Мнение: на Кубани выживут рестораны с интересной концепцией
На фоне общего снижения посещаемости ресторанов на Кубани из-за частичной мобилизации заведения с интересной концепцией серьезного падения не наблюдали. Очередной кризис в ресторанном бизнесе Краснодарского края смогут и дальше пережить те проекты, которые уделяют большое внимание уникальности, атмосферности и сервису. Об этом РБК Краснодар сообщил управляющий партнер ресторана «Магадан» в Краснодаре Гаджи Зулумханов.
По словам Зулумханова, в критических ситуациях ресторан играет важную социальную роль.
«Когда человеку тревожно, ему необходимо некое третье место, где есть какая-то социализация, куда он стремится выйти, чтобы не быть одному. Хорошие рестораны в этом плане играют большую роль. Чем больше они будут уделять внимания атмосферности, доброжелательности, сервису, гостеприимству, тем лучше они будут держаться», — подчеркнул эксперт.
Среди наибольших проблем в ресторанном бизнесе специалист назвал удорожание логистики и себестоимости продукции.
«Средний чек в ресторанах не очень изменился. А все, что касается продуктов, и особенно всего того, что связано с переходом на отечественный продукт, — с этим сложности. В связи с трудностями логистики произошло увеличение закупочных цен до 50% на некоторые позиции, а, например, лосося — на 100%. Но рестораны не могут отреагировать следом за ростом цен так же быстро: люди просто перестанут ходить. Это очень сильно бьет по рентабельности», — рассказал Зулумханов.
Еще одна проблема, по словам топ-менеджера ресторана, — это продукция, которая добывается в отдаленных от юга регионах.
«Мы думали, что из-за санкций мы увидим, например, недорогую магаданскую креветку или недорогого краба камчатского. Но мы этого не увидели. Креветка и краб наши же подорожали. Субсидирование логистики под эти продукты было бы интересным и правильным. Такое ощущение, что многие меры поддержки пишутся без привлечения профессионалов из ресторанной сферы, поэтому большая часть мер не настолько эффективна, как хотелось бы», — рассказал Зулумханов.
Он подчеркивает, что есть определенные проблемы с логистикой не только в пределах страны, но и в пределах региона.
«Мы много спорили о фермерских продуктах. Фермер может жить от центра в 150 км, и каждый день гонять машину просто нереально. На деле получается, что продукты есть, но получить их свежими ресторану практически невозможно, поскольку нужна регулярная логистика», — подчеркивает управляющий.
Еще одна проблема отрасли — кадры. По словам Зулумханова, еще за время пандемии многие разочаровались в сегменте. Самая пострадавшая сфера экономики — это ресторанный бизнес, как с точки зрения сотрудников, так и с точки зрения продолжительности ограничений, говорит эксперт. Кроме того, по убеждению топ-менеджера ресторана, в регионе нет интересных школ подготовки специалистов.
Эти причины и сложная экономическая ситуация будут способствовать тому, что заведения, которые не имеют запасов прочности, уйдут первыми.
«Выживут самые интересные рестораны и концепции. Сегодня потребители хотят меньше тратить, но получать больший сервис за те же деньги. На рынке останутся профессионалы. Люди всегда будут ходить в рестораны. Наша задача — делать это правильно и профессионально», — заключил эксперт.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар