Поиск идентичности: как кинематограф повышает узнаваемость южных городов
Евгений Моисеев, глава города Кисловодска
«Для города, который живет за счет туризма, главнейшим условием развития является медийная, информационная известность, чтобы город-курорт знали, узнавали, видели с той стороны, с которой мы хотим его показать. Когда в Кисловодске снимают фильмы — это очень сильно помогает популяризации курорта, и мы всячески поддерживаем режиссеров и продюсеров, желающих организовать на территории города киносъемочный процесс. Сейчас у нас снимается одновременно два фильма, и, надеюсь, будет сниматься продолжение «Чебурашки».
Известно, что научное сообщество официально признало Кисловодск городом, который лечит сердце. Здешний воздух и терренкуры признаны лечебными для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Кисловодский национальный парк — гордость курортного региона России. В парке растут 250 сортов деревьев и кустарников и более 900 видов трав, а знаменитая долина роз занимает несколько гектаров. Кроме того, город находится в Кисловодской долине — в городе нет ветров, 320 дней в году вы можете видеть солнце. Каждый год сюда приезжают миллионы отдыхающих.
Эти фишки города-курорта мы хотели закрепить. Поэтому было принято решение создать и запатентовать официальный логотип. Мы объявили голосование в интернете на его разработку. Девушка с ограниченными возможностями здоровья из Барнаула предложила нам свою концепцию: сердце, края которого оформлены в виде солнечных лучей, внутри символично изображен наш нарзан, источник. Получилось, что в этом сердце заключено три главных смысла Кисловодска: солнце, вода и специализация.
Мы получили свидетельство в Роспатенте, теперь этот бренд зарегистрирован за Кисловодском и все, что у нас происходит — мы крутим вокруг нашего бренда. Лозунг города «Кисловодск — город твоего сердца». Символ Кисловодска уже можно увидеть на афишах, сувенирах и даже на «аватарках» кисловодчан в социальных сетях».
Юлианна Медведева, генеральный продюсер, кинокомпания Medvedfilm Production
«Все хотят посетить эти кинолокации, где снимали именно Чебурашку. Игрушки «Чебурашки» в оригинале раскупаются моментально, это говорит о том, что это людям «зашел» положительный герой, он дарит положительные эмоции.
На этом можно продолжать играть: продвигать бренд территории через локальный бизнес, начиная от школьных принадлежностей, заканчивая одеждой. Удивительно, что дети, которые не знали этого мультипликационного героя, сейчас заинтересовались им, и здесь, конечно, кроется очень большая, я бы даже сказала, неограниченная коммерческая составляющая.
Домик Гены, которого играл Сергей Гармаш, искали и в ботаническом саду Сочи, и в Кисловодске. Туристы приезжают в надежде, что найдут этот домик, сфотографируются у шоколадной кондитерской. Через кино-туризм в городах съемок очень стойкий турпоток появился. Уже его ощущаемо видно».
Анна Луканина, управляющий партнер Международного агентства Depot, президент Ассоциации брендинговых компаний России
«В городах есть разные памятники и какие-то ландмарки. Например, пермяк-соленые уши есть в Перми. Такие арт-объекты пробуждают ностальгию, вызывают ассоциации. Наверняка, когда я буду в Кисловодске, гуляя по городу, столкнувшись с памятником Чебурашке, я улыбнусь и вспомню свое детство.
Но есть определенные риски, так как все зависит от дальнейшей популярности фильма и самого образа. Если для кого-то Чебурашка не является символом эпохи, то работать такой образ не будет. Поэтому в долгосрочной перспективе идентичность территории лучше строить вокруг более устойчивых и фундаментальных образов, характерных тому или иному региону. Если говорить о Кисловодске, то это, конечно же, минеральные воды и статус всероссийской лечебницы»
Философия фестиваля
— Северный Кавказ — очень традиционный макрорегион. В каком виде сюда проникает современное искусство, как оно здесь развивается?
— Нам часто задают вопрос: «нужно ли Кавказу современное искусство?» Кавказ — часть современного мира, и для него современное искусство — такая же неотъемлемая составляющая культурного процесса, как и для любой другой территории.
Задача нашей институции — укоренение современного искусства на территории Северного Кавказа. Но, несомненно, здесь этот процесс имеет свои особенности, связанные в первую очередь с достаточно пестрым с точки зрения разнообразия культур, религий, ментальности, пространством и разными, не всегда простыми взаимоотношениями между ними.
Здесь я бы хотела процитировать Александра Дашевского, санкт-петербургского художника, неоднократного участника фестиваля и куратора «Аланики» 2024 года.
«…Современное искусство — это бесконечный тренинг на терпимость… На Кавказе, где этнические и религиозные демаркационные линии проведены особенно резко, любое историческое движение связано с болезненными трениями… Современное искусство, призывая к диалогу, к восприятию другого без национальной и религиозной призмы, важно здесь не с эстетической, а с этической точки зрения».
В то же время мы понимаем и ценим традицию как часть культурного наследия, обладающего великой цивилизационной ценностью, но также считаем важным интеграцию его в современную культуру.
— Международный фестиваль современного искусства «Аланика» прошел уже в 16-й раз, но только в этом году он стал межрегиональным. Как изменилась миссия фестиваля?
— Международный фестиваль современного искусства «Аланика» — самый значимый и резонансный проект в области современного визуального искусства на Северном Кавказе. Проводится с 2007 года. С самого начала он носил межрегиональный характер: в каждом фестивале принимали участие местные художники. Фестиваль проходил на территории Республики Северная Осетия — Алания. В 2023 году мероприятие впервые вышло за пределы региона.
Сегодня миссия фестиваля состоит в том, чтобы актуализировать культурное наследие региона средствами современного искусства, в интеграции современного искусства в традиционный музейный контекст.
Музей и художник
— Как проходил отбор музеев, которые участвовали в фестивале в текущем году? На какие уникальные характеристики вы обращаете внимание?
— Сейчас мы проводим исследование, ведем переговоры, делаем анализ существующей базы музеев Северного Кавказа. Почти все невероятно интересные, но, конечно, мы учитываем готовность сотрудников музея к переменам и к экспериментам.
Далее нас ждет большая и интересная работа. После определения восьмерки музеев предстоит кураторский тур. Совместно с представителями музеев будут отобраны наиболее интересные и важные темы для каждого из них, будут подготовлены кураторские тесты.
Впереди — проведение конкурса среди художников на лучшую идею проекта в музее. По итогам конкурса будут сформированы восемь пар «музей-художник», которые и станут участниками следующей «Аланики».
— Какие итоги фестиваля в 2023 году вы можете подвести? Удалось ли достичь поставленных целей?
Основной итог — внимание зрителей, увеличение посетителей музеев и посетителей сайта фестиваля. Музеи стали более видимыми не только на территории своего региона, но и за его пределами.
Этот и другие материалы можно прочитать в свежем номере РБК+Кавказ.