Лозинский: «Городам Юга следует думать о долгосрочной децентрализации»
В настоящее время все больше крупных городов ЮФО и СКФО выбирают путь децентрализации и создания новых точек притяжения в урбанистике. Об этом РБК Ростов рассказал глава экспертного направления Strategy Partners Сергей Лозинский.
По словам эксперта, в целом на Юге потребность в децентрализации и создании новых точек притяжения исторически была несколько меньше, поскольку южные города в основном сами были более рассредоточенными и, как правило, имели несколько таких центров.
«Первым исключением здесь стал Краснодар — в связи с огромными темпами роста жилищного строительства и численности населения. В этом случае даже формирование новых центров притяжения, например вокруг стадиона и парка «Краснодар», не помогает, поскольку сами эти места «притягивают» не только посетителей, но и плотнейшую, даже по московским меркам, жилую застройку, и, как следствие, новые «узкие места» в транспортных потоках», — рассказал Лозинский.
Руководитель экспертного направления Strategy Partners отметил, что само по себе развитие (неуправляемое) агломерации может и положительно влиять на ситуацию с транспортом, и отрицательно.
«Вот пример: активное развитие жилищного строительства в Михайловске и Шпаковском районе рядом со Ставрополем привело, с одной стороны, к резкому увеличению численности населения этого района (рост в 2021 году на 50% в сравнении с 2009 годом), а с другой — к формированию «пробок» на связывающих район с центром Ставрополя автодорогах. В случае же реальной децентрализации, когда не только строится жилье, но и создаются рабочие места и необходимая инфраструктура, все это приводит к формированию новых центров притяжения в рамках агломерации — и, как следствие, к рассредоточению транспортных потоков», — объяснил эксперт.
По его словам, само по себе развитие агломераций может только косвенно повлиять на решение о переезде — в частности, если жилищное строительство в новых центрах позволяет предложить качественное и большее жилье, еще и большего объема, или же стимулирует экономическую активность и, следовательно, спрос на квалифицированных специалистов.
«Именно в силу фундаментальных факторов люди продолжают ехать, скажем, в Краснодарский край, в том числе и в Краснодар. Более теплый климат, постоянно растущий рынок труда, возможность все еще сравнительно недорого приобрести жилье являются более привлекательными факторами для многих в сравнении, например, с возможностью ездить на работу без пробок. Кроме того, Краснодар все в большей степени приобретает черты большого, активного мегаполиса, который «никогда не спит», в котором постоянно кипит жизнь. Вкупе с усилиями властей и бизнеса по развитию городской среды это формирует достаточно привлекательный образ города для переезда. В других больших южных городах, в первую очередь Ростове-на-Дону, ситуация схожая», — констатировал Сергей Лозинский.
Эксперт добавил, что многое зависит от того, насколько люди будут довольны ситуацией через несколько лет после переезда, когда они привыкнут к позитивным сторонам переезда и будут более остро воспринимать негативные моменты нового окружения.