развития. В частности, это касается новых информационных разработок, которые важны как для края, так и для России в целом.

На Кубани сильное IT-сообщество, которое нуждается в поддержке. Для них в крае уже установлены дополнительные льготы в виде увеличенного инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций до 70% и снижение налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения. Это позволяет рассчитывать в ближнесрочной перспективе на увеличение вклада этой отрасли в развитие экономики края.

— Одним из ключевых элементов стратегии социально-экономического развития Краснодарского края является проект «Южный экспортно-импортный хаб». На какой стадии находится реализация проекта?

— Реализация флагманского проекта «Развитие Южного экспортно-импортного хаба» направлена на развитие потенциала региона в системе международных транспортных коридоров и обеспечения высоких темпов экономического роста.

Проект напрямую связан с реализацией указов президента России «О национальных целях развития РФ».

По сути, проект рассматривается как система взаимосвязанных транспортных узлов, расположенных на территории Краснодарского края, в которых сходятся транспортные потоки.

Несмотря на сложившиеся геостратегические вызовы, реализация крупных инвестиционных проектов, являющихся опорными в хабе, продолжается.

Это и инвестиционные проекты группы компаний «ОТЭКО», стивидорного холдинга ООО «ДелоПортс» (ОАО «НУТЭП», АО «Зерновой терминал «КСК»), АО «Туапсинский морской торговый порт», компаний, входящих в ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ГК «Аэродинамика» (ранее — ООО «Базэл Аэро»).

Активизация реализации инвесторами проектов по строительству и реконструкции терминальных портовых мощностей связана с ростом доли экспорта (90% экспорта зерна проходит через порты АЧБ). Проекты по реконструкции терминалов перевалки зерна реализуются в портах Новороссийска, Туапсе, Тамани и Ейска.

— Какие объемы грузоперевозок прогнозируются после реализации проекта?

— Прогноз потенциала прироста грузовых перевозок по ключевым транспортно-логистическим узлам к 2030 году (без нефти и нефтепродуктов) оценивается на уровне 160 — 216 млн тонн км. В 2022 году перевезено грузов 56,1 млн тонн, что на 8,1% больше аналогичного периода прошлого года. Это уже более трети прогнозного объема 2030 года.

Даже по оценке 2022 года мы отмечаем устойчивый рост грузооборота транспорта всех отраслей экономики, млрд т-км. С 2020 года этот показатель вырос более, чем на 15% (с 145,9 до 168,2 млрд т-км).

Общий объем перевалки грузов в морских портах края за январь—декабрь 2022 года составляет 245,3 млн тонн, 104,0% к уровню 2021 года (с учетом перевалки всех наливных грузов).

— Черноморский экономический округ в нынешних условиях является стратегическими воротами не только Кубани, но и России в целом. Какие инфраструктурные ограничения для развития сегодня есть, и как их планируется устранить?

— К основным инфраструктурным ограничениям Черноморской экономической зоны можно отнести проблемы транспортной доступности, недостаточная обеспеченность населенных пунктов коммунальной инфраструктурой.

В транспортной сфере на принципах государственно-частного партнерства планируется строительство радиальных автомобильных дорог, ведущих к Черноморскому побережью.

Прорабатывается проект создания четырехполосной автомобильной дороги Краснодар — Абинск — Шапсугская — Кабардинка, протяженностью более 50 км, с интенсивностью движения порядка 9,5 тыс. транспортных средств в сутки.

По поручению президента России Владимира Путина в стадии разработки находится еще один проект создания четырехполосной автомобильной дороги в рамках обхода мкр-на Адлер: Горячий Ключ — Сочи, протяженностью порядка 7,5 км и прогнозной интенсивностью движения 27 тыс. автомобилей в сутки.

Проводится работа по реализации концепции так называемой «мусорной реформы». Администрацией края рассматривается поступившая частная концессионная инициатива по строительству комплекса по переработке отходов в районе Анапы. Планируемая мощность КПО составит 300 тыс.тонн, в проект предполагается инвестировать более 6 млрд рублей. Построить объект планируется за два года.

Также осуществляется подбор участка для строительства аналогичного комплекса в районе большого Сочи.

В рамках реализации концессионного соглашения в Геленджике проводится модернизация системы водоснабжения и водоотведения. Получено положительное заключение в отношении проекта строительства очистных сооружений производительностью 50 тыс. куб.м/сут с глубоководным выпуском по ул. Солнцедарской. Стоимость проекта по результатам гос.экспертизы составляет 25,308 млрд рублей, предусмотрено федеральное софинансирование работ в размере 76%.

Новые объекты будут очищать сточные воды, поступающие из жилых домов и с предприятий города, обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение, улучшив тем самым экологию курорта и качество жизни населения.

Ввести объекты коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию планируется к концу в 2024 года.

— По итогам 2022 года экономика Краснодарского края демонстрировала устойчивость. Что позволит сохранить ее и выйти на траекторию роста в 2023 году?

— Траектория развития в 2023 году будет определяться эффективной реализацией мер, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и ее структурной перестройке. В их числе денежно-кредитная политика, переориентация экспортных поставок, в том числе через развитие транспортно-логических коридоров, замыкание производственных цепочек внутри страны, обеспечение технологического суверенитета, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Все новости Краснодар
Шольц отверг призыв разрешить Украине удары по России западным оружием Политика, 18:39
Макрон назвал дату открытия отреставрированного Нотр-Дама Общество, 18:32
Spiegel узнал условия отправки войск на Украину Прибалтикой и Польшей Политика, 18:26
Оппозиция в Ереване предложила на пост премьера архиепископа Политика, 18:11
Климатический маятник принесет в центр России аномальное тепло Общество, 17:37
На Гран-при Монако «Формулы-1» три болида сошли с трассы после аварии Спорт, 17:33
В Белгородской области сбили две ракеты «Ольха» Политика, 17:26
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Конгрессмены из США приедут на Тайвань и встретятся с президентом Политика, 17:04
Мужчина пострадал при атаке дрона близ Шебекино Политика, 17:01
Белгород атаковал дрон Политика, 16:48
Лавров назвал агонией разговоры об ударах по России американским оружием Политика, 16:39
Рублев вышел во второй круг «Ролан Гаррос» Спорт, 16:35
Фабрицио Романо сообщил о финальной стадии переговоров ПСЖ по Сафонову Спорт, 16:19
В Новокузнецке в результате ДТП с автобусом пострадали девять человек Общество, 16:16