«2022-й оказался для кубанских печатных СМИ лучше, чем предыдущий год»
2022 год оказался тяжелым для российских СМИ. Выросли цены на бумагу и печать, из-за санкций поставки шли с перебоями, большинство рекламодателей временно заморозили бюджеты на рекламу. РБК Юг спросил представителей печатных СМИ Краснодарского края, как они пережили прошлый год, какие основные тренды могут отметить и чего ждут от ближайшего будущего.
Дмитрий Михеев, директор краснодарского филиала медиагруппы «Комсомольская правда»
«Конечно, кризис 2022 года — один из самых сложных, но я не могу сказать, что мы как-то очень сильно почувствовали изменения. Наоборот, мы даже подросли, у нас хорошая динамика. Наверное, все потому, что в 2020 году, в пандемийный период, мы, наверное, подготовили себе такую подушку безопасности на ближайшие годы. Поэтому год от года мы прирастаем, цифры у нас очень хорошие. У нас очень хорошая динамика, где-то плюс 35% точно.
Основной доход у нас от рекламы. Что касается расходов, мы их еще три года назад сократили, и живем по тому сценарию, по тому плану. Мы в начале года встречались с представителями типографии, нас успокоили, сказали, что есть запасы, что бурного такого роста не будет. Я вас тоже хочу успокоить: бумага и производство газеты не сильно выросли. «Коммуналка» даже подросла куда выше, чем расходы на печатную продукцию.
Конечно, строить долгосрочные прогнозы невозможно, но мы пытаемся. Мы все равно защищаем свой бюджет на год, и все равно мы пытаемся спрогнозировать весь год. Мы успешно занимаемся видеопроизводством, и сейчас у нас мультимедийная редакция — и радио, и сайт, и газета. Поэтому для нас самая главная задача — делать успешный продукт, тот продукт, который нравится нашим читателям, зрителям, слушателям».
Владимир Вербицкий, главный редактор газеты «Краснодарские известия»
«Весной итоги финансового года мы представляли себе тяжелыми. Скажу вам, что мы прошли его по самому оптимистичному из всех возможных прогнозов, обычно мы руководствуемся пессимистичным планом. Это касается и текущей деятельности предприятия, и, как ни странно, даже наших коммерческих результатов, несмотря на падение рекламного рынка. То есть 2022 год для «Краснодарских известий» не стал стрессовым.
Мы думаем, что и результаты нашей подписной кампании, и наши планы по тем проектам, которые мы задумали, они вполне себе сбыточные. А что касается подписки на первое полугодие 2023 года, они реализованы даже с плюсом по отношению к прошлому году. Знаете, пусть банально, но полет нормальный.
Известно, что производство печатных изданий каждый год дорожает, абсолютно каждый год. И здесь две основные статьи расходов — помимо фонда заработной платы, это, безусловно, услуги типографии, потому что бумага дорожает, но еще сильнее дорожают те краски, которые мы используем.
Безусловно, это все отражается, это наши дополнительные издержки, которые мы не могли прогнозировать в начале года. Это дорого, в общей сложности до 35% в 2022 году. Но на начало 2023 года общее удорожание составило все 50%. Скажем прямо: хотелось бы эти деньги потратить иначе.
Вторая статья расходов — это «Почта России», которая за логистику и свои услуги поднимает каждый год стоимость. К этому мы уже привыкли. По итогам года, что касается нашего коммерческого отдела, здесь перевыполнение на 10%. Как правило, планы закладываются, чтобы их не выполнили, чтобы не платить дополнительных премий, а тут пришлось. Надеюсь, вы уловили иронию».
Андрей Арендаренко, главный редактор «Кубань сегодня»
«Мы сейчас как раз подводим аналитику по итогам прошлого года. Признаться, приятно удивлены.
Скачки курса рубля в начале года, что напрямую влияет на цену полиграфической продукции, поставили весной прошлого года в очень неустойчивое положение многих, в том числе и нас. А учитывая, что мы коммерческая организация без доли участия государства, которая получает возможность работать исходя из баланса затраты-прибыль, в первые недели спецоперации на Украине и сопутствующей нестабильности рынка присутствовали опасения.
Но тут включились другие механизмы. Проще говоря, бизнес всегда видит в кризисе не только проблемы, но и возможности.
В плане экономики промежуточный анализ ситуации дал неожиданный результат: 2022-й оказался для печатных СМИ лучше, чем предыдущий год. Говорю авторитетно, потому как на руках срез цен на печать, бумагу, доставку газет за десять лет. Так вот, в 2021-м цена на бумагу росла как на дрожжах, а в этом году замедлилась. Типографии тоже вели разную политику: одни задрали цены до небес, а другие сохранили баланс. Мы, как частный медиахолдинг, в этой ситуации имели возможность маневра — выбирали наилучший вариант.
Неприятный факт: цветных полос в газетах по всей стране, и у нас, будет меньше. Мы пока разбираемся в этом моменте, но рынок сыграл так, что печать цветных страниц стала не просто убыточной, а разорительной. Кто-то видит в этом проблему, мы склоняемся к позитиву: значит, надо завоевывать читателя контентом. И для этого мы уже много что сделали. Так, мы обеспечили работу журналистов в Донбассе и других местах боестолкновений, которые сами пришли и сказали о своем желании ехать туда. Читатель все решает. Это непреложное правило. Время картинок прошло. Нужна информация».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Расширенное мнение представителей СМИ, а также интервью с вице-президентом по коммерции и цифровизации AVA Group Татьяной Фоменко смотрите на сайте РБК Краснодар, на 39-й кнопке в кабельных сетях «Ростелекома», в приложении Wink, а также на 101-й кнопке в кабельных сетях «Вымпелком» 14 и 15 января в 10:40 и 17:05.
Архив прошлых эфиров ищите на нашем Youtube-канале и RuTube-канале
Подготовил Станислав Бандурка