«Брутто-контракт — оптимальная для перевозчика схема работы»
Перевод общественного транспорта на брутто-контракты в Краснодаре оценили в 1,8 млрд рублей в год. Об этом рассказал глава краевой столицы Евгений Наумов. По его словам, переход на брутто-контракты позволит снять все вопросы с управляемостью перевозчиками. РБК ТВ Юг спросил представителей отрасли, что они думают о трансформации дорожно-транспортной сети города.
Александр Грачев, директор МУП «КТТУ»
«Брутто-контракт — это когда перевозчик выполняет свою работу, получает плату за нее из бюджета, а в бюджет города идет плата, которую получают с пассажиров. И я понимаю, что глава города говорил о той разнице между оплатой перевозчику и оплатой пассажиров. И она, естественно, не 14,5 млрд рублей.
Эту разницу можно минимизировать, оптимизируя маршрутную сеть, убирая дублирования. Не секрет, когда у нас перед автобусом большой вместимости или перед троллейбусом едут три маршрутки и набирают пассажиров. При оптимальном варианте города планируют получать прибыль даже от этого вида деятельности, когда оплата с пассажиров выше, чем необходимо заплатить перевозчикам. А если брутто-контракт будет заключаться на 5–7 лет, то я считаю, что это возможно.
По моему мнению, есть у нас социально значимые маршруты с невысоким пассажиропотоком, доходов на которых недостаточно, чтобы там работали качественные автобусы с кондиционерами. Я считаю, что в первую очередь их нужно переводить на брутто-контракты. Тогда на этих маршрутах организатор перевозок сможет установить нормальное расписание, организовать перевозку хорошими автобусами.
Не секрет, чем менее рентабельный маршрут, тем хуже там подвижной состав, хуже выполнение расписания, хуже работа в вечерние часы, когда это нерентабельно, в межпиковое время. Я считаю, что социально значимые маршруты необходимо в первую очередь переводить.
Начальная, максимальная цена работы по перевозке пассажиров определяется по методике Минтранса, в которой учтены все вопросы. На сегодня перевозчик, чтобы оставаться более-менее на плаву, экономит на многих вещах. Где-то недоплачивает налоги, где-то не совсем «белая» заработная плата, где-то экономия идет на безопасности, где-то на комплектации подвижного состава. При формировании начальной, максимальной цены при брутто-контрактах учтены все эти моменты, так как они должны исполняться. Брутто-контракт — оптимальная для перевозчика схема работы».
Иван Петров, президент Союза транспортников Кубани
«По моим данным, сейчас рассматривают не всю маршрутную сеть города, а только часть сети, которая, как считается, является социальной. В ней коммерческие перевозчики несут социальную нагрузку, то есть прибыль с этих маршрутов они не извлекают. А есть даже маршруты, которые генерируют минимальный убыток.
Опыт есть по ряду городов России, где маршрутная сеть была переведена полностью на брутто-контракты. Это серьезные финансовые затраты, в первую очередь для муниципалитета, потому что это издержки. За это мы с вами как налогоплательщики заплатим. Говорить, что брутто-контракты — это хорошо и бесплатно, это не так.
Состоялось несколько конкурсов в прошлом и этом году на 19-й, 91-й маршруты. На 89-й маршрут сейчас конкурс планируется. И на эти небольшие брутто-контракты по отдельно взятым маршрутам выходили наши, местные перевозчики, активно в них участвовали. Но если посмотреть на опыт, сформировавшийся в России, то мы видим, что происходит серьезный передел рынка при брутто-контрактах.
При переходе, безусловно, меняется рентабельность. Там заложены деньги с учетом всех нормативных мероприятий, так называемая минимальная цена, и зарплата водителей, амортизация транспортных средств. Поэтому, когда перевозчик берет на себя обязательства по брутто-контракту, он четко понимает, что по нерегулируемому тарифу, который сейчас существует, у него рентабельность в разы ниже.
Перевозчики будут однозначно платить полную «белую» зарплату всем водителям. Частично это улучшит привлекательность профессии, потому что многие водители хотят взять кредит, ипотеку, и уровень той зарплаты, которая указана в справке 2-НДФЛ, очень влияет на возможность водителя по приобретению недвижимости в ипотеку. Поэтому я думаю, что это чуть-чуть улучшит ситуацию с дефицитом кадров, но говорить, что это принципиально изменит ситуацию, я бы не стал.
Проблема в том, что пробки на дорогах никто не убрал, выделенные полосы никто не оформил. Получается, что в автобусе среднего класса вы стояли в пробке, и получалось так, что в час пик автобус переполнен. Все то же самое происходит и с большими автобусами. Почему? Потому что люди вышли на остановку, автобуса нет. А его нет не потому, что он отсутствует на линии, просто стоят все вместе в пробке, сбились в группы, это хорошо видно через приборы ГЛОНАСС, что вызывает негатив пассажиров. Брутто-контракты эту проблему не решат».
Подготовил Станислав Бандурка