Александр Водяник: "На зеленых зонах можно заработать"
Александр Рифатович, у вас большой опыт развития зеленых зон в Ростове-на-Дону, также вы уже знаете ситуацию с ними в Краснодаре. В связи с этим можете оценить в сравнении развитие зеленого каркаса в этих двух городах.
У Ростова была серьезная фора в этом направлении. Дело в том, что здесь в 70-е годы, в советское время, был создан зеленый каркас, который вошел в число лучших в стране вместе с Москвой, Екатеринбургом и Симферополем. Краснодар в свою очередь был обделен вниманием в этой сфере. Сегодня же в Ростове этот каркас практически уничтожен. Неуправляемые градостроительные процессы привели к тому, что надо создавать каркас заново. Краснодар же начинает практически с чистого листа. И важно, что развитие уже началось: признаться, я не ожидал, что в Краснодаре зеленые зоны будут настолько стремительно развиваться, как это происходит сейчас.
Приятно, что вы даете хорошие оценки Краснодару. Но все же, какие бы вы отметили проблемные, болевые точки и недостатки в развитии зеленых зон Краснодара?
Главное, что сейчас нужно понять властям: в Краснодаре нужно заниматься инженерным конструированием системы зеленых зон. Нужно отходить от субъективного понятия красоты города, что обычно ассоциируется с яркостью цветочного оформления, в сторону понятия функциональности его зон, но на базе исчисляемых показателей.
Отмечу, что зеленый каркас Краснодара уже аргументирован и актуализирован. На тепловых картах города совершенно четко видно, где находится зеленая зона: там температура более-менее комфортная и нормальная летом. Где зелени недостаточно или она отсутствует — там температура в жару достигает 52-54 градусов. То есть совершенно четко продемонстрирована ситуация и показана роль и ценность зеленых насаждений.
Вы упомянули исчисляемые показатели, на основе которых необходимо создавать новые зеленые зоны. А что именно это за показатели?
Они все прописаны в документах, в СНИПах, посвященных развитию зеленых зон. Там, в частности, прописано, что должен быть создан зеленый каркас с целью формирования нормальной микроклиматической ситуации в городе. Также указан раздел «Улучшение микроклимата», где есть 4 параметра: температура воздуха, влажность воздуха, аэрация и солнечная радиация. Раньше проблема была в том, как в рутинном режиме управления производить весьма большие расчеты. Но сегодня, с появлением соответствующих алгоритмов и мощного программного обеспечения, эти проблемы сняты.
В Краснодаре разного уровня политики, активисты и т.д. любят спекулировать на тему нехватки зеленых зон в городе. Вы согласны с таким мнением или это все же популизм?
Совершенно однозначно скажу, что зеленых зон явно недостаточно. Это видно по тепловому портрету Краснодара. Это абсолютно не пустые разговоры.
Есть понимание того, что город необходимо озеленять и тем самым улучшать его микроклимат. Но одна из ключевых проблем — это нехватка финансирования. Вы неоднократно заявляли, что можно не только озеленить город, но и извлечь из этого прибыль. Каким образом?
Финансирование — это действительно проблема. Мы сажаем зеленые растения и «отпускаем» их в свободное плавание, или как сейчас модно выражаться, вешаем на городской бюджет. Нет ни одного города в мире, включая такие финансовые центры как Лондон, Нью-Йорк, Вашингтон и т.д., которые смогли бы за счет городского бюджета содержать все зеленые насаждения. Их содержание должно осуществляться на основе муниципально-частного партнерства. А мы пытаемся применить советские методы развития зеленых зон, когда был один собственник — государство, к текущим условиям. Это ошибка. Поэтому необходимо использовать примеры Запада. Там озеленение — это межгосударственная схема, на которую социально-экономические условия страны сильно не влияют. Проблема в том, что мы не знаем, как работать с парковой экономикой, у нас такой отрасли даже нет.
Что это за экономика и какие могут быть точки привлечения инвесторов?
Парковая экономика - один из разделов известной экономики впечатлений. С 2003г. мы этим вопросом занимаемся с моими коллегами. В свое время мой наставник, учитель, старший друг — Виктор Кузеванов, директор Иркутского ботанического сада, разработал бизнес-проект ботанического сада Иркутска. Объем инвестиций — 1 млрд руб., они должны окупиться за 5-6 лет. Эти показатели были подтверждены в ходе экспертизы в известном экспертном бюро Германии. Учитывайте, что это в условиях Иркутска, это не юг. Когда мы провели аналогичную процедуру по Ростову, срок окупаемости снизился до 3-4 лет в связи с количеством людей, с климатическими условиями. В Москве уже сейчас работают подобные территории, которые имеют еще больший экономический эффект. Проблема — показать инвестору бизнес план. До сих пор мы отслеживаем по стране такие «движения» в этой сфере, но бизнес-планов зеленой территории я никогда не вижу. У нас даже техническое задание на разработку концепции парка — это уже проблема.
А конкретно, на чем может заработать парк или ботанический сад, какие существуют механизмы?
Самое любопытное, что эти механизмы были известны еще лет 100 назад. Суть зеленой зоны состоит в том, чтобы там находились люди. Но просто находиться — это неинтересно и скучно. Там должны быть представлены возможности осуществлять деятельность, чтобы людям было интересно. Самое простое сравнение — рестораны. Вы приходите в столовую, чтобы быстро поесть — получили еду, съели и ушли. Но когда вы заходите в ресторан, вы его оцениваете не только по качеству и разнообразию пищи, но и по сервису. У нас принято, что человек, заходящий в парк или рощу, сам себя должен обслужить и придумывать досуг. Это изначально ложный посыл и задача.
Но в зеленых зонах же не все виды деятельности разрешены...
Я с вами совершенно согласен и мы как раз этой темой занимаемся. В зеленых парковых территориях выгодно развивать весь комплекс так называемого просветительского бизнеса. Что имеется в виду? Это — не лекции само собой, не аудиторные занятия. Это — ниши, которые интересны и всем хорошо известны. Вы же знаете о празднике тюльпанов в Голландии? В Ялте похожий праздник проходит в Никитском ботаническом саду.
На этом и зарабатывают?
Да, там бизнес хороший. При этом абсолютно ботанический, они демонстрируют достижения своих селекционеров, ботаников, коллекции цветов. А вместе с этими выставками, там проходят и фестиваль танго-фламенко и множество иных подобных событий.
То есть под цветы подтягиваются новые услуги?
Совершенно верно. Это хорошо известный в бизнесе принцип синергии , когда отдельно стоящий бизнес неэффективен, но в сочетании с другим - становится весьма интересным. Проблема одна: как вовлечь посетителя в процесс, чтобы человек дольше находился в благоприятной и интересной для него обстановке и тратил деньги.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу функциональности зеленых зон. Если с этой точки зрения посмотреть: насколько в Краснодаре они функциональны? Например, возьмем Ботанический сад.
В Краснодаре великолепный Ботанический сад, здесь отличные коллекции растений. Все, что там нужно и можно сделать - прописано в положении о ботанических садах в федеральном законе об особо охраняемых природных территориях. Целью ботанических садов, в первую очередь, является сбор коллекций, ведение научных работ и просветительских работ среди населения. Международным критерием качества ботанических садов в мире является количество посетителей в год. То есть чем чаще человек приходит в ботанический сад, тем сад полезней для города. Просветительская работа тянет за собой всю экономику. Упомянутый ранее Никитский ботанический сад — мощный научный центр мирового уровня, и он зарабатывает деньги просветительской работой. Наука не приносит прибыли, если она не будет внедряться. Ялтинские ботаники получают очень серьезные гранты на науку и они занимаются мощнейшей просветительской работой и зарабатывают на этом прибыль. В Краснодаре можно повторить такую же историю.
Вы говорили о просветительской работе на территории зеленых зон. Существуют же еще так называемые общественные пространства в зеленых зонах, есть их примеры в Москве и Санкт-Петербурге. Если на юге создавать подобные общественные пространства, то какие виды активности могли бы пользоваться повышенным спросом у жителей?
Мы с партнером как-то были недавно в Краснодаре на мастер-классе по созданию активностей в общественных зонах. Когда мы узнали и услышали, какие виды активности местная молодежь предлагает, то были поражены, потому что настолько разнообразно и интересно это было, что ни в какое сравнение с Ростовом не идет. Меня очень поразили два проекта: это стекольный парк и овощной парк в рамках зеленой зоны.Всего же в нашем каталоге уже сегодня насчитывается более двух дюжин таких деятельностей, которые порознь уже используются в разных городах России
В Краснодаре сейчас начался процесс придания зеленым зонам статуса особо охраняемых природных территорий. Как вы оцениваете необходимость такой работы?
На мой взгляд, этот процесс сейчас вынужденный.
Почему?
Нужно остановить застройку зеленых зон. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что увеличение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в городе влечет за собой рост нагрузки на бюджет. И есть много примеров по всей стране, и в Краснодаре, и в Ростове, когда ООПТ не обеспечивают сохранность и развитие территории. В министерстве экологии отсутствует структура, которая могла бы вести просветительскую работу на территории ООПТ, и соответственно, зарабатывать деньги. Максимум, что они могут делать, вести уходные работы, но финансирование там мизерное. И в итоге мы получаем только границы и некий статус, который не подкреплен ничем.
А как в Ростове с этим обстоят дела?
Так же. Только если у вас власти решились на такой шаг, у нас даже не задумалась об этом. У нас таких территорий 3 или 4 по всему городу.
То есть в целом вы оцениваете политику власти по созданию и сохранению зеленых зон на Кубани положительно?
Да. Краснодар в этом плане вообще пионер и лидер. Ростов в сравнение уже даже не идет.
Сейчас есть понимание, что парковые зоны нужно сделать прибыльными и развивать их. Но какой шаг должен быть следующим? Какие конкретные действия для этого надо сделать? И кто их должен делать: власти, общественники, активисты или все вместе? С чего начать, чтобы запустить этот процесс?
Это организационо-административный процесс, скажем так. Краснодар хорошо начал. Есть такое выражение: "собирать камни". Власти города удачно и эффективно начали их собирать. В Краснодаре сложилась команда, которая в состоянии решать вопросы этого многослойного процесса. На начальном этапе она сработала очень хорошо. Теперь же необходимо ее привести в формат структуры, которая берет на себя ответственность по развитию зеленого каркаса города.
Мне кажется, в данном случае наиболее оптимальный вариант — это создание некоммерческого партнерства в формате автономной некоммерческой организации по схеме муниципально-частного партнерства. Оно взяло бы на аутсорсинг вопросы создания и формирования градоэкологического каркаса в правовом поле.Но важно отметить, что как в любом проекте,так и в этом существует так называемая "мертвая зона", когда риск остановиться весьма высок. Не только удержать достигнутое на первом шаге , но и ответственно двигаться вперед - проблема номер один сегодня для Краснодара.
В конце 2015г. власти Краснодара объявили о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе (с привлечением экспертов и горожан). Техническое задание для внесения изменений в Генплан планируется сформировать к середине 2016 года. Обсуждение Генплана ведется на странице "Открытый Краснодар. Генеральный план города".