Игорь Губин: «Интернет-торговля может поддержать рынок виноделия на Юге»
— Ассоциация компаний интернет-торговли предложила легализовать продажу алкоголя в сети. Предполагается, что покупателю будет необходимо пройти подтверждение через портал госуслуг, получить QR-код и предъявить его курьеру при доставке товара. Что в вашем союзе думают об этой инициативе?
— Одной из точек роста виноделия в России является разрешение интернет-торговли. Раньше этим пыталась заниматься «Почта России», и вроде как с апреля они готовы запустить этот проект. За этим большое будущее, потому что мы решаем сразу несколько задач. Главная из них — делаем вино доступным для потребителя и убираем оптовое звено. Все производители винограда и натурального вина находятся на юге, а потребители находятся на севере. Москва и Санкт-Петербург, например, самые платежеспособные рынки. Возможности для реализации продукции значительно расширятся, если мы будем использовать средства интернета.
— Как изменились цены на продукцию и сырье? Каковы ваши прогнозы на 2023 год?
— По моему мнению, цены уже выросли. Если мы покупали качественную португальскую пробку два года назад за 10 рублей, которая держится пять лет, то сейчас она стоит 23 рубля. Рост в два раза. Плюс встает вопрос дефицита этой продукции — пробка поставляется с перебоями. Параллельный импорт не очень четко работает. Я думаю, что мы уже достигли потолка роста цен, и сырье расти уже не будет. Вопрос в том, как это компенсировать в цене продукции. Вино не может вырасти в два-три раза, его просто перестанут брать. На 10, 15, 20% — это еще приемлемо, но не больше. Поскольку себестоимость растет, доходы виноделов сокращаются.
— Возможно ли полностью обеспечить российских производителей вина отечественными комплектующими? Какой вклад может внести в этот процесс Ростовская область?
— Самая больная тема — это пробка. 90% коркового дуба, из которого делается пробка, произрастает в Португалии. Еще 10% — на юге Испании. Все остальное можно производить в России. Ростовская компания «Амадон», производящая мюзле, просто замещает рынок импортных комплектующих. Также в Ростове есть стекольный завод «Актис», который производит большой ассортимент стеклотары, в том числе и винные бутылки. В Ростове сосредоточено много типографий, которые делают качественную полиграфическую продукцию, есть предприятие по производству гофротары. В принципе, тут есть все, кроме укупорки.
— По вашей оценке, насколько сейчас виноделие Ростовской области конкурентоспособно на фоне соседних регионов — Кубани и Крыма?
— В плане качества оно очень конкурентоспособно, потому что на Дону вина получаются высококислотные, ароматные. Все, кто понимают толк в вине, предпочитают донской регион и донские вина. Об этом говорят многочисленные конкурсы, которые проходят. При небольшом количестве виноделен на Дону 20–30% всех наград мы забираем — это говорит о качестве. В плане же наполняемости рынка донской продукцией, здесь надо говорить о том, что мы находимся в ущемленном положении. Потому что многие даже не знают, что есть продукция донских виноделов, 2 тыс. га — это очень мало, учитывая, что в России 150 тыс. га. Здесь как раз важна работа региональных властей, нужно создавать инвестпроекты.
— В чем выражается нехватка поддержки региональных властей?
— В Ставропольском крае уже давно существует такая мера поддержки, как субсидирование частных затрат на приобретение сельскохозяйственной и винодельческой техники, которая занимает основную долю расходов при создании виноделен. В Ростовской области такого нет. Нужно взять хотя бы одного регионального дистрибьютора региональной продукции и сделать так, чтобы донской ассортимент был представлен во всех ресторанах. Можно привлекать в эту отрасль, предоставив льготы по тарифам. Не платить от 8 до 12 рублей от районов Ростовской области, а тот же тариф ИЖС составить для фермеров и сельхозпроизводителей.
— По итогам 2022 года внутренний туризм Ростовской области вырос за счет транзитных туристов, направляющихся в Крым и Краснодарский край. Отразилось ли это, на ваш взгляд, на развитии агротуризма? Планируют ли винодельческие предприятия развиваться в этом направлении?
— Поскольку мы находимся на трассе Волгодонск — Ростов, за последние два года мы почувствовали этот туристический трафик. Фактически, у нас был такой трафик, как на М-4 «Дон» с севера. У транзитных туристов был интерес к нашей продукции. Но транзит есть транзит, можно рассчитывать на 1–2 дня, это не совсем полноценный туризм. Допустим, гранты, которые были заявлены в 2022 году, получили тоже не все, кто хотел бы. Из наших виноделов у нас только один получил. Например, в Болгарии государственные или региональные власти предоставляли земли для строительства виноделен, а через три года инвестор получал 50% стоимости потраченных средств. Любой инвестор в России, я считаю, на это бы пошел.
Ростов не курортная зона, регион, может, даже не ассоциируется у людей с отдыхом, хотя это не так, поэтому стимулировать нужно благоприятными условиями. На сегодняшний день мы имеем поддержку в виде субсидий на виноградники. Она не очень большая, но тем не менее. Хотелось бы, чтобы субсидировался урожай. На мой взгляд, самое главное — это субсидия на технику. Техника вообще сейчас стала проблемой, все дорого. Даже обычный минский трактор МТЗ-82 стоит 2,7 млн рублей, то есть это неподъемные деньги. Чтобы получать высококачественное сырье, нужна высококачественная техника.
— Какие точки роста вы видите?
— Точкой роста для мелких винодельческих предприятий я вижу возможность интернет-торговли. Также необходимо разрешить рекламу, развивать винный туризм. Необходимо создать на базе какого-то основного дистрибьютора в Ростове площадки донских вин для донских виноделов, чтобы продукция поставлялась во все точки общепита.