Б.Дюкро: "После перестройки потребление молока в РФ снизилось вдвое"
Группа компаний Danone в России входит в международную Groupe Danone, которая представлена на 5 континентах. Владеет 190 производственными центрами, в подразделениях компании работает около 100 000 сотрудников. В 2015г. продажи компании превысили 22 млрд евро. В РФ Danone владеет 18 предприятиями.
Бернар Дюкро начал свою карьеру в 1975г. в качестве инженера-консультанта в компании Unilever. В 1997 был назначен Президентом компании Unilever в России, а далее в 2001г.стал Генеральным директором Urgo-Plasto (Fournier Group). В 2004 присоединился к компании Danone в должности Генерального директора компании Blédina. С 1 октября 2014г. Бернард Дюкро занимает должность Генерального директора Danone Россия и вице-президента подразделения свежих молочных продуктов в странах СНГ.
Бернар, буквально вчера компания открыла в Краснодаре Бизнес-сервис-центр Danone. Прокомментируйте, почему на фоне закрытия существующих мощностей в РФ компания открывает новое подразделение? Какой экономический эффект ожидается получить с его открытием?
Компания постоянно работает над эффективностью своих процессов, как производственных, так и поддерживающих. Они не могут существовать раздельно. Централизация поддерживающих функций одна из форм совершенствования текущей деятельности компании, направленная на улучшение эффективности всех бизнес процессов компании.
Почему именно Краснодар был выбран местом открытия центра?
Краснодарский край всегда был и остается важным стратегическим партнером для Группы компаний Danone в России. Компания является крупным инвестором и работодателем в регионе: здесь расположены два предприятия Danone. В крае находится множество высших учебных заведений и нет проблем с привлечением квалифицированного персонала.
Какой объем инвестиций вложен в открытие? Сколько сотрудников будет работать в центре? И чем будет заниматься сам центр?
Наша стратегическая задача - создать единый экспертный центр поддержки всех бизнесов Danone в России, Беларуси и Казахстане на базе одного офиса с оптимальным географическим расположением. Бизнес-сервис-центр в Краснодаре будет предоставлять комплекс услуг по ряду направлений в сфере финансов, информационных технологий, и административно-кадровых решений для всех бизнесов, заводов и филиалов компании по всей территории Российской Федерации, а также Республики Беларусь и Казахстана. Планируется, что в объединенном Бизнес-сервис-центре будут трудиться более 350 квалифицированных сотрудников, преимущественно жителей Краснодарского края.
Расскажите о текущей инвестиционной программе на предприятиях группы в Краснодарском крае: планирует ли Danone в 2016г. инвестировать в заводы в Тихорецке и в Лабинске? Какие суммы? На какие цели будут направлены средства? Не повлиял ли на инвестиционную программу кризис в российской экономике?
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, Danone подтверждает свои планы по развитию и инвестициям в России – c 2012 г. до 2017 г. В модернизацию своих производственных мощностей компания в общей сложности вкладывает 700 млн долларов США. Инвестиционная программа уже выполнена на 80%. Только в прошлом году мы вложили более 100 млн долларов США. Инвестирование будет продолжено и в ближайшие годы.
Благодаря уже реализованным проектам молочные предприятия в Московской, Ленинградской, Тюменской области, в Екатеринбурге, Кемерово, в Поволжье и Краснодарском крае расширили свой ассортиментный портфель, значительно увеличили производственные мощности, а также существенно улучшили стандарты качества и безопасности выпускаемой продукции.
В Краснодарском крае у нас два больших предприятия. Молочный завод в Лабинске и единственный у Danone в России завод по производству детских мясных консервов в Тихорецке. В 2016г. мы намерены инвестировать в эти предприятиях более 11 млн долл., прежде всего в модернизацию производственного процесса: замену и капитальный ремонт оборудования, приобретение современных инструментов контроля производственных процессов. Все это обеспечит дополнительные гарантии качества и пищевой безопасности нашей продукции.
Какую долю компания сегодня занимает на рынке в производстве молочной продукции (по сегментам) и детского питания в РФ? Насколько доля изменилась по сравнению с 2014г. и за счет чего? Есть ли планы по увеличению долей рынка в текущем году?
Группа компаний Danone в России входит в пятерку лидеров по объему продаж Danone в мире наравне с Францией, США, Великобританией и Китаем. В России мы лидеры на молочном рынке. Наша доля в денежном выражении составляет более 22%.
В 2015г. компания продемонстрировала стабильные результаты благодаря грамотному менеджменту, успешным инновациям и реализации инвестиционного плана. Совокупный оборот компании в России по всем направления бизнеса (молочные продукты, детское питание, специализированное питание, бутилированная вода) показал однозначный рост в сравнении с результатами предыдущего года и существенно превысил 100 млрд руб. Данный рост стал возможен преимущественно благодаря молочному бизнесу, доля которого составляет более 90% от всего оборота компании в РФ.
Ранее компания планировала расширять сотрудничество с фермерами Кубани и Дона для покупки у них сырья. Сколько сейчас компания закупает сырья у местных фермеров, планирует ли увеличивать этот объем в 2016г.? Сколько средств компания инвестирует в это направление в текущем году?
В непростых рыночных условиях Группа компаний Danone в России сумела сохранить стабильные объемы закупки молока в 1,6 млн тонн и остается крупнейшим закупщиком молока в России. В Краснодарском крае, в 2015г. мы закупали молока на 20% больше, чем в 2014г.
Компания продолжает принимать активное участие в развитии поставщиков молока и оказывать им всестороннюю поддержку. Общий объем финансовых вложений по данному направлению работы в 2015г. составил 1,5 млрд руб. В Краснодарском крае, например, совместно с нашими партнерам мы начали внедрять проект по кормлению, в котором участвуют два наших поставщика. Данная инициатива уже показала отличные результаты – повышение надоев на корову до 2,5 л. В этом году мы намерены привлекать в проект всех наших действующих поставщиков. Мы приглашаем всех наших поставщиков, а также поставщиков наших конкурентов пройти обучение в Молочной Бизнес Академии в Липецкой области. В 2016г. есть идея провести выездной тренинг МБА в Краснодарском крае.
В 2015г. мы помогли двум нашим поставщикам в закупке 150 нетелей, есть планы по работе в этом направлении и на этот год.
Насколько, по вашим оценкам, кризис повлиял на спрос на молочную продукцию среди населения? Есть ли у вас общие по РФ данные по сокращению объемов продаж молочной продукции в РФ?
После нескольких лет стабильного роста объемы реализации и потребления молочных продуктов в 2015г. стагнировали. Рост рынка в объеме составил всего 2-3%.
И это печально, ведь после перестройки уровень потребления молока и молочной продукции в России снизился практически вдвое и, несмотря на рост в последующие годы, сегодня он составляет примерно 240 кг при минимальной рекомендованной медицинской норме 330-360 кг на человека в год. Потребление кальция в России почти в 2 раза ниже рекомендованной нормы, свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения и Института Питания.
Как снижение спроса отразилось на выручке и прибыли компании в РФ в 2015г.? Какие ожидания на 2016г.?
Компания Danone в 2015г. продемонстрировала стабильные результаты благодаря грамотному менеджменту, успешным инновациям и реализации инвестиционного плана. Совокупный оборот компании в России по всем направления бизнеса (молочные продукты, детское питание, специализированное питание, бутилированная вода) показал однозначный рост в сравнении с результатами предыдущего года и существенно превысил 100 млрд руб. Данный рост стал возможен преимущественно благодаря молочному бизнесу, доля которого составляет более 90% от всего оборота компании в РФ.
Несмотря на некоторое снижение объемов продаж в натуральном выражении, вызванное падением покупательской способности и ориентацией потребителя на более дешевые сегменты рынка, выручка по этому направлению бизнеса значительно выросла в 2015г. Прибыльному росту способствовал успешный запуск новых продуктов. В 2015г. компания вывела на рынок термостатные йогурты «Активиа». По данным компании Nielsen именно термостатные новинки компании способствовали росту всей категории густых йогуртов в России. Также почти половина роста категории мягких творогов на рынке произошла благодаря мягкому творогу Danone. Запуск новинки «ТЁМА Биолакт» в 2014г. и её расширение в 2015г. позволил существенно увеличить рынок ферментированных детских продуктов.
Как стало известно, Россельхознадзор планирует с 2018г. ввести обязательную ветсертификацию на молоко. Насколько подобная мера необходима рынку, что ее ввод призван решить? Как новая норма повлияет на производителей молока?
С 2018г. вся готовая продукция животного происхождения должна сопровождаться электронными ветеринарными сертификатами на всех этапах ее перемещения. Регулятор обосновывает это нововведение необходимостью прослеживать сырье и продукт «от поля до прилавка». Сертификаты должны создаваться в новой национальной ГИС-системе на каждую партию перед отгрузкой: только погасив в системе сертификат, склад может принять товар. Только создав новый – отправить его дальше в магазин.
Для того чтобы выполнить это, на первый взгляд заурядное, требование, необходимо перестроить все процессы производственного контроля, складского учета, логистики. Именно для молочного бизнеса, где в одной банке йогурта может смешаться молоко из 30 хозяйств, с его мелкими транспортными партиями, короткими сроками годности продукта, это нововведение наиболее болезненно, поскольку потребует внушительного количества дополнительного персонала и автоматизации многих производственных процессов. Только нашей компании потребуется создавать в системе до 600 тыс. строк ежедневно. При этом готовая упакованная продукция ветеринарных рисков не несет, они возникают на ферме и должны быть отсечены на стадии контроля сырья. Стоит добавить, что ни в одной стране мира нет такой системы.